Материалы валеологической направленности
учебно-методический материал

Рощупкина Татьяна Григорьевна

Материалы валеологической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы

валеологической

направленности

                                                        Подготовила

 учитель русского языка и литературы

Рощупкина Т.Г.

 1. Словарный диктант “ Домашняя аптечка”.

Анальгин, корвалол, но-шпа, уголь активированный, валидол, йод, спазган, гематоген, мезим-форте, фестал, цитрамон, стрептоцид, мукалтин, бальзам “Золотая звезда”.

2. Выполните орфографический и пунктуационный разбор  предложения.

Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

- Расскажите о первой помощи при ожогах.

3.Текст для диктанта.

 В летнюю пору часты укусы насекомых: пчёл, ос, шмелей, комаров. В местах укуса появляются краснота, отечность. Ребенок жалуется на боли, жжение, зуд. Необходимо осторожно удалить жало насекомого и наложить холодный компресс или повязку с нашатырным спиртом. Хорошо помогает при укусах насекомых бальзам” Золотая звезда”.

4. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

5. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.

6.Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”.

Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация). 5. Текст для диктанта.

7. Текст  для диктанта.

В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

8. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: “Щи да каша – пища наша”. Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: “С ним каши не сваришь”. “Заварить кашу”?

9. Запишите меню, исправив в нём ошибки.

Щи из свежей копусты.

Пильмени.

Кортошка тушёная.

Яишница с калбасой.

Пирожное бисквитное.

Кесель клюквенный.

Кампот яблочный.

10. Текст для орфографического разбора.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

11. Текст для пунктуационного разбора.

Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

12. Текст диктанта.

Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.

Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведённый в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.

Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

13.Сочинение- миниатюра

Темы: «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

            «Почему нужно заниматься спортом»  

          « В здоровом теле- здоровый дух»

          « Здоровье- богатство во все времена»

Физкультминутки

1.

Вышла мышка,

Вышла мышка  как- то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дёрнули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук -«дёрнули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

2.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз- присели, два- привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

3.

У реки росла рябина,

У реки росла рябина (из положения упор- присев постепенное  выпрямление туловища, руки вперёд, вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперёд, руки прямые).

Там гуляла рыбина (приседы).

Эта рыба- рыбий царь (прыжки).

Называется – пескарь(ходьба на месте).

4.

Гуси серые,

Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями)

Да, летели. Да, летели (продолжение бега).

И присели, посидели (два приседа).

Да и снова полетели (снова бег).

А потом опять присели (присед).

5.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

6.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся,.

Два- нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки опустили, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут? Тоже покажем.

Крылья сложили назад.

8.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

9.

Ну-ка рядом дружно встали,

С ветки яблони достали.

Положили их в корзину,

Быстро выпрямили спину.

10.

Мы капусту режем, режем.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

11.

1,2,3,4,5!

Приподнялись, чуть присели,

И соседа не задели.

А теперь придётся встать,

Тихо сесть, начать писать.

Материал для рефлексии.

А теперь, ребята, просмотрите на фразы известных людей и соотнесите

свои выводы на сегодняшнем уроке, своѐ состояние души с их мыслями.

Человек, который утверждает, что не родился счастливым, мог бы по

крайней мере радоваться благополучию друзей и родных. Зависть отнимает у

него даже эту радость.

Ж.Лабрюйер, французский писатель.

Счастье состоит в том, чтобы знать пределы своих возможностей и быть

ими довольным.

Р. Роллан, французский писатель

Стараясь о счастье других, мы находим своѐ собственное.

Платон, древнегреческий философ

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе.

Пифагор, древнегреческий философ и математик.

Счастливее всего тот, кто зависит только от себя.

Цицерон, древнеримский философ.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему

врагу.

Демокрит, древнегреческий философ

Зависть невольно расточает мне похвалы.

Д. Джебран, ливанский писатель.

Счастье есть равновесие разумных желаний и возможностей их

удовлетворения.

В. Шишков, русский писатель.

