"Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"
статья по теме

МАСЛЕННИКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

 

Педагогическое совещание на тему: "Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое совещание на тему: "Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"

Масленникова Людмила Николаевна, учитель физической культуры

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии

Цели и задачи:

Раскрыть возможности здоровьесберегающих технологий, способствующие улучшению состояния здоровья учащихся и повышению уровня их образованности;

рассмотреть особенности здоровьесберегающих технологий;

продемонстрировать здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.

Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.


Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).

Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Что же относится к основным направлениям работы школы?

Профилактика и оздоровление:

Регулярное прохождение диспансеризации.

Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.

Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.

Сбалансированное питание.

Физкультурно-оздоровительная работа

Образовательный процесс:

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.

Рациональное расписание.

Информационно-консультативная работа:

Дополнительные диагностические мероприятия.

Информационные стенды.

Консультации врачей-специалистов и психологов.

Участие в создании внутришкольной среды:

Самоуправление.

Проведение мониторинга.

Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.

Психотерапевтическая программа:

Психологические тренинги.

Индивидуальные консультации.

Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.

Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.

Информационно-консультативная работа:

Тематические семинары и педагогические советы.

Курсы повышения квалификации.

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах:

Учет особенностей данной возрастной группы учащихся;

Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей;

Структурирование урока с учетом изменений работоспособности;

Использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).

Деятельность школы должна быть направлена:

На формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни.

Создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей).

Совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания.

Совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения.

В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

наличие эмоциональных разрядок на уроках;

чередование позы с учетом видов деятельности;

использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности (приложение1).

Анализ здоровьесберегающих технологий в образовании – фактически это школы, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (приложение2).

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством (приложение3).

Типы технологий

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Классификация здоровьесберегающнх технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;

санитаоно-гигиенической деятельности);

образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;

профилактики и коррекции девиантного поведения);

психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ (приложение4,5).

Итак, Здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ)- это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, а развитие строится на принципе субъект субъектного образования. Здоровый образ жизни рассматривается в науке как определённый способ, тип жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья детей. В условиях ОУ он охватывает условия обучения и методы образования, организацию досуга и быта, питания, режима дня учащихся, профилактику вредных привычек, стиля общения ребёнка в школе и дома и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе

Данная статья раскрывает основные аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Здоровьесберегающие технологии и их применение в вокально-хоровой работе

Здоровьесберегающие педагогические технлогии, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, фонопедический метод развития голоса по системе В. В.Емельянова, "физвокализ" А. И. Попова, музыкотерапия...

«О здоровьесберегающих технологиях и их применении в деятельности учителя на уроках математики»

Из выступления на окружной  педагогической  конференции Гусаровой А.М., учителя математики высшей категории ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр»....

Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе школы

Материалы статьи дают представление о здоровьесберегающих технологиях, их назначении в школе. Акцентируется внимание на актуальности проблемы здоровьесбережения для современной шко...

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии и их применение в деятельности учителя"

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии  и  их применение в деятельности учителя"...

«Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»

laquo;Здоровьесберегающиетехнологии и их применение впедагогическом процессе»Подготовила: воспитательСупонина О.Н   Здоровьесбережение – это активностьлюдей, направлен...


 

Комментарии

На уроках физкультуры надо обязательно использовать здоровьесберегающие технологии.