"Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме

Малькова Наталья Владимировна

Выступление на методическом объединении воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_vospitatelnye_tekhnologii.docx76.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида города Зернограда

ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(Выступление на МО воспитателей)

                                                                                         

                                                                                            Воспитатель:

                                                                                              Малькова Н.В.

Зерноград 2012 г.

Введение

     Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время

являются   реальными    субъектами    педагогического    процесса     не   только   в

специальных,  но и   в общеобразовательных массовых школах.  Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов  должна      принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным    воспитательным      технологиям,    позволяющим  достигать  определенного положительного результата.

     Термин «технология» появился в технических дисциплинах и обозначал

совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в

педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании

имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот

термин распространился и на технологии воспитания.

     

В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «педагогическая технология», поэтому приведём несколько:

1.   Процессуальный     -   способ   построения     педагогического    процесса в

определённой     последовательности         действий,   позволяющих        получить

предполагаемый результат с наименьшими затратами.

2.   Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения

и воспитания.

3.   Личностный - компонент педагогического мастерства педагога: умение

спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую

последовательность действий.

4.   Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении:

совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

5.   Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих

специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т.Лихачёв).

6.   Содержательная         техника     реализации         учебного       процесса   (В.П.Беспалько).

7.   Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической

деятельности    по    проектированию,       организации      и   проведению       учебного

процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся (Монахов).

8.   Системная  совокупность  и  порядок     функционирования  всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

9.   Целевое применение системы педагогических средств, направленное и

однозначно определяющие         получение заданных характеристик некоторого

педагогического феномена (Н.В. Акинфиева).

     

Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной

воспитательной       деятельности   известна      давно,    последняя,      как   считают,

обеспечивает    системность    и комплексность различных реабилитационных

мероприятий.

     Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга

общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта,

развитию      эмоционально-волевой          сферы    человека      с       ограниченными

возможностями здоровья. Участие в театрально-концертной деятельности в

процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет

определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою

«нишу» в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности,

однообразия      в      осуществлении        соответствующих           реабилитационных

упражнений.

     Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии,

используемые     в    реабилитации    детей      и   подростков       с    ограниченными

возможностями здоровья.

АРТ-ТЕРАПИЯ

      Арт-терапия     -   реабилитационная     технология,    основанная     на

использовании   средств   изобразительного   искусства.   Активно   применяется

в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов,

аниматоров и др.

1.   Вид деятельности:   Художественно-творческая, прикладная, изобразительная

2.   Форма деятельности:    Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная  направленность:    Развитие тонкой моторики, возможностей частей

      тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной      сферы,          

      расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и  

      образного мышления.

4.   Преобладающие методы: Разъяснение, диалог, показ,  иллюстративность, игра.

     

5.   Уровень применения:  Универсальный, предметный, локальный

     

6.   Характер деятельности:  Творчество,    познание,     образное    мышление,  фантазия.

7.   Режим, условия:  

               Время проведения - по самочувствию, желанию.

               Периодичность – график занятий,  желание произвольно.          

               Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.

               Место проведения    - наиболее подходящее помещение, открытая местность.

                   

8.  Используемый  инвентарь:     Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи,

                                         предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал.

9.  Элементы инноваций:   Сочетание с другими социокультурными технологиями,      

    применение изопродуктов   в культурном досуге, мероприятиях, акциях..

                       

10. Возрастные границы:      Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет).

11. Характер нарушении:     Для всех типов нарушений

                               

      Арт-терапия связана с визуальным  искусством  и подразумевает возможность            актуализации  психических  резервных  возможностей, формирование  на их основе     адекватного  поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без  акцента на художественные

достоинства.

С другой стороны, применяется прием эстетотерапии, основанный на невербальном          воздействии  художественных  форм  на формирование духовной личности. При этом он выступает в пассивной роли зрителя или активной роли, выражая свои эмоции в художественном образе.

      Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл -

рисование играет роль одного  из  механизмов  выполнения программы совершенствования организма, его психики. В первые годы жизни ребенка оно развивает    сенсомоторную           координацию,  формирует  зрительные  образы, помогает овладевать формами. Оно способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.                       Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном   и    социальном мире.  Поэтому детское    рисование      называют

графической  речью.  Рисование  помогает ребенку  упорядочить  бурно усваиваемые           знания,  оформить   и  зафиксировать  модель   все более усложняющихся представлений об окружающем мире.

      Существуют мнения,  что  индивидуальные  особенности  рисуночной деятельности являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка,  его мироощущения,  характера, самооценки и  других  свойств личности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального мира.

С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования

личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные

пробы «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное»,

«Дом, дерево, человек».

     

Движимый творческим потенциалом и потребностью выпустить наружу

свои эмоции ребенок создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его

психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Человек видит, что

из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни)

можно создавать красивые изделия.     Сознание получает возможность больше

замечать и активно работать с новыми возможностями. Так же можно решить и

психологическую проблему - посмотреть на неё по-другому, не так как смотрел

раньше.   Психика      человека   приобретает   гибкость.    Арт-терапия      дает

возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в

собственных силах.

