"Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме
Выступление на методическом объединении воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_vospitatelnye_tekhnologii.docx | 76.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида города Зернограда
ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(Выступление на МО воспитателей)
Воспитатель:
Малькова Н.В.
Зерноград 2012 г.
Введение
Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время
являются реальными субъектами педагогического процесса не только в
специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
Термин «технология» появился в технических дисциплинах и обозначал
совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в
педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании
имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот
термин распространился и на технологии воспитания.
В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «педагогическая технология», поэтому приведём несколько:
1. Процессуальный - способ построения педагогического процесса в
определённой последовательности действий, позволяющих получить
предполагаемый результат с наименьшими затратами.
2. Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения
и воспитания.
3. Личностный - компонент педагогического мастерства педагога: умение
спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую
последовательность действий.
4. Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении:
совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.
5. Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т.Лихачёв).
6. Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
7. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся (Монахов).
8. Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
9. Целевое применение системы педагогических средств, направленное и
однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого
педагогического феномена (Н.В. Акинфиева).
Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной
воспитательной деятельности известна давно, последняя, как считают,
обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных
мероприятий.
Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга
общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта,
развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными
возможностями здоровья. Участие в театрально-концертной деятельности в
процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет
определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою
«нишу» в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности,
однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных
упражнений.
Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии,
используемые в реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на
использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется
в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов,
аниматоров и др.
1. Вид деятельности: Художественно-творческая, прикладная, изобразительная
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная направленность: Развитие тонкой моторики, возможностей частей
тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы,
расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и
образного мышления.
4. Преобладающие методы: Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Творчество, познание, образное мышление, фантазия.
7. Режим, условия:
Время проведения - по самочувствию, желанию.
Периодичность – график занятий, желание произвольно.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - наиболее подходящее помещение, открытая местность.
8. Используемый инвентарь: Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи,
предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал.
9. Элементы инноваций: Сочетание с другими социокультурными технологиями,
применение изопродуктов в культурном досуге, мероприятиях, акциях..
10. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет).
11. Характер нарушении: Для всех типов нарушений
Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные
достоинства.
С другой стороны, применяется прием эстетотерапии, основанный на невербальном воздействии художественных форм на формирование духовной личности. При этом он выступает в пассивной роли зрителя или активной роли, выражая свои эмоции в художественном образе.
Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл -
рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма, его психики. В первые годы жизни ребенка оно развивает сенсомоторную координацию, формирует зрительные образы, помогает овладевать формами. Оно способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном и социальном мире. Поэтому детское рисование называют
графической речью. Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющихся представлений об окружающем мире.
Существуют мнения, что индивидуальные особенности рисуночной деятельности являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального мира.
С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования
личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные
пробы «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное»,
«Дом, дерево, человек».
Движимый творческим потенциалом и потребностью выпустить наружу
свои эмоции ребенок создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его
психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Человек видит, что
из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни)
можно создавать красивые изделия. Сознание получает возможность больше
замечать и активно работать с новыми возможностями. Так же можно решить и
психологическую проблему - посмотреть на неё по-другому, не так как смотрел
раньше. Психика человека приобретает гибкость. Арт-терапия дает
возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в
собственных силах.
Специфика построения занятий по арт-терапии:
1. Музыкальный разогрев (5-10 минут): приветствие, танец под
музыку, введение в арт-терапию;
2. Рисование под музыку (15-30 минут): задания на развитие мелкой
моторики, творческого воображения, право-левостроннего ориентирования;
3. Релаксация (5-10 минут): действия по снятию напряжения на фоне
спокойной музыки, телесно-ориентировочные упражнения.
Основные принципы построения арт-терапии:
• Доступность и постепенное усложнение задания;
• Учет индивидуальных медико-психологических показаний;
• Учёт возможностей и интересов детей конкретного возраста с
тенденцией к некоторому опережению.
Методические приемы организации занятий арт-терапией:
• Использование классической музыки;
• Использование медиативной музыки и музыки, воспроизводящей
звуки природы;
• Рисование сначала под классическую, потом под медиативную
музыку;
Результаты арт-терапии:
• Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки и
элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети
становятся контактными.
• Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется
возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.
• Внимание становится более устойчивым.
• Значительно улучшается работоспособность детей.
