Несколько слов об уроке по новому стандарту
статья по теме

Занчева Ольга Александровна

Несколько слов об уроке по новому стандарту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_slov_ob_uroke_po_novomu_standartu.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занчева О.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №12»


Несколько слов об уроке по новому стандарту

     Новые ФГОС (государственные стандарты) предусматривают, что, помимо освоения привычных нам предметных результатов, школьники должны научиться универсальным учебным действиям (УУД), среди которых ученые выделяют группу регулятивных (они включают управление своей деятельностью, ее контроль и коррекцию).

Давайте прочитаем, что нам в этой связи предлагают ученые и методисты, и подумаем, насколько это интересно и важно для учителя.

Регулятивные метапредметные результаты УУД предполагают следующие этапы деятельности учащегося на уроке:

  1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
  4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  6. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рекомендуемая схема урока по освоению нового материала:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.
  10.  Итоги урока, прогнозирование домашнего задания.


Прежде всего, заметим, что никакая универсальная схема даже для определенного типа урока смысла не имеет. Все зависит от того, какой именно новый материал мы должны осваивать (насколько он нов, насколько труден, велик ли его  объем и т.п.), и, конечно, от того, каковы особенности данного класса (насколько развит у учеников познавательный интерес вообще и интерес к русскому языку в частности, много ли в классе слабых учеников и таких детей, которым трудно долго удерживать внимание). Неукоснительное следование схеме, да еще с проговариванием этапов - слов иностранных и уже потому еще усложняющих процесс, может породить скуку и раздражение у какой-то части класса. Конечно, надо учить детей осваивать новое, строить свою деятельность в разумном порядке — в прежние времена это попросту называлось «учить учиться».

Да и многое из того, что входит в понятие личностно-деятельностный подход, мы умели, делать раньше, только называли иначе, без мудреных заимствований.

Мотивация к учебной деятельности достигается с помощью проблемного вопроса, оригинальной постановки задачи - так привлекается внимание к тому новому, что должно быть освоено на уроке.

  Актуализация знаний - всего лишь пробные упражнения, выполняя которые ученик должен убедиться, что все понял правильно, или выяснить, что еще недопонял.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона - просто тренировочные упражнения с последующей самопроверкой; ученик сравнивает то, что он сделал, с образцово выполненным заданием (эталоном).

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта - если оказалось, что задание выполнено неправильно, с ошибками, ученик пытается понять, в чем причина ошибок; правда, чаще всего ему самому с этим не справиться, тут нужна своевременная помощь учителя или одноклассника, успешно справившегося с работой.

Рефлексия учебной деятельности - осознание учеником результатов урока для него лично: вполне разобрался он в новом материале или еще нет.


Конспект урока русского языка в 8 классе по новому ФГОС
по теме

Односоставные предложения

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово односоставный (написано на доске или выведено на экран)?

После ответов учащихся учитель подытоживает их ответы.

  • Вы правы, выделив в этом слове два корня и сопоставив их со словами один состав.
  • Как вы думаете, о каком составе применительно к синтаксису может идти речь?

(Ученики выдвигают версии, которые обсуждаются совместно с учителем. Важно прийти к выводу, что словосочетание не может быть односоставным, а вот предложение может.)

  • Что бы вы включили в состав предложения?

(Нужно, чтобы ученики догадались: в состав предложения нельзя включать все члены предложения, потому что из-за множества вариантов их нельзя будет классифицировать, а по наличию главных членов предложения можно говорить о двусоставном и односоставном.)

  • Итак, первый вывод мы уже можем сделать: односоставное - это такое простое предложение, которое состоит только из одного главного члена предложения.
  • Что нам необходимо повторить?

(Чем выражается подлежащее и сказуемое, в какие грамматические связи между собой они вступают. Помним, что подлежащее может быть только в Им. п.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
  • На доске (слайде) стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...». Найдите в нем грамматические основы предложений.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...

Выпишите односоставные предложения. (Смотри. А в ней такою негой веет от каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями...)

  • Можете ли вы уже сделать какие-то выводы? (Чаще всего учащиеся говорят о том, что односоставные - это предложения с единственным главным членом предложения - сказуемым.)

А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Найти односоставные предложения.)

Карточки для групп:

  1. Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

(А. Фет. Ель рукавом мне тропинку завесила...)

  1. Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

(Ф.Тютчев. Silentium!)

  1. Небесный свод, горящий славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(Ф.Тютчев. Как океан объемлет шар земной...)

  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

(Ф. Тютчев. Умом Россию не понять...)


5. Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,
- И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

(Ф. Тютчев. Нам не дано предугадать...)