  Специфика построения занятий по арт-терапии:

     1.    Музыкальный разогрев      (5-10   минут):   приветствие,   танец   под

           музыку, введение в арт-терапию;

     2.    Рисование под музыку (15-30 минут): задания на развитие мелкой

            моторики, творческого воображения, право-левостроннего ориентирования;

     3.   Релаксация (5-10 минут): действия по снятию напряжения на фоне

           спокойной музыки, телесно-ориентировочные упражнения.

               

 Основные принципы построения арт-терапии:

     •     Доступность и постепенное усложнение задания;

     •     Учет индивидуальных медико-психологических показаний;

     •     Учёт возможностей и интересов детей конкретного возраста с

           тенденцией к некоторому опережению.

 Методические приемы организации занятий арт-терапией:

     •     Использование классической музыки;

     •     Использование медиативной музыки и музыки, воспроизводящей

            звуки природы;

     •     Рисование сначала под классическую, потом под медиативную

            музыку;

  Результаты арт-терапии:

      •     Развитие    коммуникативных   навыков   с    помощью   музыки   и

            элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети

            становятся контактными.

      •     Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется

             возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.

      •     Внимание становится более устойчивым.

      •     Значительно улучшается работоспособность детей.

      •     Развивается мелкая моторика руки.

      •     Развивается творческое, образное мышление.

      •     Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ

      Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и

      педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к

      работе с растениями.

1.   Вид деятельности:     Выращивание, сбор, сушка растений, составление  плоских и  

                                               объёмных композиций.

2.   Форма деятельности:  Индивидуальная, групповая.

3.   Реабилитационная    Развитие  тонкой  моторики, логического мышления,

       направленность:        эстетического вкуса, расширение кругозора общения, релаксация  

                                                ориентации в пространстве,

4.   Преобладающие методы:        Диалог, показ, повтор, рассказ, поощрение метод

5.   Уровень  применения:            Предметный.

     

6.   Характер                 Активность, творчество, общение, соотнесение с

     деятельности :        жизнедеятельностью, познание

7.   Режим, условия:      

                                    Время  проведения -  по      индивидуальному самочувствию, желанию.        

                                    Периодичность      -    по индивидуальному    самочувствию.

                                    Продолжительность  -  по  психоэмоциональной устойчивости.

                                   Место проведения   - сад, участок, помещение.

8.   Используемый инвентарь:     Растительный  материал,  цветочные  горшки,

                                                                садовый инвентарь, клей, иглы, бумага, ткань и др.

9.   Элементы инноваций:            Проективность,  использование  в  дизайне,

                                                             профориентация.

 10.Социальные формирования: семья, неформальны объединения, временные          

                                                               краткосрочные   группы.

11. Возрастные границы:   Для всех возрастных групп (начиная с 4-х лет) на

                                                   основе медицинских рекомендаций.

12. Характер    нарушений:     Для всех видов дефектов.

           

Реабилитационные эффекты:

     1.   Развитие    тактильной   и   психологической    чувствительности         к живому.

     2.   Привитие трудовых навыков.

     3.   Удовлетворение познавательных потребностей.

     4.   Развитие художественного вкуса.

     5.   Расширение представлений об окружающем мире.

     6.   Тренировка мелкой моторики рук, точности движения.

     7.   Нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.

    Основные коррекционные задачи:

  • Формирование       адекватной     самооценки   детей   и    подростков   с ограниченными возможностями.
  • Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма.
  • Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы.
  • Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков.
  • Развитие познавательной и творческой активности.
  • Овладение     систематизированными       знаниями      об    окружающей жизни.
  • Формирование гуманного отношения к природе.

   

  Принципы коррекционной работы:

  • Принцип комплексного подхода.
  • Принцип гуманности.
  • Принцип оптимальности.
  • Принцип системности.
  • Принцип    новизны    и   достаточного   разнообразия    организуемой деятельности.
  • Принцип одобрения и принятия.
  • Принцип активного привлечения родителей.
  • Принцип деятельной коррекции.

           Элементы гарденотерапии в изобразительной деятельности:

     •        Работа с растениями в зимнем саду и на приусадебном участке.

     •        Специально организованные занятия с детьми от 4 до 7 лет в дневном стационаре.

     •        Изобразительная   деятельность      с   использованием    растительных материалов

               (коллаж, изготовление поделок из цветочной крошки).

     •        Занятия в студии флористики и фитодизайна для подростков.

     •        Специально    организованное        наблюдение    за    растениями     в природной и

              искусственной среде.

     •        Цикл игр. познавательного характера.

     •        Творческие задания.

     •        Семинары-практикумы       по     аранжировке   цветов   для   родителей, старших

              школьников.

                             

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

      Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в  

                                               основе которых лежит использование игры.

1.   Вид деятельности:     Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровлении,                  

                                     коммуникации, получении  информации, профориентации).

2.   Форма деятельности:   Индивидуальная, групповая.

