Валеологическая направленность логопедических занятий.
статья по теме

Флягина Наталья Сергеевна

На логопедических занятиях с обучающимися провожу различные виды гимнастик.В логопедическом кабинете создана  пространственно-развивающая среда для самостоятельной деятельности обучающихся.   

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области

для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии

«Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

 

Валеологическая направленность при проведении логопедических занятий.

                                                                                            учитель-логопед

                                                                                                            Коротаева Наталья Сергеевна

                                                                                                            I квалификационная категория

г. Сухой Лог

2010 г

На логопедических занятиях с обучающимися провожу различные виды гимнастик –   корригирующую (для профилактики нарушения осанки, для профилактики  зрительной утомляемости), дыхательную, пальчиковую, артикуляционную.  При проведении этих гимнастик  обязательно учитываю индивидуально-личностные особенности обучающихся, необходимость  создания положительного эмоционального  фона. Использую различные стихотворные тексты.

В логопедическом кабинете создана  пространственно-развивающая среда для самостоятельной деятельности обучающихся.  Такая среда является стимулирующим фактором для приобретения и закрепления детьми в самостоятельной  деятельности опыта, необходимого для осознанного отношения к своему здоровью, развития познавательных представлений и речевых умений, формирования инициативного поведения. (работа с песком – развитие мелкой моторики, связной речи; дидактическая   игра «Здоровый образ жизни» - пополнение лексического запаса, активного словаря), тренажёры для развития мелкой моторики, речевого дыхания.

Уделяю внимание работе по развитию у детей навыков правильного дыхания. Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического и валеологического воспитания детей с ослабленным  здоровьем. Нарушение функций дыхания препятствует нормальному насыщению крови  кислородом, приводит  к нарушению обмена веществ. Провожу с детьми упражнения, направленные на развитие длительности речевого выдоха («Филин»), на формирование правильного носового дыхания и координацию движений («Запасливые хомячки», «Шарик лопнул», «Ветер»).

У обучающихся проявлениями доминирующих эмоциональных состояний зачастую являются: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, расторможенность, беспокойство и тревога, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью. Поэтому продуманно подхожу к  включению в совместную деятельность психогимнастик и психологических этюдов («Солнышко», «Ласковушки», «Этюд для души»), позволяющих детям в игровой форме учиться управлять своими эмоциями, снимать  усталость, преодолевать робость и замкнутость. Итог занятия сопровождается эмоциональными карточками.

Точечный игровой массаж ушных раковин, рук, лица («Козочка», «Дятел», «Птички»), проводимый с обучающимися, способствует повышению сопротивляемости организма к заболеваниям; дыхательные упражнения («Надувалочки», «Одуванчик», «Ныряние») позволяют детям улучшить настроение.

На индивидуальных занятий в логопедическом кабинете, используется дополнительная подсветка. Это возможно при работе над автоматизацией или дифференциацией звуков в речи, когда уже нет необходимости следить за правильной артикуляцией перед зеркалом (звук достаточно автоматизирован). Таким образом,  можно создать уютную располагающую обстановку, которая особенно необходима для работы с детьми, имеющими нейропсихологические проблемы. Также применяю элементы нейропсихологических методов  при проведении физкультминуток: синхронные и асинхронные движения рук и ног, работа с глазодвигательными мышцами.

Комплексное использование полезных свойств комнатных растений позволяет значительно улучшить среду обитания, снизить заболеваемость ОРВИ, гриппом, оказывает терапевтический эффект. Например, в учебном помещении можно иметь такое комнатное растения, как аспарагус, которое уменьшает количество вредных микроорганизмов в два раза. Примула и белопятнистая бегония также обладают высоким противомикробным эффектом. Филодендрон, а также диффенбахия и антуриум благотворно влияют на водо и газообмен, уменьшают сухость воздуха в помещении. Прекрасно увлажняют воздух и папоротники. Кроме того, они нейтрализуют формальдегид, выделяющийся из новой мебели и ковровых покрытий.

Но даже при учете этих факторов, в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что, безусловно, влияет на состояние здоровья ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"

Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету....

"Горькая правда о горьком пиве"Классный час по валеологическому направлению

В помощь классному руководителю."Горькая правда о горьком пиве"-классный час по валеологическому направлению. Яркая, красочная презентация поможет не скучать старшеклассникам. Информация тоже полезная...

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Тема:  «Хомячок» (звуки [ Х, Х’].  Буква Х.)Цель:  создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х  - Х’]  в слогах, словах, фразахЗадач...

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...

Материалы валеологической направленности

Материалы валеологической направленности...