Счастье выпадает тому, кто его не ждѐт.

Японская пословица.

-Когда же человек не будет страдать, а ощутит себя счастливым?

Для всякого счастье прекрасно.

Горе тому, кто его не видит в себе самом.

Грамматические сказки

1.Капризные шипящие

   Дружно живут согласные  с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

  Но плохо гласной, когда перед ней  оказывается шипящая. С буквами Я, Ю,Ы, Э шипящие  вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны  стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК

ТСС… Слышите, что говорят шипящие?

- Осторожно! Мы- ш-ш-шипящ-щ ие!

                                               2.Заколдованные буквы

  Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел  злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

  Буква О стала походить на А, Е на И. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетела с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называют Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова: УДАРЕНИЕ НАД ГЛАСНОЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ

БУКВУ ЯСНОЙ!

                                        3.Про девочку Аллу

  Жила- была девочка Алла. Училась она во втором классе.

  Как- то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.

  Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой  двойные согласные. Алла  споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

  И Алла разучилась писать своё имя…

  А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

- Почему ты плачешь?- спросила её учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

  Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:

-Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными.

Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.

  Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя,  а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!

4.Беглое Е

  Вызвали Е из алфавита.

- Ну, как у вас там?

- Полный порядок. Каждый работает над своей темой.

- А не хотите ли вы поработать в другом месте, например в тексте? Узнаете хоть живое слово, а то застоялись  в своём алфавите.

-А в какое слово меня приглашают?

- Слово хорошее –ДЕНЬ, бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Вы там будете единственной гласной, и решающий голос будет ваш. Главное - хорошо организовать работу.

  Е  пробует возражать, ей не хочется расставаться с алфавитом, но и отказаться неудобно. Так и пришлось отправиться в текст.

  В слове ДЕНЬ Е встала на видное место, ей удобно, спокойно, совсем как в алфавите.

  Но вот слово начинают склонять: ДНЯ, ДНЮ… В чём дело? Куда девалась Е?

  Нет Е, она сбежала. Испугалась косвенного падежа.

  Вот какая эта Е. Ненадёжная. В трудную минуту на неё нечего рассчитывать.

                               5. Служебное положение частиц.

  Были же сомнения, были же мечты, но были и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществлятся!

  Были же…

  Бы, ли, же… Три маленькие частицы, в которых всё это выразилось с наибольшей силой…

  Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время… О, о чём только не говорят в неслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтёте в тексте.

 - Если бы у меня  было не две,  хотя бы три буквы, - говорила частица БЫ, - я бы такое сказала!

  Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательная. Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли ,- возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всём сомневаться. –Да и нужна ли тебе лишняя буква?

-Это же пустой разговор,- останавливает их частица ЖЕ, привыкшая разно смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв- больше тебе не положено по правописанию.

  Но частицу БЫ трудно остановить.

- Если бы я была Подлежащим, - вдруг заявляет она, я бы навела порядок в этом тексте.

-Ой  ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?

- Да перестаньте же. У нас же и так порядок. Этот порядок установлен Грамматикой.

  Так  спорят в свободное время частицы. Хотя все они- служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по- разному.

  Бы- мечтает. Ли- сомневается. Же- утверждает.

  И попробуйте прожить хоть   без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ни в чём не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чём не мечтать.

  Сможете прожить? Не сможете!

6.Сижу на двух стульях

   Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями «дополнение», «определение», «обстоятельство».Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма У ДОРОГИ всё ещё не села.

- Занимайте скорее место, - предложил Синтаксис.

- А я не знаю, куда садиться, - отвечал смущённый член предложения.

-Как не знаете?- удивился Синтаксис.- Вы отвечаете на вопрос ГДЕ? И обозначаете место - садитесь на стул обстоятельства.

-Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос КАКОЙ? и поэтому  должен быть ещё и определением, ведь слово ДОМ предмет, а не действие.

- Вот загвоздка, проговорил Синтаксис, - это действительно и определение, и обстоятельство одновременно. А садитесь-ка вы на два стула!

  Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке - о чём? какая?); дополнения и обстоятельства (оповестить через газеты- через что? как?); определения и обстоятельства (дом у дороги – какой? где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому оно относится.

7. Междометие

  Ох, и не любят междометий все части речи.

- Все мы что- нибудь обозначаем, говорят они.- Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!

  Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их: «Ах! Ух!Эх!Ох! Увы! Ого! Браво! Ба! Ой! Караул! Да! Фи! Фу!»

 

                                                 

                                     Весёлые рифмы

    Вопросительные предложения

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что – немой?..

Ну что молчишь упрямо?

    Повествовательные  предложения

Повествовать придётся мне,

И я скажу:

«Не дрался, не…

Свалился с дерева, и вот…»

   Восклицательные  предложения

Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс!»

Я проучу тебя сейчас!...»

                     Главные члены предложения

Когда перед вами задача - найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнём без сомнения,

И полюбуйся- перед тобой

Главные члены предложения.

Глаголы

Как начнёшь ты меня гнать,

Перестану я дышать,

Перестанут уши слышать,

Ну а  руки всё держать,

На меня начнёшь смотреть,

Будешь ты меня вертеть,

Буду всё равно терпеть,

Буду от тебя зависеть,

Раз ты смог меня обидеть,

Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть!

Он, Она, Оно

Моё стихотворение-

Про местоимения…

Утром-

Так заведено-

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идее ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл - плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце  и луна!

                                              Непроизносимые согласные

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно  вам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишут только букву У.

Это надо всем запомнить,

Надо потрудиться.

                                                   ЧК, ЧН

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК!ЧК!ЧК!

Кочка, почка, звёздочка.

Елочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,

Дочка, прибауточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК.

                                                              Имя числительное (2 гнома)

Ночью шум стоял в по2ле,

Там  2 гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили носы,

Но без гирь они е2ли

На весах свой вес узнали!

                                                Шарады

Я храню сокровищ  много.

Но легко меня извлечь.

Ты прибавь меня к предлогу-

Превращусь я тут же в речь.

                           (до-клад)

Крик птицы - это первый слог.

Второй - известный всем предлог,

А третий - бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

                         (кар-на-вал)

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

                    (за-дача)

Первое- нота,

Второе – тоже,

А целое-

На боб похоже

                 (фа-соль)

                                                 Скороговорки

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

Пара птиц порхала  да и выпорхнула.

В пруду у Поликарпа- три  карася, три карпа.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть,

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В семеро  саней по семеро в сани уселись сами.

Загадки

Мягкий и твёрдый знаки

В воде купался,

А сух остался.

           (гусь)

Кто приходит,

Кто уходит-

Все её за ручку водят.

             (дверь)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных  коня.

Езжу сразу  на обоих!

Что за кони у меня?

            (коньки)

У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем.

            (пальцы)

                                 Безударные  гласные в корне

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт-

Тут и пропадёт.

           (волна)

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

           (гнездо)

Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска:

Знать, невкусная доска.

             (пила)

На шесте- дворец,

Во дворце- певец.

Кто же это?

            (скворец)

                     

                                            Глухие и звонкие согласные

Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал.

                        (Снег)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

                    (Ложка)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

                     (Поезд)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть- нет головы.

                     (Гриб)

                                  Непроизносимые согласные в корне

Раскинут ковёр,

Рассыпан горох:

Ни ковра не поднять,

Ни гороха собрать.

       (Звёздное небо)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

           (Сердце)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

        (Солнце)

                          Дидактические игры, упражнения.

  1. Спишите стихи, выучите слова  на ЦЫ и ЦИ (для последующего  письма их под диктовку).

Цыплёнок прыгнул на циновку

И там на цыпочки привстал.

А мимо шёл цыган на танцы.

-Цып-цып,- цыплёнка он позвал.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу.

Уж приехали борцы.

2.Произносите правильно!