3.   Реабилитационная     Развитие психических сенсорных функций, тренинг

     направленность :         эмоций, снятие «зажимов», расширение спектра общения,      

                                               повышение  социальной  активности,  интеллекта, ориентация в  

                                               пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.

4.   Преобладающие методы:    Диалог, тренинг, информативность, иллюстративность, показ

                   

5.   Уровень  применения: Универсальный, предметный, локальный.

     

6.   Характер деятельности:   Активность, азарт, интеллектуальность, творчество.  

7. Режим, условия:     Время проведения :  по  индивидуальному самочувствию, желанию.            

                                         Периодичность – каждый день.

                                         Продолжительность   -  по психоэмоциональной  устойчивости.          

                                         Место проведения - на открытой или закрытой площадке.

8.   Используемый  инвентарь :    Инвентарь подбирается в зависимости от условий

                                              игры      и     реабилитационной  направленности, используются  

                                         музыкальные  инструменты, техника.

9.   Элементы     инноваций: Проективность, ограничения игрового процесса.

  10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные  

                                                            краткосрочные группы.

11. Возрастные границы:     Для    всех    возрастных     групп    с   соответствующим

                                                     подбором игр.

12. Характер нарушений:    Для всех видов дефектов.

     

  Цель игровой терапии:

активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой  

 активности.

Если       рассматривать   игровую     терапию         как   разновидность      социально-

культурной деятельности, то её цель - вовлечение человека с ограниченными

возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого

потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка

активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.

 Функции игры:

  • Воспитывающая.
  • Адаптирующая.
  • Развивающая.
  • Социализирующая.
  • Коррекционная.
  • Рекреационная.

       Детская    игра -   важная     часть    жизни     ребенка.    В    обстановке   игры

проявляется личность ребенка. Существенным психологическим признаком

игры является одновременное переживание условности и реальности созданной

ситуации. В игре проявляется только ребенку присущая форма реагирования.                    

Формы участия ребенка в игре:

  • Ребенок-зритель.
  • Ребенок - участник ролевой игры под руководством взрослого
  • Ребенок - участник свободно протекающей ролевой игры.

     В    игровом        общении           ребенок    постепенно        осваивает       механизм

полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни. Игра развивает

ориентацию,     учит    поиску     необходимого            решения,    оптимального      выхода.

Участие   в    игре    формирует       и    закрепляет      у   человека   с   ограниченными

возможностями         устойчивую    установку         на    рациональное,      содержательное,

целенаправленное        использование         свободного        времени.    Игровая      терапия

позволяет опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для

конкретной личности ребенка в определенной жизненной ситуации. Именно

ролевое поведение отражает его внутреннее психологическое состояние и

функциональные тенденции.

                                   Виды игровой терапии:

     1.       Направленная (директивная) игровая терапия характеризуется

участием взрослого в игре. Это педагогически организованные сюжетно-

ролевые игры. Дети в этих играх сами создают роли и игровые ситуации с

воссозданием     деятельности      и       отношений        взрослых   и   детей    в   социуме.

Применение        направленной              игровой        терапии      ориентировано         на

самостоятельную игру. Такой вид игровой деятельности позволяет решить

следующие задачи:

  • Расширение репертуара самовыражения;
  • Достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости;
  • Коррекция отношений;
  • Воспитание творческой инициативы;
  • Пробуждение любознательности;
  • Воспитание нравственных качеств.

  Основные методы организации направленной игровой деятельности:

  • Метод непосредственного игрового тренинга;
  • Метод театрализации;
  • Метод состязательности;
  • Метод равноправного духовного контакта;
  • Метод воспитывающих ситуаций;
  • Метод импровизации.

       2.   Ненаправленная         игровая       терапия      ориентирована        на

самостоятельную игру ребенка, где он выражает свой собственный внутренний

мир,    самочувствие.   Отсюда    и   наличие    самостоятельно     организуемых    и

развиваемых     сюжетов:   импровизации,         сочинения,     проективные   игры

(песочные, строительные) и др.

       Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы

взаимопонимания, эмоциональное сопереживание, установление ограничений в

игре. Таким образом, взрослый может выступать как равноправный партнер,

подчиняющийся     правилам   игры,     что    снимает дистанцию      между ним     и

ребенком, раскрепощая последнего.

       Эффективность применения игровых средств определяется:

  • Повышением степени контактности ребенка в микросреде;
  • Участием в различных видах деятельности;
  • Улучшением психологического самочувствия;
  • Мотивацией к преодолению средовых барьеров;
  • Желанием включиться в активный образ жизни;
  • Повышением интереса к явлениям жизни.

                                 Принципы игровой терапии:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок с

          ограниченными возможностями чувствовал бы себя комфортно, защищено, без

           всякого напряжения;

  • Наличие активной деятельности;
  • Оживление      абстрактных      символов      для    формирования положительных мотиваций;
  • Реальное проживание искусственно созданных самим ребенком или

           подсказанных    взрослым   ситуаций     и     самостоятельный   поиск   выходов    и

          решений из сложившихся проблем.

