Формирование семейных ценностей на уроках обществознания
материал по теме

Вежновец Стелла Армаисовна

Методические рекомендации по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в коррекционной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование семейных ценностей на уроках обществознания.

Учитель обществознания ГБС(К)ОУШ 15

 Вежновец С. А.

Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и просвещенный. Характеристики духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни, преданный семьянин, любящий членов своей семьи и заботящийся о них.

Нельзя забывать, что главной целью всего учебно-воспитательного процесса коррекционной школы является социализация учащихся, то есть процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Это невозможно без целенаправленного процесса формирования культурных черт человека, который включает в себя освоение культурных норм, бытовых правил и формирование ценностей и идеалов.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К. Д. Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? Именно поэтому изучение вопросов семьи и брака нужно начинать с исторических данных о традициях семьи и семейного уклада на Руси, о том, как они изменялись с развитием общества и страны. Девизом может стать стихотворение:

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

        Конечно, главной образовательной задачей уроков обществознания в разделе «Семья» является формирование представлений о правовых основах семьи и брака, знакомство с институтом брака посредством изучения текста отдельных статей семейного законодательства, но при этом нельзя забывать и о том, что именно в семье формируется личность человека, его моральные и нравственные качества. Так, изучая определение «Семья – это группа лиц, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство», нужно стараться формировать у учащихся представление о том, какие ценности нужны для того, чтобы сохранить мир в семье. Говоря о семейных ценностях, мы особо выделяем среди них такие как:

        Подвести к этим качествам можно с помощью устного народного творчества, например, пословиц. После того, как все качества и ценности обговорены, рассмотрены на примерах, главное – подвести учащихся к выводу, что они должны быть взаимны, потому что нельзя только отдавать, но нужно и получать.

        Особое внимание на уроках обществознания уделяется изучению этики семейных отношений. На уроках мы говорим о моральных качествах членов семьи, обсуждаем распределение ролей в семье, модели и стили воспитания. Для этого используются задания:

  • Подбери качества для членов семьи;
  • Найди качества, необходимые для выполнения …;
  • Выбери слова, относящиеся к …;
  • Найти лишнее качество для …;
  • Собрать фразу;
  • Собрать пословицу;
  • Пять ласковых слов;
  • Определить произведение по отрывку;
  • Устами младенца;
  • Составление кластера;
  • Корзина ценностей;
  • Составление устава семьи с помощью ключевых слов.

Самое главное правило: не нужно брать большой объем материала для урока и пытаться галопом его проскакать, потому что урок длится всего 40 минут, а успеть нужно всё, лучше взять меньший объем нового материала, но изучить его всесторонне, используя различные коррекционные задания, при этом опираясь на межпредметные связи и уже имеющийся социальный опыт учащихся. Хороший результат дает использование текстов, отрывков текстов из произведений русской литературы, устного народного творчества, притчи.

Итогом изучения тем, касающихся семьи, может стать составление группового синквейна:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное, в данном случае – семья. Это и есть тема синквейна.
  • На второй – пишется два прилагательных, раскрывающих его тему.
  • На третьей – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой – размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

Конечно, данная методика сложна для коррекционной школы, но учащиеся первой группы с помощью учителя вполне с ней справляются.

При формировании семейных ценностей хороший результат дает использование сюжетно-ролевых игр, просмотр фрагментов мультипликационных и видеофильмов, их последующее обсуждение.

Главную мысль всего раздела «Семья» можно вывести после изучения притчи.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Таким образом, главным в формировании семейных ценностей, я считаю, является процесс формирования у учащихся представления о семье как о месте, где тебя любят, понимают, ценят.

Источники:

http://school7pregrad.edusite.ru/p59aa1.html

http://metodisty.ru/m/gnews/group/7/news/duhovno-nravstvennoe_vospitanie_uchachihsya_na_urokah_istorii_i_obchestvoznaniya/

http://900igr.net/zip/obschestvoznanie/Semejnye-tsennosti.html

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5241-semya-i-semeynye-cennosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)

Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

«Формирование семейных ценностей на уроках русского языка и литературы в 9 классе».

К сожалению, сейчас семейные ценности отходят на второй план. Если раньше жизнь человека постоянно крутилась вокруг собственной семьи, то теперь он мечтает жить для себя. Некоторые молодые люди заменя...

Формирование семейных ценностей на уроках литературы

Формирование семейных ценностей на уроках литературыСсылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/mqYW/41aTJdzeu...