• Развивается мелкая моторика руки.
• Развивается творческое, образное мышление.
• Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ
Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и
педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к
работе с растениями.
1. Вид деятельности: Выращивание, сбор, сушка растений, составление плоских и
объёмных композиций.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая.
3. Реабилитационная Развитие тонкой моторики, логического мышления,
направленность: эстетического вкуса, расширение кругозора общения, релаксация
ориентации в пространстве,
4. Преобладающие методы: Диалог, показ, повтор, рассказ, поощрение метод
5. Уровень применения: Предметный.
6. Характер Активность, творчество, общение, соотнесение с
деятельности : жизнедеятельностью, познание
7. Режим, условия:
Время проведения - по индивидуальному самочувствию, желанию.
Периодичность - по индивидуальному самочувствию.
Продолжительность - по психоэмоциональной устойчивости.
Место проведения - сад, участок, помещение.
8. Используемый инвентарь: Растительный материал, цветочные горшки,
садовый инвентарь, клей, иглы, бумага, ткань и др.
9. Элементы инноваций: Проективность, использование в дизайне,
профориентация.
10.Социальные формирования: семья, неформальны объединения, временные
краткосрочные группы.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (начиная с 4-х лет) на
основе медицинских рекомендаций.
12. Характер нарушений: Для всех видов дефектов.
Реабилитационные эффекты:
1. Развитие тактильной и психологической чувствительности к живому.
2. Привитие трудовых навыков.
3. Удовлетворение познавательных потребностей.
4. Развитие художественного вкуса.
5. Расширение представлений об окружающем мире.
6. Тренировка мелкой моторики рук, точности движения.
7. Нормализация взаимоотношений с окружающими через общение с природными объектами.
Основные коррекционные задачи:
- Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями.
- Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма.
- Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы.
- Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков.
- Развитие познавательной и творческой активности.
- Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни.
- Формирование гуманного отношения к природе.
Принципы коррекционной работы:
- Принцип комплексного подхода.
- Принцип гуманности.
- Принцип оптимальности.
- Принцип системности.
- Принцип новизны и достаточного разнообразия организуемой деятельности.
- Принцип одобрения и принятия.
- Принцип активного привлечения родителей.
- Принцип деятельной коррекции.
Элементы гарденотерапии в изобразительной деятельности:
• Работа с растениями в зимнем саду и на приусадебном участке.
• Специально организованные занятия с детьми от 4 до 7 лет в дневном стационаре.
• Изобразительная деятельность с использованием растительных материалов
(коллаж, изготовление поделок из цветочной крошки).
• Занятия в студии флористики и фитодизайна для подростков.
• Специально организованное наблюдение за растениями в природной и
искусственной среде.
• Цикл игр. познавательного характера.
• Творческие задания.
• Семинары-практикумы по аранжировке цветов для родителей, старших
школьников.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в
основе которых лежит использование игры.
1. Вид деятельности: Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровлении,
коммуникации, получении информации, профориентации).
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая.
3. Реабилитационная Развитие психических сенсорных функций, тренинг
направленность : эмоций, снятие «зажимов», расширение спектра общения,
повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в
пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.
4. Преобладающие методы: Диалог, тренинг, информативность, иллюстративность, показ
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, азарт, интеллектуальность, творчество.
7. Режим, условия: Время проведения : по индивидуальному самочувствию, желанию.
Периодичность – каждый день.
Продолжительность - по психоэмоциональной устойчивости.
Место проведения - на открытой или закрытой площадке.
8. Используемый инвентарь : Инвентарь подбирается в зависимости от условий
игры и реабилитационной направленности, используются
музыкальные инструменты, техника.
9. Элементы инноваций: Проективность, ограничения игрового процесса.
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные
краткосрочные группы.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп с соответствующим
подбором игр.
12. Характер нарушений: Для всех видов дефектов.
Цель игровой терапии:
активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой
активности.
Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-
культурной деятельности, то её цель - вовлечение человека с ограниченными
возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого
потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка
активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.
Функции игры:
- Воспитывающая.
- Адаптирующая.
- Развивающая.
- Социализирующая.
- Коррекционная.
- Рекреационная.
Детская игра - важная часть жизни ребенка. В обстановке игры
проявляется личность ребенка. Существенным психологическим признаком
игры является одновременное переживание условности и реальности созданной
ситуации. В игре проявляется только ребенку присущая форма реагирования.