Слова конечно, нарочно, скучно дети часто произносят с чн  ; норма же требует произношения этого слова с шн.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь- то я послушный!

  1. Что это?

                   __  __   __    почка

В этой почке нить накала.

                   __  __   __   почка

Эта почка из металла

                     __  пи__ ка

Эта пика не остра.

(Это ключик от костра)

(Ответ: лампочка, цепочка, спичка)

4.Допишите пословицы и подчеркните Ь.

Поспешишь – людей …(насмешишь).

Без труда…(не вытащишь и рыбки из пруда).

С кем поведёшься, … (от того и наберёшься).

Тише едешь-… (дальше будешь)

Шила в мешке …(не утаишь).

5. Вспомните правила и исправьте ошибки.

Пришло письмишко мне.

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит ,плут…

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

 

6. Замените описательные обороты одним словом.

Собрание засушенных растений (гербарий).

Собрание однородных предметов (коллекция)

Быстрая частая стрельба (пальба).

Ящичек для ручек, карандашей (пенал)

Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги (библиотека).

Подземный вид транспорта (метро).

7.Поднимите нужную карточку(В-Ф-З-С-Д-Т).

Аист делает заря..ку-

То вприпры…ку, то вприся…ку.

Осьминог одел перча…ки,

А тюлень удрал с площа…ки.

     Пеликан ныряет ло…ко.

     Вот что значит трениро…ка!

     Рак зале… на самокат,

     Все впере..., а он – наза…

     8. Подберите нужные слова.

1) Как называется избушка, где живёт сторож?  __ __ __ __ __ Ж __ __

2) Украшение в ушах.                                             __ __ __ __ Ж __ __

3) Твёрдая застёжка на поясе.                                __ __ __ Ж __ __

4) Часть стола или стула                                         __ __ Ж __ __

(Ответ: сторожка, серёжка, пряжка, ножка).

9. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные.

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят- я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как  день ненастный?...»

 

10. Определите на слух слова с удвоенными согласными, хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

11. Ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.

- Кого не проведёшь на мякине?

-Какой конь борозды не портит?

-Когда считают цыплят?

- Что не вырубишь топором?

-Чем долг красен?

-Когда приходит аппетит?

-Что любят деньги?

-На какой роток не накинешь платок?

-В какие сани не следует садиться?

12. Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение:

1). Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2). Будет, наша, праздник, улица.

3). Медведь, наступать на ухо.

4). Рыба, мясо.

5). Глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой.

13.Игра «Доскажи словечко»

   Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь …зубы.

Подружилась с физкультурой

И горжусь теперь …фигурой.

Стать сильнее захотели?

Поднимайте все… гантели.

Сок таблеток всех полезней,

Он спасёт от всех …болезней.

С детства людям всем твердят:

Никотин- смертельный яд.

Быть сутолой не должна

Наших школьников… спина.

                            Литературные игры

   

  1. Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:

- Там русский дух, там Русью пахнет…

- Пора, красавица, проснись…

-Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

-Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах…

-                           …Оно,

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно- золотисто,

Будто мёдом налилось …

-Сквозь волнистые туманы

 Пробирается луна,

 На печальные поляны

 Льёт печально свет она…

  1. О ком говорится?

- Идёт, бредёт сама собой…

- Голубка дряхлая моя…

-За столом сидит она царицей,

 Служат ей бояре да дворяне,

 Наливают ей заморские вина,

 Заедает она пряником печатным…

- Месяц под косой блестит,

  А  во лбу звезда горит;

  А сама-то величава,

  Выступает, будто пава…

- С ним одним она была

  Добродушна, весела…

- Ты встаёшь во тьме глубокой,

   Круглолицый, светлоокий,

  И, обычай твой любя,

  Звёзды смотрят на тебя.

  1. Кто это говорит?

-«Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора…»

- «Нами ты была любима

    И для милого хранима.

    Не досталась никому-

    Только гробу одному».

- «Волю первую твою

   Я исполню, как мою».