ЛЕКОТЕРАПИЯ

      Лекотерапия      -   метод    социально-культурной     и       психологической          

                                     реабилитации детей с помощью игрушек.

1.   Вид деятельности:        Манипуляции с игрушкой, фантазирование образов и сюжетов.

2.   Форма деятельности:      Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная        Развитие психических сенсорных функций, тренинг

      направленность:          эмоций, снятие  зажимов,  расширение спектра

                                                общения,  повышение  социальной  активности,

                                              интеллекта,  ориентация  в пространстве, профориентация,                

                                             апробирование социальных  ролей.

4.   Преобладающие  методы: Диалог, повтор, рассказ, показ, пример.

     

5.   Уровень применения:      Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер  деятельности:   Активность, творчество, общение, соотнесение с            

                                                        жизнедеятельностью.

7.   Режим, условия, характер деятельности:

                                                      Время проведения -   произвольное.

                                                      Периодичность - по желанию и самочувствию.                  

                                                      Продолжительность - неограниченная.

                                                      Место - произвольное, удобное.

8.   Используемый инвентарь:  Куклы (люди и животные), механизмы, предметы утвари.

9.   Элементы инноваций:   Проективность, включение в жизненные ситуации,

                                                     снятие зажимов, средство поощрения.

10. Социальные формирования: семья, неформальные  объединения.

11. Возрастные границы:        С 2-3-х месяцев

12. Характер нарушений:         Для всех типов нарушений (с учетом рекомендации

                                                         врачей и классификации ВОЗ).

     Игрушки - игровые предметы, изображающие живое существо или

модель неодушевленного мира,   которые помогают ребенку удовлетворить

потребность осознания         окружающих явлений       и     событий,   эмоционально-

психологического восприятия и отношения.

 

Функции игрушек:

          •    Оживляют мир игры;

         •    Приближают желаемое, интересное;

         •    Помогают выразить стремление получать знания;

         •    Помогают проверить умения и ловкость,              сообразительность и          

              находчивость.

                                   

Компоненты игры:

         1.   Роль   как    специальная     позиция,   которая     выражается   через

манипулирование предметами и моделирует социальные отношения; свобода в

игре иллюзорна, она задана ролью;

     2.       Игровые      действия,     которые   сначала     бывают    деталями   и

подробностями, а со временем сворачиваются во внутренний план действий,

сохраняя прежнюю логику и последовательность. Сначала игровые действия и

предметы задают роль, а впоследствии роль задает выбор действия;

     3.       Игровое употребление предметов выполняет важную функцию

замещения. Ребенок в воображаемой ситуации манипулирует предметами,

которые символизируют реальные объекты;

     4.       Реальные отношения между играющими являются партнерскими.

Здесь обговаривается сюжет, распределяются роли, игровые предметы. Во

время игры производится контроль над соблюдением сюжета и выполнением

ролей.

          Наиболее удачным видом лекотерапии является куклотерапия. Её

образность, наглядность и материальность позволяет ребенку глубже вживаться

в игровую ситуацию, врезаются ему в память на всю жизнь вместе с

приобретенным во время игры опытом.

               

  Формы участия ребенка в игре:

          1) Ребенок как зритель смотрит на игру кукол;

          2) Ребенок     является      участником      ролевой     игры,    в    которой     ему

             предлагается   играть     либо       его   самого,    либо   кого-то     другого.       Создается

            симбиотическая пара: ребенок-взрослый.

          3) Дети могут свободно играть без направления и подсказки взрослых;

          4) Дети могут играть в придуманные ими игры с помощью игрового

              материала, а педагог направляет скрытые возможности ребенка.

        Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии

ребенка. Кукла в игре играет роль недостающего участника, она обогащает

игру.    Именно       через       театрализованное      игровое     общение         с    куклами

осуществляется        интенсивная      эмоциональная         регуляция     психологического

самочувствия      и     общения        дезадаптированных          детей,    снятие        многих

психологических       проблем:       неврозов,      фобий,   замкнутости,       отрицательных

качеств и черт характера (злобы, зависти, конфликтности, жадности и т.д.).

СКАЗКОТЕРАПИЯ

      Сказка     -   один   из    основных     жанров        фольклора,     эпическое,

преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или

бытового характера с установкой на вымысел.

      В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов

и    способов    эмоционально-психологического,           педагогического      влияния,

социально-нравственного формирования.

1.   Вид деятельности:       Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая

3.   Реабилитационная       Тренинг     эмоциональной         сферы,    апробация     в

      направленность:           социальных       ролях,       познание    своего    статуса,

                                                  овладение        коммуникационными              навыками,

                                                   развитие образно-логического мышления

4.   Преобладающие          Диалог, импровизация, иллюстративность, показ,

      методы :                           поощрение, рассказ

5.   Уровень применения:     Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер               Активность, творческий подход, эмоциональность,

     деятельности:           проективность, образное восприятие

7.   Режим, условия:     Время    проведения       -    любое.    