Формы участия ребенка в игре:
- Ребенок-зритель.
- Ребенок - участник ролевой игры под руководством взрослого
- Ребенок - участник свободно протекающей ролевой игры.
В игровом общении ребенок постепенно осваивает механизм
полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни. Игра развивает
ориентацию, учит поиску необходимого решения, оптимального выхода.
Участие в игре формирует и закрепляет у человека с ограниченными
возможностями устойчивую установку на рациональное, содержательное,
целенаправленное использование свободного времени. Игровая терапия
позволяет опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для
конкретной личности ребенка в определенной жизненной ситуации. Именно
ролевое поведение отражает его внутреннее психологическое состояние и
функциональные тенденции.
Виды игровой терапии:
1. Направленная (директивная) игровая терапия характеризуется
участием взрослого в игре. Это педагогически организованные сюжетно-
ролевые игры. Дети в этих играх сами создают роли и игровые ситуации с
воссозданием деятельности и отношений взрослых и детей в социуме.
Применение направленной игровой терапии ориентировано на
самостоятельную игру. Такой вид игровой деятельности позволяет решить
следующие задачи:
- Расширение репертуара самовыражения;
- Достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости;
- Коррекция отношений;
- Воспитание творческой инициативы;
- Пробуждение любознательности;
- Воспитание нравственных качеств.
Основные методы организации направленной игровой деятельности:
- Метод непосредственного игрового тренинга;
- Метод театрализации;
- Метод состязательности;
- Метод равноправного духовного контакта;
- Метод воспитывающих ситуаций;
- Метод импровизации.
2. Ненаправленная игровая терапия ориентирована на
самостоятельную игру ребенка, где он выражает свой собственный внутренний
мир, самочувствие. Отсюда и наличие самостоятельно организуемых и
развиваемых сюжетов: импровизации, сочинения, проективные игры
(песочные, строительные) и др.
Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы
взаимопонимания, эмоциональное сопереживание, установление ограничений в
игре. Таким образом, взрослый может выступать как равноправный партнер,
подчиняющийся правилам игры, что снимает дистанцию между ним и
ребенком, раскрепощая последнего.
Эффективность применения игровых средств определяется:
- Повышением степени контактности ребенка в микросреде;
- Участием в различных видах деятельности;
- Улучшением психологического самочувствия;
- Мотивацией к преодолению средовых барьеров;
- Желанием включиться в активный образ жизни;
- Повышением интереса к явлениям жизни.
Принципы игровой терапии:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок с
ограниченными возможностями чувствовал бы себя комфортно, защищено, без
всякого напряжения;
- Наличие активной деятельности;
- Оживление абстрактных символов для формирования положительных мотиваций;
- Реальное проживание искусственно созданных самим ребенком или
подсказанных взрослым ситуаций и самостоятельный поиск выходов и
решений из сложившихся проблем.
ЛЕКОТЕРАПИЯ
Лекотерапия - метод социально-культурной и психологической
реабилитации детей с помощью игрушек.
1. Вид деятельности: Манипуляции с игрушкой, фантазирование образов и сюжетов.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная Развитие психических сенсорных функций, тренинг
направленность: эмоций, снятие зажимов, расширение спектра
общения, повышение социальной активности,
интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация,
апробирование социальных ролей.
4. Преобладающие методы: Диалог, повтор, рассказ, показ, пример.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Активность, творчество, общение, соотнесение с
жизнедеятельностью.
7. Режим, условия, характер деятельности:
Время проведения - произвольное.
Периодичность - по желанию и самочувствию.
Продолжительность - неограниченная.
Место - произвольное, удобное.
8. Используемый инвентарь: Куклы (люди и животные), механизмы, предметы утвари.
9. Элементы инноваций: Проективность, включение в жизненные ситуации,
снятие зажимов, средство поощрения.
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения.
11. Возрастные границы: С 2-3-х месяцев
12. Характер нарушений: Для всех типов нарушений (с учетом рекомендации
врачей и классификации ВОЗ).
Игрушки - игровые предметы, изображающие живое существо или
модель неодушевленного мира, которые помогают ребенку удовлетворить
потребность осознания окружающих явлений и событий, эмоционально-
психологического восприятия и отношения.