  1. Игра «Буриме»

Играющим предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

----------------дышите

---------------- всегда,

----------------ходите,

----------------друзья!

За определённое время каждый играющий должен написать стих.

5. Самостоятельная работа

Прочитайте простой план сказки- были «Кладовая солнца»:

а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.

б) За клюквой.

в) Восход солнца в лесу.

г) История Травки.

д) Блудово болото.

е) Путь Митраши.

ж) Путь Насти.

з) Закат солнца в лесу.

и) Спасение Митраши.

к) Счастливый конец.  

Какие из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по- другому?

6. Инсценировка.

Подготовьте инсценировку по эпизоду «Ссора Насти и Митраши».

Действующие лица: рассказчик, Настя, Митраша, ворона.

7. Игра «Мы с вами знакомы»

  По смыслу и рифме  определить имена известных литературных героев.

Живут в веках Фонвизин, Пушкин, Гоголь…

Бессмертен их героев длинный ряд.

И в наши дни мы можем вспомнить много

Классических фигур среди ребят:

Иной в науках плохо успевает,

Слаб в алгебре, в грамматике профан…

Кого, друзья, сей муж напоминает?

Ах, батюшки, да это ж… (Митрофан)

А этот с виду скромен  и приличен,

Но истинный его портрет таков:

Ленив, как Осип, груб, как… (Городничий)

А здесь по буквенному знаку

Воображением живым

Вы нарисуете собаку

С её хозяином  немым. (Муму, Герасим)

8. Игра «Комната находок»

Определить владельца вещи, сообщить его  имя и адрес.

1. Нарядная, большая, красивая кукла.

(Соне, «Дети подземелья» В.Г. Короленко).

2. Маленькая хрустальная туфелька.

(Царице-мачехе из сказки А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне»)

3.Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь.

(Муку из сказки Гауфа «Маленький Мук»)

4. Платок (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калшникова»)

5. Трубка(люлька) (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

9. Викторина «Басни Крылова»

1) Какая басня заканчивается словами «А ларчик просто открывался»?(«Ларчик»)

2) Какими словами начинается басня «Волк и Ягнёнок» («У сильного всегда бессильный виноват»)

3) В чём на самом деле оказался виноват Ягнёнок? (В том, что Волк хотел есть)

4) Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню)

5) Кто сказал Стрекозе: «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши? (Муравей)

6) Из какой басни  афоризм: « А Васька слушает, да ест»?(«Кот и Повар»)

7) У кого Осёл предлагал учиться соловью? (У Петуха).

8) Кто так и не смог втроём сдвинуть воз? (Лебедь, Рак, Щука)

9) Чем потчевал сосед Демьян сосед Фоку? (Ухой).

10. Конкурс «Квартирный вопрос»

1) «Всё в светлице было убрано во вкусе того времени… Всё было чисто, вымазано глиною… Окна в светлице были маленькие, с круглыми матовыми стёклами… На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками, стояли глиняные кувшины, синие и  зелёные фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди её, печь, разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах…» (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

2) «… Картинки на стенках украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный стрик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и  мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями… Далее промотавшийся юноша, в рубище  и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними  трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу…»

(А.С. Пушкин « Станционный смотритель»)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"

Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету....

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

Педагогический проект "Дидактические материалы экологической направленности"

В условиях новой системы аттестации педагогических работников одним из требований к первой и высшей квалификационной категории является наличие педагогического проекта. Надеюсь, что опыт моей работы б...

"Горькая правда о горьком пиве"Классный час по валеологическому направлению

В помощь классному руководителю."Горькая правда о горьком пиве"-классный час по валеологическому направлению. Яркая, красочная презентация поможет не скучать старшеклассникам. Информация тоже полезная...

Валеологическая направленность логопедических занятий.

На логопедических занятиях с обучающимися провожу различные виды гимнастик.В логопедическом кабинете создана  пространственно-развивающая среда для самостоятельной деятельности обучающихся. ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...