                                           Периодичность     - произвольно.        

                                           Продолжительность  -  по психовозрастной устойчивости, желанию.

                                           Место проведения - любое подходящее.

8.   Используемый       Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки,

      инвентарь:              музыкальные инструменты.

9.   Элементы инноваций:     Компьютерные          технологии,          проективность,

                                                      формирование новых представлений о мире

10. Возрастные границы :       Для всех возрастных групп (с вариациями сюжета,

                                                         состава персонажей, целевой направленности).

11. Характер нарушений :        Для всех типов нарушений

Реабилитационные эффекты:

   1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном

        уровне (тренинг эмоциональной сферы)

   2. проявление      собственных     поведенческих   позиций,    необходимых       для

        социализации;

   3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;

   4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений

        жизни;

   5. коллективное участие в совместном действии;

   6. приобщение к народной художественной культуре.

        В    поведенческом   блоке    центральной   задачей   является   обеспечение

адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать роли, адекватные новым

ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях.

Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании

личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую

игру,    затруднить   общение    со   сверстниками    и   родителями,    привести    к

возникновению психосоматической патологии.

                                     Структура занятия:

        •      Вступительная беседа о персонаже;

        •      Разминка - побыть таким же как персонаж: мимическая, телесная,

               голосовая, дыхательная, глазная.

        •      Конкурс на «самого страшного персонажа», поиграть с ним.

        •      Беседа о полезных свойствах персонажа.

 Эффективные способы реализации творческих индивидуальных качеств личности:

        1.     Формирование чувства «Мы»;

        2.     обязательное установление личностного контакта с детьми;                          

        3.      демонстрация собственной расположенности;

        4.      показ ярких целей совместной деятельности;

        5.      постоянное проявление интереса к детям.

      Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности:

      •       праздники;

      •       театрализованные представления;

      •       конкурсы;

      •       шоу;

      •       литературно-художественные мероприятия;

      •       выставки рисунков по сказочным сюжетам;

      •       карнавал персонажей; и т.д.

ГЛИНОТЕРАПИЯ

      Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с    

                                           пластическими материалами.

1.   Вид деятельности:  Манипуляции  с   пластическими  материалами (разминание, лепка,                      

                                           размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов)

2.   Форма деятельности :  Индивидуальная, групповая.

3.   Реабилитационная     Развитие психических сенсорных функций, тренинг

     направленность :         моторных функций, снятие «зажимов», расширение

                                                спектра     общения,      повышение      социальной

                                               активности,       интеллекта,      профориентация,

                                               апробирование социальных ролей

4.   Преобладающие  методы:      Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение

     

5.   Уровень применения:             Универсальный, предметный, локальный.

     

6.   Характер  деятельности:      Активность, творчество, общение, соотнесение с

                                                            жизнедеятельностью

7.   Режим, условия  :     Время проведения - произвольное, либо по графику работы кружка.  

                                             Периодичность - произвольная или по медицинским показаниям.            

                                             Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.            

                                             Место проведения -удобное для работы помещение.

8.   Используемый         Пластический материал, необходимые для работы

      инвентарь:                  инструменты, краски, объемные формы, литература по теме.

9.    Элементы              Проективность,    соотнесение    с   жизненными

      инноваций:             ситуациями, снятие «зажимов», средство общения

 10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные  

                                                                 краткосрочные группы.

11. Возрастные            Для всех возрастных групп (начиная с 2-х лет).

     границы:

12. Характер  нарушений:     Для всех видов дефектов.

   

  ИППОТЕРАПИЯ

      Иппотерапия     (лечебная    верховая       езда,   ЛВЕ)    -    реабилитация    и        

                                оздоровление человека с привлечением потенциала, верховой езды на  

                                    лошади.

1.   Вид деятельности:       Двигательная  активность,   внимательность, осторожность

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная       Развитие    психоэмоциональной             сферы,   терапия

      направленность:           позвоночника и опорно-двигательного аппарата,

                                                  самопознание,  снятие   зажимов, установление

                                                   коммуникативных связей.

4.   Преобладающие методы:  Диалог, игра, повторение, поощрение, тренинг.

     

5.   Уровень применения:     Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер деятельности:   Активность,  концентрация внимания, эмоциональность

7.   Режим, условия:    Время  проведения    -     по     самочувствию.

                                          Периодичность - по медицинским предписаниям.

                                          Продолжительность - по самочувствию.

                                         Место - закрытая или открытая площадка.

8.   Используемый инвентарь:        Лошадь, снаряжение для езды

     

9.   Элементы инноваций:     Включение  в оздоровительные программы,

                                            культурно-досуговые  мероприятия, социальные проекты.

10. Возрастные границы:    С  3-х лет (нахождение  на лошади вместе  со взрослыми                  

                                                    обязательно).

                                 

11. Характер нарушений:     Кроме  лиц  с  тяжелыми  психическими

                                             нарушениями, острый период заболевания.