Функции игрушек:
• Оживляют мир игры;
• Приближают желаемое, интересное;
• Помогают выразить стремление получать знания;
• Помогают проверить умения и ловкость, сообразительность и
находчивость.
Компоненты игры:
1. Роль как специальная позиция, которая выражается через
манипулирование предметами и моделирует социальные отношения; свобода в
игре иллюзорна, она задана ролью;
2. Игровые действия, которые сначала бывают деталями и
подробностями, а со временем сворачиваются во внутренний план действий,
сохраняя прежнюю логику и последовательность. Сначала игровые действия и
предметы задают роль, а впоследствии роль задает выбор действия;
3. Игровое употребление предметов выполняет важную функцию
замещения. Ребенок в воображаемой ситуации манипулирует предметами,
которые символизируют реальные объекты;
4. Реальные отношения между играющими являются партнерскими.
Здесь обговаривается сюжет, распределяются роли, игровые предметы. Во
время игры производится контроль над соблюдением сюжета и выполнением
ролей.
Наиболее удачным видом лекотерапии является куклотерапия. Её
образность, наглядность и материальность позволяет ребенку глубже вживаться
в игровую ситуацию, врезаются ему в память на всю жизнь вместе с
приобретенным во время игры опытом.
Формы участия ребенка в игре:
1) Ребенок как зритель смотрит на игру кукол;
2) Ребенок является участником ролевой игры, в которой ему
предлагается играть либо его самого, либо кого-то другого. Создается
симбиотическая пара: ребенок-взрослый.
3) Дети могут свободно играть без направления и подсказки взрослых;
4) Дети могут играть в придуманные ими игры с помощью игрового
материала, а педагог направляет скрытые возможности ребенка.
Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии
ребенка. Кукла в игре играет роль недостающего участника, она обогащает
игру. Именно через театрализованное игровое общение с куклами
осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического
самочувствия и общения дезадаптированных детей, снятие многих
психологических проблем: неврозов, фобий, замкнутости, отрицательных
качеств и черт характера (злобы, зависти, конфликтности, жадности и т.д.).
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое,
преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или
бытового характера с установкой на вымысел.
В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов
и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния,
социально-нравственного формирования.
1. Вид деятельности: Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая
3. Реабилитационная Тренинг эмоциональной сферы, апробация в
направленность: социальных ролях, познание своего статуса,
овладение коммуникационными навыками,
развитие образно-логического мышления
4. Преобладающие Диалог, импровизация, иллюстративность, показ,
методы : поощрение, рассказ
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер Активность, творческий подход, эмоциональность,
деятельности: проективность, образное восприятие
7. Режим, условия: Время проведения - любое.
Периодичность - произвольно.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - любое подходящее.
8. Используемый Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки,
инвентарь: музыкальные инструменты.
9. Элементы инноваций: Компьютерные технологии, проективность,
формирование новых представлений о мире
10. Возрастные границы : Для всех возрастных групп (с вариациями сюжета,
состава персонажей, целевой направленности).
11. Характер нарушений : Для всех типов нарушений
Реабилитационные эффекты:
1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном
уровне (тренинг эмоциональной сферы)
2. проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для
социализации;
3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;
4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений
жизни;
5. коллективное участие в совместном действии;
6. приобщение к народной художественной культуре.
В поведенческом блоке центральной задачей является обеспечение
адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать роли, адекватные новым
ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях.
Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании
личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую
игру, затруднить общение со сверстниками и родителями, привести к
возникновению психосоматической патологии.
Структура занятия:
• Вступительная беседа о персонаже;
• Разминка - побыть таким же как персонаж: мимическая, телесная,
голосовая, дыхательная, глазная.
• Конкурс на «самого страшного персонажа», поиграть с ним.
• Беседа о полезных свойствах персонажа.
Эффективные способы реализации творческих индивидуальных качеств личности:
1. Формирование чувства «Мы»;
2. обязательное установление личностного контакта с детьми;
3. демонстрация собственной расположенности;
4. показ ярких целей совместной деятельности;
5. постоянное проявление интереса к детям.
Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности:
• праздники;
• театрализованные представления;
• конкурсы;
• шоу;
• литературно-художественные мероприятия;
• выставки рисунков по сказочным сюжетам;
• карнавал персонажей; и т.д.
ГЛИНОТЕРАПИЯ
Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с
пластическими материалами.
