Мотивация учащихся
статья на тему

Куделина Инна Валерьевна

Какой он- мотивированный ученик?как должен учитель построить свой урок,чтобы добиться мотивации учащихся к восприятию и усвоению материала?Об этом пойдёт речь.

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

·         познавательные;

·         коммуникативные;

·         эмоциональные;

·         саморазвития;

·         позиция школьника;

·         достижения;

·         внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.prezentatsiya_k_ms2.ppsx1.57 МБ
Файл motivatsiya_ms28.12.2013.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ- основное условие Успешного обучения

Слайд 2

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ- ПРОЯВЛЯЕМАЯ УЧАЩИМИСЯ, МОТИВИРОВАННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ. познавательные коммуникативные Мотивы : эмоциональные саморазвития позиция школьника достижения внешние (поощрения, наказания)

Слайд 3

Определяются 3 типа отношения к учению: Положительное Отрицательное Безразличное Учебная мотивация

Слайд 4

Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе

Слайд 5

Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям

Слайд 6

Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов

Слайд 7

Факторы влияющие на учебную мотивацию : Образовательная система, образовательное учреждение; Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)

Слайд 8

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя: не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся

Слайд 9

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний

Слайд 10

Роль учителя

Слайд 11

Мотивация

Слайд 12

Характеристика мотивации учения школьников Чувство долга Престижная мотивация Мотив избегания наказания Начальная школа Интерес к определенному предмету Желание иметь высокую отметку Познавательный интерес Подростковая школа Продолжение образования в профессиональных учебных заведениях Выбор предмета с позиции будущего Отметка как критерий качества знаний Внутренняя и собственная мотивация Старшая школа

Слайд 13

Формирование мотивации учения Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Формирование адекватной самооценки у учащихся Создание ситуации успеха Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)

Слайд 14

Формирование мотивации учения Нестандартная форма проведения урока Использование игровых технологий Эмоциональная речь учителя Использование коллективных и групповых форм работы Применение поощрения и наказания Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества



Предварительный просмотр:

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести

  • диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
    – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий; 
    (Приложение 1)
    – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения; (Приложение 2)
  • самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.(Приложение 3)

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4)

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Скороходова Н.Ю в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.

Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;
  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
  • использование слайд – презентаций.

Учитель ставит перед собой следующие цели:

  • расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций;демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;
  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

По теме “Мотивация учения – основное условие успешного обучения” можно провести педагогический совет.

Цель:

  • обобщить и систематизировать теоретический материал по теме.
  • познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения, используя практический опыт учителей.

План проведения педсовета:

  • Теоретический материал по теме педсовета. (Приложение 5)
  • Итоги анкетирования учащихся.
  • Итоги самоанализа и административного анализа уроков.
  • Выступления учителей.
  • План работы по созданию мотивационной сферы учащихся.

Рекомендуемая литература для подготовки педагогического совета:

Мотивация учения – основное условие успешного обучения

 (1.слайд)

(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

 

2.Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения (3слайд):

положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное ).

 

3. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. (4 слайд)

 Признаки положительного отношения

 

·        Активность учеников в учебном процессе

·        Умение ставить перспективные цели

·        Умение отстаивать свое мнение

·        Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности

·        Умение преодолевать трудности            на пути достижения цели

·        Поиск нестандартных способов решения учебных задач

·        Гибкость и мобильность способов действий

·        Переход к творческой деятельности

·        Увеличение доли самообразования.

 

(5 слайдДля отрицательного отношения школьников к учению характерны

·        Бедность и узость мотивов

·        Слабая заинтересованность в успехах

·        Слабая нацеленность на оценку

·        Неумение ставить цели, преодолевать трудности

·        Нежелание учиться

·        Отрицательное отношение к школе, учителям

 

(6 слайд) Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

 

4. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов (7 СЛАЙД)

во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых. - организацией учебного процесса;

в-третьих. -  особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

в- четвёртых, - особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

 в-пятых. -спецификой учебного предмета.

5. Существует много различных причин снижения мотивации учении. Перечислим некоторые. (8СЛАЙД)

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

·        неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

·        невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,

·        неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:

·         особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

(9СЛАЙД) Причинами снижения мотивации зависящими от ученика, являются:

·        низкий уровень знаний:

·        несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний:

·        реже - несложившиеся отношения с классом;

·         в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

6. (10СЛАЙД) Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. (11СЛАЙД)

7.Для того, чтобы правильно организовать процесс мотивации и управлять им необходимо знание ведущих мотивов учения школьников по возрастам. Рассмотрим характеристику мотивации по Немовой.(12 СЛАЙД)

 

8. Наиболее значимыми в работе по формированию  мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя. (13-14 слайд)

·        учет возрастных особенностей школьников;

·         создание ситуации успеха;

·        выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

·         вера учителя в возможности ученика;

·         использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

·         формирование адекватной самооценки у учащихся;

·        совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

·        использование коллективных и групповых форм работы;

·        эмоциональная речь учителя;

·        применение поощрения и порицания;

·         создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; 

·         нестандартная форма проведения уроков;

·         использование игровых технологий.

9. (15СЛАЙД) Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;
  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене

Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...