     Иппотерапия          имеет        благотворное           влияние      с     точки      зрения

общеукрепляющего,          психологического,          эстетического,             воспитательного

эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной

функций, кровообращения. Необходимым условием занятий является активное

и сознательное участие больного в реабилитационном процессе, а также

сочетание     педагогических,          психологических,           социально-культурных            и

медицинских          технологий.        Иппотерапия             способствует           активизации

познавательной сферы ребенка: концентрируется внимание, развивается слухо-

зрительно-моторная       координация,       повышается           способность       к    обучению,

усвоению    новых      навыков     и    сведений.     В       ситуации     групповой       езды   к

вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в

группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли,

построения соответствующей модели поведения.

                            Целями иппотерапии являются:

     •        Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от                

              общения с лошадью и другими животными, природой;

     •        Активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

     •        Подтверждение        своей     индивидуальности,             неповторимости         и

               значимости.

     Противопоказания  для    занятий     иппотерапией:          гемофилия,       острые

респираторные        заболевания,       диабет,     хронические           заболевания       почек,

повреждения позвоночника.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

        Музыкотерапия         -      метод       социально-культурной           реабилитации,

использующий          разнообразные        музыкальные        средства     для      психолого-

педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её

творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации

социально-значимых качеств.

1.   Вид деятельности:   Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных          

                                           инструментах),  прослушивание музыкальных произведений и их

                                           фрагментов.

2.   Форма деятельности:    Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Терапия      психоэмоциональной             сферы,    развитие

       направленность:          мелкой    моторики       при    исполнительстве,          снятие

                                                 «зажимов», развитие слуха, образного мышления,

                                                  расширение         кругозора,      общения,           развитие

                                                  социальной активности, профориентация.

4.   Преобладающие методы:      Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра,

                                                               повтор, рассказ.

5.   Уровень применения:           Универсальный, предметный, локальный.

     

6.   Характер  деятельности:     Стимуляторный, творческий, познавательный.

     

7.   Режим, условия:   Время проведения - по самочувствию, желанию.

                                         Периодичность    -    график  занятий,   желание, произвольно.        

                                         Продолжительность   -  по психовозрастной  устойчивости,   желанию.            

                                        Место проведения  - наиболее подходящее помещение, открытая          

                                                                                площадка.

                                        Положение - сидя, стоя.

8.   Используемый инвентарь :  Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки,

                                                             ноты, диски, музыкальная техника.

9.   Элементы  инноваций :    Интегративное  сочетание  с  другими  видами искусства,          

                                                         музыкальное  проектирование, применение в труде, учебе,    

                                                        досуге.

10. Социальные формирования:  семья, неформальные объединения, временные  

                                                               краткосрочные группы.

11. Возрастные  границы:   Для   всех возрастных групп (с   соответствующим

                                                   подбором музыкального материала).

12. Характер нарушений:   Кроме неслышащих. Для них используются громкие

                                                    звуки с четким ритмом.

13. Терапевтический эффект:   физическое оздоровление за счёт развития моторных  

                                                            функций, ловкости рук, тонкости слуха.

     Реабилитационные эффекты:

      1.     эстетизация вкуса;

     2.      развитие чувства ритма;

     3.      воспроизведение музыкальных образов;

     4.      выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;

     5.      развитие         нравственно-волевой                сферы        -      активности,

самостоятельности,       решительности,               выдержки,     чувства       коллективизма,

навыков сотрудничества, стремления к победе.

     Для     реабилитационного            процесса      может     быть   использована      любая

музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям.

Особое     значение    для    реабилитации            имеет   собственное         исполнение   на

музыкальных инструментах.

     Основными         задачами          коррекционных        музыкально-игровых          занятий

является    стимулирование       умственного           и   физического     развития     ребенка,

преодоление      имеющихся           у    него    нарушений        в     соответствии      с   его

возможностями.        Двигательная         активность      под    музыку      усиливает    обмен

веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-

сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые

возможности детей

           Элементы коррекционного музыкально-игрового занятия:       

Вводная  часть: предполагает  внесение   дисциплины  и  организованности в занятие:

  • упражнения на развитие произвольного слухового внимания.
  • упражнения на развитие координации движений и совершенствование чувства ритма.
  • упражнения на развитие координации слова и движения.
  • музыкально-ритмические движения.

     Основная часть занятия:

  • Слушание музыки;
  • Пение       включает   в   себя    работу   на   развитием   артикуляционного аппарата;
  • Музицирование на музыкальном инструменте привлекает даже самых

робких и инертных детей к активности в выражении своих чувств радости от

возможности играть. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте

с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и

своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте ребенок

чувствует      себя    равноправным         партнером,     солистом    или   лидером    в

определенной сфере, где его возможности по сравнению с другими сферами

могут     быть    выше.          Таким      образом    моделируется     и    закрепляется

положительный опыт ребенка - чувствовать себя полноценным человеком.

Заключительная часть включает разучивание танцев или хороводов,

драматизацию песен, проведение подвижных игр и соревнований. Проводятся

упражнения       на     релаксацию,      снимающие         эмоциональное     напряжение,

успокаивающее детей.