Проверка с комментариями
Проверяем по эталону - правильному ответу (на слайде или карточке для групп).

  1. Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело ...

  1. Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

  1. Нам не дано предугадать...
  • С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли это задание?
  1. Выявление места и причины затруднения.
  • Что нового появилось в этом задании? (Односоставные с подлежащим и составными сказуемыми.)
  • Для определения типа предложения предлагаю вам составить план (алгоритм) действия из шагов (этапов), которые представлены в разбросанном виде на доске в виде карточек:

Определить границы предложений (простых и простых в составе сложного)

Сформулировать гипотезу о том, что это предложение односоставное

Найти и определить главные члены предложения

Учащиеся предлагают варианты расстановки этапов (шагов), согласованный вариант остается на доске.

  1. Реализация построенного проекта.
  • Воспользовавшись планом действий, из упражнений параграфа учебника выпишите:
  1. группа - только предложения с одним главным членом - подлежащим;
  2. группа - с одним главным членом предложения - сказуемым в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени;
  3. группа - с одним главным членом предложения - сказуемым в форме 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени;
  4. группа - с одним главным членом предложения - сказуемым в форме безличного глагола.

(Все формы глагола представлены на доске (или на слайде) в качестве подсказки.)

  • Проверяем выполнение задания.
  • Откройте учебник. Прочитайте внимательно параграф учебника и проанализируйте тот материал, с которым работали вы.
  • Что нового вы узнали?

(Первая группа работала с назывными предложениями, вторая - с определенно-личными, третья - неопределенно-личными, четвертая - безличными.)

  • Вернемся к первому и второму заданию. Сможете ли вы (в группах) узнать «свои» предложения?
  1. я        группа - Ветер. - назывное.
  2. я группа - Смотри. Войдем и сядем над корнями...- определенно-личные.
  3. я        группа - не было односоставных.
  4. я        группа - все остальные.
  • Чтобы уметь находить односоставные предложения, составим алгоритм действий.
  1. Определить границы простых предложений.
  2. Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Определить их количество.
  4. Если есть и подлежащее, и сказуемое, то это двусоставное предложение.
  5. Если есть только один член предложения и в наличии второго необходимости нет, это односоставное предложение.

  • На этом приостановим нашу запись, потому что на следующем уроке мы дополним алгоритм действий определением видов односоставных предложений.
  1. Первичное закрепление во внешней речи.
  • А пока потренируемся в применении нового правила, проговаривая условия выбора. Предлагаю вам самим составить односоставные предложения и определить их вид.

Желательно, чтобы эти предложения были на тему природы. Ведь как вы заметили, именно односоставных предложений больше всего при описании состояния природы.
(Ученики выполняют работу)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют по правильному ответу для самопроверки (он либо на слайде, либо на доске).

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  • Я предлагаю объединиться в группы: те, кто не испытывал затруднений при выполнении самостоятельной работы, будут выполнять задание более сложное, а те, кто испытал трудности и допустил ошибки, работая в своей группе, пусть выполнят упражнение, аналогичное заданию в самостоятельной работе.
  • При выполнении заданий вы можете консультироваться в своей группе.

Задание проверяется по образцам.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.
  1. Прочитайте теоретический материал.
  2. Упражнения в учебнике (повышенного уровня и упрощенное).
  3. Творческое: составьте миниатюру на тему природы, используя односоставные предложения (карточка 1), и эталон определения типов односоставных предложений в своей миниатюре. По этим карточкам будет работать на следующем уроке ваш сосед по парте.
  4. Аналитическое: составьте тест из 10 заданий по теме «Односоставные предложения» с 4 вариантами выбора ответа (формат заданий А).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс

конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Методическая разработка урока по новым стандартам. Тема "Верования древних греков".

Урок по истории древнего мира в 5 классе, по учебнику издательства Вентана-Граф. С использованием ЭОР....

Школьный урок по новым стандартам

Школьный урок по новым стандартам в помощь учителям подготовили  в СарИПК и ПРО (курсы повышения квалификации)  http://soiro.ru/[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7513819",...

ФГОС. разработка уроков в новом стандарте.

Данный урок я разработала совместно с коллегами во время прохождения курсов по ФГОС. Урок объяснения. Тема урока 22 «Сложение и вычитание» (п. 9). Для музыкального сопровождения физминутки В...

Несколько слов об уроке по новому стандарту

Несколько слов об уроке по новому стандарту...

Разрабатка урока по новым стандартам

Математика 5класс. Учебник А.Г.Мерзляк идр. Конспект урока по теме "Прямоугольный параллелепипед"...