Формирование семейных ценностей на уроках обществознания
материал по теме
Методические рекомендации по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование семейных ценностей на уроках обществознания.
Учитель обществознания ГБС(К)ОУШ 15
Вежновец С. А.
Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и просвещенный. Характеристики духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни, преданный семьянин, любящий членов своей семьи и заботящийся о них.
Нельзя забывать, что главной целью всего учебно-воспитательного процесса коррекционной школы является социализация учащихся, то есть процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Это невозможно без целенаправленного процесса формирования культурных черт человека, который включает в себя освоение культурных норм, бытовых правил и формирование ценностей и идеалов.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К. Д. Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? Именно поэтому изучение вопросов семьи и брака нужно начинать с исторических данных о традициях семьи и семейного уклада на Руси, о том, как они изменялись с развитием общества и страны. Девизом может стать стихотворение:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Конечно, главной образовательной задачей уроков обществознания в разделе «Семья» является формирование представлений о правовых основах семьи и брака, знакомство с институтом брака посредством изучения текста отдельных статей семейного законодательства, но при этом нельзя забывать и о том, что именно в семье формируется личность человека, его моральные и нравственные качества. Так, изучая определение «Семья – это группа лиц, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство», нужно стараться формировать у учащихся представление о том, какие ценности нужны для того, чтобы сохранить мир в семье. Говоря о семейных ценностях, мы особо выделяем среди них такие как:
Подвести к этим качествам можно с помощью устного народного творчества, например, пословиц. После того, как все качества и ценности обговорены, рассмотрены на примерах, главное – подвести учащихся к выводу, что они должны быть взаимны, потому что нельзя только отдавать, но нужно и получать.
Особое внимание на уроках обществознания уделяется изучению этики семейных отношений. На уроках мы говорим о моральных качествах членов семьи, обсуждаем распределение ролей в семье, модели и стили воспитания. Для этого используются задания:
- Подбери качества для членов семьи;
- Найди качества, необходимые для выполнения …;
- Выбери слова, относящиеся к …;
- Найти лишнее качество для …;
- Собрать фразу;
- Собрать пословицу;
- Пять ласковых слов;
- Определить произведение по отрывку;
- Устами младенца;
- Составление кластера;
- Корзина ценностей;
- Составление устава семьи с помощью ключевых слов.
Самое главное правило: не нужно брать большой объем материала для урока и пытаться галопом его проскакать, потому что урок длится всего 40 минут, а успеть нужно всё, лучше взять меньший объем нового материала, но изучить его всесторонне, используя различные коррекционные задания, при этом опираясь на межпредметные связи и уже имеющийся социальный опыт учащихся. Хороший результат дает использование текстов, отрывков текстов из произведений русской литературы, устного народного творчества, притчи.
Итогом изучения тем, касающихся семьи, может стать составление группового синквейна:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное, в данном случае – семья. Это и есть тема синквейна.
- На второй – пишется два прилагательных, раскрывающих его тему.
- На третьей – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой – размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
- Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.
Конечно, данная методика сложна для коррекционной школы, но учащиеся первой группы с помощью учителя вполне с ней справляются.
При формировании семейных ценностей хороший результат дает использование сюжетно-ролевых игр, просмотр фрагментов мультипликационных и видеофильмов, их последующее обсуждение.
Главную мысль всего раздела «Семья» можно вывести после изучения притчи.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
Таким образом, главным в формировании семейных ценностей, я считаю, является процесс формирования у учащихся представления о семье как о месте, где тебя любят, понимают, ценят.
Источники:
http://school7pregrad.edusite.ru/p59aa1.html
http://900igr.net/zip/obschestvoznanie/Semejnye-tsennosti.html
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5241-semya-i-semeynye-cennosti.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-639888-1433325787.jpg)
Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)
Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-872660-1614440916.jpg)
Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.
Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы по формированию семейных ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979359-1511859465.jpg)
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
«Формирование семейных ценностей на уроках русского языка и литературы в 9 классе».
К сожалению, сейчас семейные ценности отходят на второй план. Если раньше жизнь человека постоянно крутилась вокруг собственной семьи, то теперь он мечтает жить для себя. Некоторые молодые люди заменя...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/06/picture-1519935-1712404001.jpg)
Формирование семейных ценностей на уроках литературы
Формирование семейных ценностей на уроках литературыСсылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/mqYW/41aTJdzeu...