1. Вид деятельности: Манипуляции с пластическими материалами (разминание, лепка,
размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов)
2. Форма деятельности : Индивидуальная, групповая.
3. Реабилитационная Развитие психических сенсорных функций, тренинг
направленность : моторных функций, снятие «зажимов», расширение
спектра общения, повышение социальной
активности, интеллекта, профориентация,
апробирование социальных ролей
4. Преобладающие методы: Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, творчество, общение, соотнесение с
жизнедеятельностью
7. Режим, условия : Время проведения - произвольное, либо по графику работы кружка.
Периодичность - произвольная или по медицинским показаниям.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения -удобное для работы помещение.
8. Используемый Пластический материал, необходимые для работы
инвентарь: инструменты, краски, объемные формы, литература по теме.
9. Элементы Проективность, соотнесение с жизненными
инноваций: ситуациями, снятие «зажимов», средство общения
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные
краткосрочные группы.
11. Возрастные Для всех возрастных групп (начиная с 2-х лет).
границы:
12. Характер нарушений: Для всех видов дефектов.
ИППОТЕРАПИЯ
Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) - реабилитация и
оздоровление человека с привлечением потенциала, верховой езды на
лошади.
1. Вид деятельности: Двигательная активность, внимательность, осторожность
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная Развитие психоэмоциональной сферы, терапия
направленность: позвоночника и опорно-двигательного аппарата,
самопознание, снятие зажимов, установление
коммуникативных связей.
4. Преобладающие методы: Диалог, игра, повторение, поощрение, тренинг.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Активность, концентрация внимания, эмоциональность
7. Режим, условия: Время проведения - по самочувствию.
Периодичность - по медицинским предписаниям.
Продолжительность - по самочувствию.
Место - закрытая или открытая площадка.
8. Используемый инвентарь: Лошадь, снаряжение для езды
9. Элементы инноваций: Включение в оздоровительные программы,
культурно-досуговые мероприятия, социальные проекты.
10. Возрастные границы: С 3-х лет (нахождение на лошади вместе со взрослыми
обязательно).
11. Характер нарушений: Кроме лиц с тяжелыми психическими
нарушениями, острый период заболевания.
Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения
общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного
эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной
функций, кровообращения. Необходимым условием занятий является активное
и сознательное участие больного в реабилитационном процессе, а также
сочетание педагогических, психологических, социально-культурных и
медицинских технологий. Иппотерапия способствует активизации
познавательной сферы ребенка: концентрируется внимание, развивается слухо-
зрительно-моторная координация, повышается способность к обучению,
усвоению новых навыков и сведений. В ситуации групповой езды к
вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в
группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли,
построения соответствующей модели поведения.
Целями иппотерапии являются:
• Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от
общения с лошадью и другими животными, природой;
• Активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
• Подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и
значимости.
Противопоказания для занятий иппотерапией: гемофилия, острые
респираторные заболевания, диабет, хронические заболевания почек,
повреждения позвоночника.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации,
использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-
педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её
творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации
социально-значимых качеств.
1. Вид деятельности: Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных
инструментах), прослушивание музыкальных произведений и их
фрагментов.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Терапия психоэмоциональной сферы, развитие
направленность: мелкой моторики при исполнительстве, снятие
«зажимов», развитие слуха, образного мышления,
расширение кругозора, общения, развитие
социальной активности, профориентация.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра,
повтор, рассказ.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Стимуляторный, творческий, познавательный.
7. Режим, условия: Время проведения - по самочувствию, желанию.
Периодичность - график занятий, желание, произвольно.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - наиболее подходящее помещение, открытая
площадка.
Положение - сидя, стоя.
8. Используемый инвентарь : Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки,
ноты, диски, музыкальная техника.
9. Элементы инноваций : Интегративное сочетание с другими видами искусства,
музыкальное проектирование, применение в труде, учебе,
досуге.
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные
краткосрочные группы.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с соответствующим
подбором музыкального материала).
12. Характер нарушений: Кроме неслышащих. Для них используются громкие
звуки с четким ритмом.
13. Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных
функций, ловкости рук, тонкости слуха.
Реабилитационные эффекты:
1. эстетизация вкуса;
2. развитие чувства ритма;
3. воспроизведение музыкальных образов;
4. выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;
5. развитие нравственно-волевой сферы - активности,
самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма,
навыков сотрудничества, стремления к победе.
