СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
статья по теме

Худякова Роза Мансуровна

 

За последнее десятилетие на учителей обрушился шквал информации о новых методиках, современных технологиях. Учителя - народ творческий. Они легко берутся за все: то за опережающее обучение, то за опорные конспекты, то за проблемное обучение, то за развивающее. Но, к сожалению, не всегда получают желаемый результат. Как мы сегодня учим?

Объяснение нового материала во многом зависит от мастерства учителя. Он объясняет - учащиеся слушают, думают, усваивают. Все работают. Но вот начинается закрепление. Учитель ставит вопросы, вызвав ученика к доске или спрашивает с места. Что делают остальные? Они должны слушать одноклассников, но если у доски спросят одного - двух учеников, зачем слушать? Урок, как ни старается учитель, остается низкоэффективным. Низкая контролируемость результатов очевидна. Тетради проверяются, но ученика интересуют только оценка. Как учить так, чтобы программу по предмету усвоил каждый ученик? Творчески работающие учителя все время в поиске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ВЛИЯЮЩАЯ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ.

За последнее десятилетие на учителей обрушился шквал информации о новых методиках, современных технологиях. Учителя - народ творческий. Они легко берутся за все: то за опережающее обучение, то за опорные конспекты, то за проблемное обучение, то за развивающее. Но, к сожалению, не всегда получают желаемый результат. Как мы сегодня учим?

Объяснение нового материала во многом зависит от мастерства учителя. Он объясняет - учащиеся слушают, думают, усваивают. Все работают. Но вот начинается закрепление. Учитель ставит вопросы, вызвав ученика к доске или спрашивает с места. Что делают остальные? Они должны слушать одноклассников, но если у доски спросят одного - двух учеников, зачем слушать? Урок, как ни старается учитель, остается низкоэффективным. Низкая контролируемость результатов очевидна. Тетради проверяются, но ученика интересуют только оценка. Как учить так, чтобы программу по предмету усвоил каждый ученик? Творчески работающие учителя все время в поиске.

Одной из современных технологий, предполагающей обеспечение условий индивидуального усвоения содержания образования, развития универсальных учебных действий, познавательного интереса к учебе является

АСО (адаптивная система обучения).

Адаптивные системы - это системы, которые приспосабливаются к человеку, возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию учащихся.

Иными словами адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы:

  • целей.
  • содержание,

- методов, способов, средств обучения,

  • форм организации познавательной деятельности учащихся,
  • диагностики результатов -

к современным условиям образования и требованиям времени.

Центральное место в адаптивной системе занимает ученик, его деятельность. Учение рассматривается не только как результат, а. прежде всего, как процесс, поэтому особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий.

Организационная сущность АСО заключается в том, что учитель, часть времени, как и всегда, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Но основное время в учебном процессе вообще, и на уроке в частности, используется для самостоятельной работы учащихся. Учитель же в это время не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает с отдельными учащимися индивидуально.

В системе АСО после изучения и закрепления нового материала идет два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учеником.

Если пронести хронометрирование урока, а потом сделать графический анализ традиционного урока и урока в системе АСО, то придем к следующему выводу. (Таблица 1)

М О Д Е Л И    УРОКА                  таблица1

→   В ТРАДИЦИОННОЙ  СО

Учитель

Учащиеся

К

15 мин.

Проверка Д/З

Опрос по очереди

10 мин.

Объяснение нового материала

К

15 мин.

Закрепление новго материала

Опрос по очереди

5 мин.

Объяснение Д/З

Условные обозначения:

        Управление СР          СР   самостоятельная работа

К   контроль учителя                           ИР   индивидуальная работа

→   В АДАПТИВНОЙ  СО

Учитель

Учащиеся

4 мин.

Взаимоконтроль

1)упр…2)упр…

10 мин.

Объяснение нового материала

5 мин.

Объяснение Д/З

1мин Физкультминутка

10 мин.

Динамическая пара

15 мин.

Самостоятельная работа

Задания с адаптацией

Включенный и отключенный контроль

К

ИР

СР

ВЫВОДЫ:

А) Для традиционного урока характерно отсутствие активной деятельности учащихся, в основном  идет фронтальная работа с классом. Опрос по очереди. Наблюдая уроки, мы видим лес рук, создается видимость активной работы всех. Но всех ли? В каждый момент отвечает один.

Б) Сравним с моделью урока в АСО.

Главная задача АСО - организовать самостоятельную работу учеников, основываясь на принципах технологии урока в АСО.

•        Особое внимание следует уделить объяснению нового материала, максимально оптимизировав этот этап работы:

а) необходимый теоретический материал дается укрупненными блоками,

б) используются информационные технологии обучения,

     в) мотивация обучения.

