Выступление на педсовете "Формирование критического мышления в процессе обучения математике"
статья по теме

Павлова Инна Юрьевна

Тема «Формирование критического мышления в процессе обучения математике»

На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе. В качестве продуктивных технологий для формирования компетенций выделяются метод проектов, портфолио, дебаты, технология формирования критического мышления. Последняя технология ориентируется на развитие у учащихся нового типа мышления – критического, готовность к самостоятельной аналитической работе.

Проанализировав  различные научные  источники, работу моих коллег я обнаружила, что данная технология применяется в основном в гуманитарных науках. Поэтому темой моего самообразования стало формирование критического мышления учащихся в процессе обучения математике.

На мой взгляд, математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя, в том числе, такие методы работы с информацией как поиск, анализ, синтез, переработка и представление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_na_rayonnom_mo.doc44.5 КБ
Office presentation icon arkhipova_i.yu_._mo.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Формирование критического мышления в процессе обучения математике»

На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе. В качестве продуктивных технологий для формирования компетенций выделяются метод проектов, портфолио, дебаты, технология формирования критического мышления. Последняя технология ориентируется на развитие у учащихся нового типа мышления – критического, готовность к самостоятельной аналитической работе.

Проанализировав  различные научные  источники, работу моих коллег я обнаружила, что данная технология применяется в основном в гуманитарных науках. Поэтому темой моего самообразования стало формирование критического мышления учащихся в процессе обучения математике.

На мой взгляд, математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании критического мышления обучающихся. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами, применяя, в том числе, такие методы работы с информацией как поиск, анализ, синтез, переработка и представление.

Главной целью обучения, которую я ставлю перед собой научить детей учиться.

Школьники не хотят учиться, потому что это трудно. Каждый учитель-предметник может и должен предложить учащимся способы эффективного учения.

Я считаю, что один из эффективных способов  такого учения - формирование критического мышления.

Что же такое критическое мышление? Я придерживаюсь определения Заир-Бековой:

«Критическое мышление» - это мышление «рефлексивное, оценочное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Используя технологию критического мышления на уроках, должна поменяться его структура.

Рассмотрим некоторые стратегии, направленные непосредственно на развитие критического мышления:

Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке виде грозди. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями (на различных этапах урока);

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Синквейн - способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Данный тип задач используется на этапе рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

План написания синквейна следующий:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или филосовско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Осталось узнать

1.

2.

3.

Заполняя графу «З», учащиеся  составляют список знаний.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

Данный тип задач используется на этапе вызова.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Обучающиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста.
Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Инсерт

Такой тип задач используется на этапе осмысления. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx

в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...

Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"

Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...

Творческий отчет. Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики.

Творческий отчет.Тема: Технология развития критического мышления, как средство обучения математики....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.

Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий про...