        Игра     на     музыкальном         инструменте      имеет     профессионально-

ориентационную направленность, поскольку приобретенные умения могут

стать будущей профессией и средством к жизнеобеспечению.

        В музыкальных играх моделируются ситуации, в которых дети имеют

возможность показать свои умения, учатся помогать друг другу, входить в

положение        другого    ребенка,        чувствовать     себя   членом     коллектива.

Взаимодействуя со сверстниками, дети получают необходимый жизненный

опыт, возможность контактировать с детьми более здоровыми и имеющими

разные отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в

различных жизненных и игровых ситуациях. Совместные музыкальные игры

активно формируют нравственные чувства, способность к сопереживанию и

сочувствию, доброжелательность и доброту.

ТАНЦЕТЕРАПИЯ

      Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология

реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых

кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для

обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным

обстоятельствам.

1. Вид деятельности:  Разучивание и исполнение движений, участие в танцевальной  

                                                   Программе.

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Развитие   опорно-двигательного аппарата и мышечной   системы,          

      направленность:             пластики, формирование коммуникативной  сферы,  коррекция            

                                                   психо-эмоциональной  сферы. Развитие   эстетического вкуса,

                                                   овладение этикетом.

4.   Преобладающие  методы:   Тренинг, диалог, показ, повтор                                          

5.   Уровень  применения:          Универсальный, предметный, локальный.

     

6.   Характер деятельности:       Художественно-творческий,  обучающе-развивающий.          

                                                            активность, эмоциональность, соотнесение внимания с

                                                             музыкой.

7.   Режим, условия: Время   проведения  -   по   расписанию занятий, самочувствию.            

                                        Периодичность - по самочувствию, медицинским рекомендациям.

                                        Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.

                                       Место проведения  - закрытое помещение или открытая площадка.

8.   Используемый   инвентарь:   Музыкальный            инструменты,         музыкальная

                                                               аппаратура, светотехника, костюмы.

9.   Элементы   инноваций:          Интегративное        сочетание      с   другими    видами

                                                              искусства, профориентация.

 10.Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные    

                                                               краткосрочные группы.

11. Возрастные  границы:    Для всех возрастных групп (с соответствующим

                                                    подбором музыкального материала).

12. Характер нарушений:     Для всех видов нарушений.

   

   Реабилитационные эффекты:

      1.   Преодоление гиподинамии;

      2.   Развитие опорно-двигательного аппарата;

      3.   повышение интеллектуального и эстетического уровня;

      4.   Формирование      устойчивых         социально-психологических         и

           ментальных ориентации.

      Цели танцетерапии:

      •       Расширение сознания собственного тела и его возможностей;

      •       Повышение     самооценки         путем   развития      образа      тела   («Я-концепции»);

      •       Освоение социальных навыков;

      •       Соотнесение чувств и движений.

ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

          Терапия     театральным       искусством         -       социально-культурная

реабилитационная      технология,      способствующая          творческому       развитию,

социальной      активизации,     приобретению          коммуникативных            навыков,

психологическому      балансу,   апробации       социальных        ролей    с     помощью

драматизации, импровизации.

1.   Вид деятельности:   Участие в спектаклях, представлениях, разучивание роли, речевые  

                                             Упражнения.

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Развитие     психоэмоциональной  сферы,    развитие

       направленность:           пластики, управление двигательными функциями,

                                                   освоение несвойственных  социальных ролей, развитие памяти,    

                                                   речи, восприятия, коммуникативных навыков, профориентация.

4.   Преобладающие  методы:  Тренинг, диалог, повтор, иллюстративность,

                                                           информативность, игра, показ, рассказ.

5.   Уровень  применения:    Универсальный, предметный, локальный.

     

6.   Характер  деятельности:  Активность,  эмоциональность,  творчество,познание,  

                                                        обучение, развитие.

7.   Режим, условия:      Время проведения -   по   индивидуальному самочувствию, графику

                                             занятий.

                                            Периодичность - по расписанию занятий.

                                            Продолжительность - по психовозрастной устойчивости.

                                            Место проведения  - сцена, класс, сценическая площадка, в семье

8.   Используемый инвентарь:   Костюмы, куклы, декорации, реквизит, музыко-, свето-,  

                                                             Видеоаппаратура.

9.   Элементы   инноваций:        Компьютерные  технологии,  проективность,

                                                            формирование новых  представлений о мире,

                                                            сочетание с другими видами деятельности,

                                                            применение в труде и на досуге.

11. Возрастные границы:   С 3-х лет

12. Характер нарушений:   Для всех видов нарушений

БИБЛИОТЕРАПИЯ

      Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой

                                            реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным      

                                            материалом.

1.   Вид деятельности:      Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная       Развитие интеллекта, логического мышления,

      направленность:            отвлечение   от личных    проблем,   выработка

                                                  позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций.                      

4.   Преобладающие          Диалог,    рассказ,  иллюстративность,   игра,

       методы:                          информативность

5.   Уровень применения:     Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер деятельности:   Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение                  

                                                        внимания, образно-эмоциональное восприятие,  анализ,          

                                                        умозаключение, познавательный.