•Закрепление и отработка материала. Этот этап работы строится как активная самостоятельная деятельность учащихся. Происходит резкое увеличение времени на самостоятельную работу (до 30 минут). Важно обратить внимание на то, что необходимо предварительно актуализировать знания учащихся. Выполняя самостоятельную работу, все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуальных и физиологических особенностей.

•В АСО применяются задания с различным уровнем сложности. Задания, которые предлагаются для    самостоятельной    работы,    адаптивны    для    трех    уровней обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, творческий  (Таблица № 3).

Достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих   от одного уровня  к другому. Домашние задания предлагаются также с адаптацией.

Использую  такие приемы устной самостоятельной работы, как работа в парах по разным схемам:

а) Статистическая пара

Дается индивидуальное задание паре. В нее входят два ученика по желанию. Задание выполняется вместе, обеспечивается общение друг с другом. Каждый имеет возможность отвечать па вопросы и задавать их, объяснять, доказывать. Эффективно использование этого приема па уроках геометрии при доказательстве теорем, когда ученики доказывает теорему друг другу. 

 б)     Динамическая пара

1 ТАКТ                                2 ТАКТ                                3 ТАКТ

Задание двум пapaм дается одинаковое. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. После выполнения каждой части задания учащиеся обсуждают с другой парой. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, при этом включается механизм адаптации к индивидуальным особенностям одноклассников. Работу в динамических парах можно увидеть на сообщающих уроках алгебры.

       в) Вариационная пара

Эта работа используется как на уроках алгебры, так и ни уроках геометрии при закреплении нового материала. Работая в парах, ученик все время действует: читает, выделяет главное, задает вопросы, отвечает на вопросы товарищей, развивая коммуникативные навыки.  Эти активные действия обеспечивают и умственное развитие учащихся.

Pабота в парах включает взаимоконтроль, как одно из средств, обеспечивающих сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы.

В АСО активно используется самоконтроль, взаимоконтроль, работа консультантов.

Особенностью урока в АСО является индивидуальная работа учителя (ведется график учета индивидуальной работы) с каждым учеником на фоне самостоятельно работающего класса.

График учета индивидуальной работы (Таблица №4)

Фамилии

Время за четверть 15 минут

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

1

Абросимова И.

2

Баранов О.

3

Вахнина Ж.


Часть индивидуальной работы учитель осуществляет в процессе обхода всех учащихся, когда каждому ученику уделяется примерно одинаковое время. (Включенный контроль).

Убедившись, что все учащиеся, получив необходимую помощь от учителя, работают самостоятельно, он переходит к индивидуальной работе с одним учеником. (Отключенный контроль). Отключенная индивидуальная работа - самая ценная в учебном процессе.

Общение с учителем ученика, раскрывает перед ним новые возможности в своем развитии и поднимает на новую ступень отношения между учителей и учеником.

АСО требует перестройки педагогического мышления. Необходимо помнить, что только положительные эмоции, комфортность на уроке создают потребности в получении знаний.

 •   На уроках математики широко используются дидактические игры.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, прививает интерес к предмету.

Дидактическую игру можно использовать как элемент урока или целый урок проводить в виде игры. С целью привития интереса к предмету и развития коммуникативных навыков проводятся уроки: урок - лабиринт, урок-путешествие, урок-сказка, урок – «математический хоккей», урок-викторина, «математический поезд».

Активные формы обучения дают возможность  проявить интерес к предмету, так как только тогда можно добиться результатов, когда мотивация обучения учащихся строится на интересе.

Таким образом, реализация компетентностного подхода на уроках математики средствами адаптивной системы обучении позволяет организовать:

  • системно деятельностный подход обучения,
  • активную самостоятельную познавательную деятельность,

-многоканальную обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив.учащихся. ученик-коллектив учащихся,

  • практическую направленность обучения,
  • контролируемость результатов всех видов самостоятельной работы,

что способствует освоению универсальных учебных действий.

Ф. Д. Дистервег, немецкий педагог, обосновавший идею развивающего обучения, писал что «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить». АСО как одна из современных образовательных технологий, объединяющая особенности традиционного и инновационного обучения, позволяет создать условия     для     реализации     системно-деятельностного     подхода     на     уроках     математики.

Используемая литература:

  1.  Границкая А. С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения. - М., 1990.
  2.  Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. - М., 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Автор рассказывает из опыта работы о современных образовательных технологиях на уроках русского языка и литературы....

Презентация "Современные образовательные технологии обучения английскому языку"

laquo;Скажи  мне    - и  я забуду. Покажи  мне  – и  я  запомню. Дай  мне  действовать  самому     &ndash...

Современные образовательные технологии обучения английскому языку

laquo;Скажи  мне    - и  я забуду. Покажи  мне  – и  я  запомню. Дай  мне  действовать  самому     &ndash...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии обучения иностранному языку

В статье описываюся наиболее эффективные технологии обучения иностранным языкама, а также методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной иноязычной компетенции.Обучение в сотрудничестве...