Система подготовки к ЕГЭ
статья на тему

Работа подготовлена для курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_ege.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по математике.

(Из опыта работы учителей МОУ СОШ №46  г. Петрозаводска.)

.

г.Петрозаводск 2012 г.

Подготовка учащихся к ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям:

         - информационная работа ;

        - содержательная подготовка;

        - психологическая подготовка.

Информационная работа

             В кабинете математики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также  материалы по ЕГЭ по математике:  демонстрационный вариант КИМ 2012 года,  инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков,  спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график консультативных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.

Неотъемлемым   элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Эту работу учителя-предметники ведут  с 10 класса. Тем не менее учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при  их заполнении  во время репетиционных работ,  кто от волнения,  к то по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с отдельными учащимися на консультациях. Большинство учащихся  умеют это делать очень хорошо.

Содержательная подготовка

Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.

Сформулируем принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Подготовка к единому государственному  экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода  в учебном плане 10-11 классов имеется 1 час учебных элективных  занятий в рамках подготовки к ЕГЭ по математике. Кроме того, создан график дополнительных консультативных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Причем, дети подразделяются на группы по уровню знаний. На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из части В, на занятиях более сильных учеников, разбираются задания части С.  Посещаемость учащимися этих занятий  контролирует  классный руководитель и непосредственно преподаватель.  Выясняются  причины отсутствия ученика на занятии, сведения доводятся  до родителей.

       Подготовка к ЕГЭ по математике  проводится на протяжении всего периода изучения математики в школе. Потому что, в первую очередь,  дети должны овладеть содержанием курса, и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить  знания в различных по уровню сложности ситуациях.  Учеников с 5 класса учим

  • приёмам самоконтроля,
  • самопроверки,
  • прикидки границ результата,
  • разумного выбора ответа,
  • сравнения,
  • угадывания,
  • различным «хитростям» быстрых вычислений.

У учащихся должны быть выработано  умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество  сборников  тестов  для  5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для  промежуточного и итогового контроля.   По таким сборникам мы работаем в течение нескольких лет.  

Первичное закрепление – работа по определению, по прямому применению теории; решение большого числа однотипных упражнений с целью «набить» руку. Но здесь главное – вовремя остановиться, иначе процесс становится механическим, бездумным. Кроме того, подвожу постепенно  учеников к мысли, что им необходимо самостоятельно разбираться в формулировках заданий и определять последовательность работы, ведь одно из слабых мест при выполнении теста – неумение разобраться в условии. И,  если в 7,8 классах вся работа носит только подготовительный характер, то в выпускных -  это конкретная работа.

Во-первых, в 10 классе у нас в школе переводной экзамен проходит в формате ЕГЭ. Были составлены по материалам прошлых лет тематические подборки по всем изученным в 10 классе темам по двум частям (В и С), тестовые работы только по программе 10 класса. В течение учебного года в 11 классе на уроках закрепления, контроля используются не только материалы учебника, но и обязательно материалы ЕГЭ, которые тоже оформлены в виде подборок, причём по возможности используются различные формулировки заданий. Используем подборку материалов из Открытого банка задач по математике.( www.mathege.ru.)

Во-вторых, основная работа по непосредственной подготовке к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. Каждая тема даётся в сжатом виде с основными акцентами , составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания уровня . На каждую тему отводится не более двух занятий. Основная отработка заданий части «В» ведётся на комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третья составляющая – выполнение вариантов ЕГЭ прошлых лет, демоверсий текущего года, варианта пробного экзамена, работа по сборникам «Варианты ЕГЭ» текущего года. Здесь главное – контроль и учёт. Каждый ученик имеет собственный лист учёта выполненных заданий. Имеются такие листы и у учителя. В течение консультативного занятия ученики самостоятельно выполняют работы с обязательной фиксацией результатов. Те задания, которые «западают» у большого числа учеников, подробно разбираются со всем классом и даются аналогичные  на контроль. Кроме того, со всем классом разбираем те задания части В, которые в принципе может решить большинство. Далее идёт индивидуальная дифференцированная работа. Задания части В (нестандартные) и С разбираются только с теми учениками, которые почти не делают ошибок в базовой части. Остальные «набивают» руку на части В, чтобы гарантированно в классе и дома получить балл, необходимый для получения тройки. Систематически даются контрольные тесты на оценку с соблюдением временных рамок. Кроме того, показываются рациональные подходы к решению некоторых заданий: выбор ответа через проверку или методом исключения.

Четвертая составляющая- использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ, которые дают возможность проходить в школе и обсуждать решения ряда задач на различных форумах, в различных группах в социальных сетях.

Психологическая подготовка

  • Следует работать над повышением уровня мотивации в первую очередь.  
  • Необходимо работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке.
  • Следует приучать учащихся работать самостоятельно.
  • Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.
  • Каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
  • быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник.
  • Обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

И ещё некоторые рабочие моменты, которые взяты за правило в работе в выпускных классах:

  • отказ от любой фронтальной работы. Вместо устной фронтальной работы - диктанты, срезы по формулам, алгоритмам, заданиям базового уровня с обязательной оперативной проверкой, взаимопроверкой, самопроверкой, с последующим анализом ошибок и их классификацией: не знаю, невнимательность, небрежность или не понимаю;
  • необходимое условие – знание теории, поэтому у каждого ученика имеется свой индивидуальный справочник с кратким изложением основных теоретических положений, куда вносятся индивидуальные дополнения;
  • на каждом уроке обязательно  проверяется домашнее задание;
  • часто применяются работа в парах, группах, взаимообучение;
  • Родители – наши союзники. Мы информируют родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
  • Школьному методическому объединению отводится важная роль  в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.   Этот процесс  требует высокого профессионального уровня  педагогов.  Учитель должен прекрасно владеть содержанием материала, современными образовательными технологиями, постоянно повышать свой методический уровень, вырабатывать собственную систему работы по подготовке к ЕГЭ. В связи с этим, в 2010 году нами были пройдены  курсы повышения квалификации по теме «Решение задач повышенной сложности по материалам  ЕГЭ» На заседаниях  МО регулярно  изучаются  нормативно-правовые  документы по ЕГЭ; проводятся семинары-практикумы по решению заданий высокого уровня сложности по определённым темам; вырабатываются совместные рекомендации учителям по стратегии подготовки к ЕГЭ.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена. Подготовка – это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а

  • использование тестовой формы контроля на уроках обобщающего повторения не только в выпускных классах;
  • изучение программного материала с включением заданий тех типов и в той форме, что и в ЕГЭ;
  • работа над устранением пробелов в знаниях.
  • рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий, в их оформлении.

Такие действия учителя помогут выпускникам подготовить себя психологически к процессу тестирования, укрепят в учащихся чувство уверенности в себе.

Предлагаемая система подготовки к ЕГЭ по математике позволяет получить достойные результаты.

Полезные ссылки

http://alexlarin.narod.ru/

http://live.mephist.ru/show/mathege2010/view/B9/120/

http://mathege.ru:8080/or/ege/Main

http://www.fipi.ru/

http://www.edutula.ru/forum/viewforum.php?f=8

http://amioo.narod2.ru/

http://uztest.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА

Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...

Система подготовки к ГИА в 9 классе

В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Система подготовки к ГИА

Система содержит основные направления подготовки к ГИА  по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

Система подготовки лидеров в детском общественном объединенииВ работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...