7.   Режим, условия:         Время проведения - произвольное.

                                               Периодичность -  по желанию  и самочувствию.

                                               Продолжительность    -    по   психовозрастной устойчивости,    

                                               желанию.    

                                              Место    -  сидя в помещении или на воздухе.

                                                                     

8.   Используемый инвентарь:   Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов,

                                                             магнитофон, иллюстрации.

9.   Элементы инноваций:   Соотнесение с другими жанрами социально- культурной        

                                                    деятельности, универсальности использования.

 10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения.

11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с 3-х лет - чтение; до 3-х лет -пересказ)

12. Характер нарушений:   Для всех типов нарушений

         В  библиотерапии  особое   место  отводится   художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям.

Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного

вкуса,       расширение   познавательной          сферы,     кругозора,       удовлетворение

информационной        потребности,       налаживание        коммуникативных        связей   с

единомышленниками,          творческое           соотнесение         своей     личности     с

художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания,

приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых

возможностей,       формирование         логического        мышления         при   пересказе.

Систематические      занятия     детей    художественным         творчеством       позволяют

гармонизировать      личность,     научить       терпимости      и     доброжелательности,

повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

Требования к библиотечному занятию:

  1. Непосредственная связь художественного произведения с жизненным

      опытом читающего и жизнью окружающего мира;

 

 2. Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

 

3. Осмысление прочитанного, пересказ для развития  связной выразительной, образной    

      речи;

 

4.  Словесное рисование,    инсценировка литературного произведения ролевая игра.

           

ТУРОТЕРАПИЯ

      Туротерапия     -   реабилитационная      технология     социально-культурной

                                   деятельности, в основу которой положены туристические виды.

1.   Вид деятельности         Путешествия, экскурсии, походы, выезды, общение

2.   Форма деятельности       Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная         Развитие физических возможностей, отвлечение от

       направленность:          личных проблем, выработка позитивной установки,

                                          тренинг эмоциональной сферы, культуротворчество.

4.   Преобладающие методы:  Информативность, тренинг, пример, поощрение, убеждение.

                     

5.   Уровень применения:       Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер деятельности:                Активный.

7.   Режим,  условия:  Время проведения - произвольное.

                                         Периодичность - по желанию и самочувствию        

                                         Продолжительность   -   по  психо-возрастной устойчивости, желанию.

                                         Место - по маршруту.

   8.  Используемый инвентарь:  Необходимое  туристское  обмундирование и оснащение.

                   

9.   Элементы инноваций:      Соотнесение  с   другими  видами   социально- культурной

                                                        деятельности, проективность.

 10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения.

                                           

11. Возрастные границы:          Для всех возрастных групп (начиная с 5 лет).

12. Характер нарушений:          Для всех типов нарушений.

     Туризм классифицируется:

  • по цели - оздоровительный, познавательный, спортивный;
  • по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
  • по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с наличием
  • животных, железнодорожный, автобусный, автомобильный;
  • по сезонности - летний, зимний, межсезонный;
  • по составу туристов - молодежный, семейный, детский, инвалидный;
  • по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;
  • по характеру нагрузок - пассивный, активный.

     Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются:

воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная.

     Многофакторное          терапевтическое        воздействие    туризма    способствует

переключению мышления на оздоровительное, когда ситуация не кажется

безысходной, и человек находит решение проблем.

 Рассматривать           туризм     как   средство      реабилитации       позволяют

следующие факторы:

  • Туризм  -  двигательная активность, которая  компенсирует ограниченность движений.

  • Туризм       создает      сферу   полноценного        общения,    возможность

      установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения

      поддержки, интеграции в общество.

  • Туризм предоставляет возможность осваивать эколого-культурные

      виды деятельности: эстетика природы, архитектуры, памятников материальной

      культуры,      которые        способствуют          балансированию          эмоциональных

      переживаний.

   Правила эффективного использования технологий туризма в социально-

   культурной реабилитации инвалидов:

     •      Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений

и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая

персональный      интерес,     желание,        место     проживания,       ожидаемые

реабилитационные результаты;

     •      Обеспечение безопасности для туристов и их окружения;

     •      Наличие     некоторой   физической         подготовки,   психологической

переносимости трудностей;

     •      Планируемые       нагрузки    должны        быть   адекватны   состоянию

здоровья.

     Подготовка    туристов    подразделяется      на    физическую,   техническую,

тактическую, психологическую и специальную (связанную с выполнением

прикладных задач - сбора материалов, решения реабилитационных задач,

подготовки волонтеров и др.). Выбор маршрута и его продолжительность

зависят от цели путешествия, ресурса свободного времени. Выбирается район,

пункты следования, составляется график движения по дням с постепенным

увеличением нагрузки.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ О  СОЗДАНИИ  КОМФОРТНЫХ  И  БЕЗОПАСНЫХ   УСЛОВИЙ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА....

Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья

в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисцип...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...