Для реабилитационного процесса может быть использована любая
музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям.
Особое значение для реабилитации имеет собственное исполнение на
музыкальных инструментах.
Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий
является стимулирование умственного и физического развития ребенка,
преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его
возможностями. Двигательная активность под музыку усиливает обмен
веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-
сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые
возможности детей
Элементы коррекционного музыкально-игрового занятия:
Вводная часть: предполагает внесение дисциплины и организованности в занятие:
- упражнения на развитие произвольного слухового внимания.
- упражнения на развитие координации движений и совершенствование чувства ритма.
- упражнения на развитие координации слова и движения.
- музыкально-ритмические движения.
Основная часть занятия:
- Слушание музыки;
- Пение включает в себя работу на развитием артикуляционного аппарата;
- Музицирование на музыкальном инструменте привлекает даже самых
робких и инертных детей к активности в выражении своих чувств радости от
возможности играть. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте
с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и
своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте ребенок
чувствует себя равноправным партнером, солистом или лидером в
определенной сфере, где его возможности по сравнению с другими сферами
могут быть выше. Таким образом моделируется и закрепляется
положительный опыт ребенка - чувствовать себя полноценным человеком.
Заключительная часть включает разучивание танцев или хороводов,
драматизацию песен, проведение подвижных игр и соревнований. Проводятся
упражнения на релаксацию, снимающие эмоциональное напряжение,
успокаивающее детей.
Игра на музыкальном инструменте имеет профессионально-
ориентационную направленность, поскольку приобретенные умения могут
стать будущей профессией и средством к жизнеобеспечению.
В музыкальных играх моделируются ситуации, в которых дети имеют
возможность показать свои умения, учатся помогать друг другу, входить в
положение другого ребенка, чувствовать себя членом коллектива.
Взаимодействуя со сверстниками, дети получают необходимый жизненный
опыт, возможность контактировать с детьми более здоровыми и имеющими
разные отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в
различных жизненных и игровых ситуациях. Совместные музыкальные игры
активно формируют нравственные чувства, способность к сопереживанию и
сочувствию, доброжелательность и доброту.
ТАНЦЕТЕРАПИЯ
Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология
реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых
кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для
обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным
обстоятельствам.
1. Вид деятельности: Разучивание и исполнение движений, участие в танцевальной
Программе.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы,
направленность: пластики, формирование коммуникативной сферы, коррекция
психо-эмоциональной сферы. Развитие эстетического вкуса,
овладение этикетом.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, показ, повтор
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Художественно-творческий, обучающе-развивающий.
активность, эмоциональность, соотнесение внимания с
музыкой.
7. Режим, условия: Время проведения - по расписанию занятий, самочувствию.
Периодичность - по самочувствию, медицинским рекомендациям.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - закрытое помещение или открытая площадка.
8. Используемый инвентарь: Музыкальный инструменты, музыкальная
аппаратура, светотехника, костюмы.
9. Элементы инноваций: Интегративное сочетание с другими видами
искусства, профориентация.
10.Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные
краткосрочные группы.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с соответствующим
подбором музыкального материала).
12. Характер нарушений: Для всех видов нарушений.
Реабилитационные эффекты:
1. Преодоление гиподинамии;
2. Развитие опорно-двигательного аппарата;
3. повышение интеллектуального и эстетического уровня;
4. Формирование устойчивых социально-психологических и
ментальных ориентации.
Цели танцетерапии:
• Расширение сознания собственного тела и его возможностей;
• Повышение самооценки путем развития образа тела («Я-концепции»);
• Освоение социальных навыков;
• Соотнесение чувств и движений.
ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
Терапия театральным искусством - социально-культурная
реабилитационная технология, способствующая творческому развитию,
социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков,
психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью
драматизации, импровизации.
1. Вид деятельности: Участие в спектаклях, представлениях, разучивание роли, речевые
Упражнения.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Развитие психоэмоциональной сферы, развитие
направленность: пластики, управление двигательными функциями,
освоение несвойственных социальных ролей, развитие памяти,
речи, восприятия, коммуникативных навыков, профориентация.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, повтор, иллюстративность,
информативность, игра, показ, рассказ.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, эмоциональность, творчество,познание,
обучение, развитие.
7. Режим, условия: Время проведения - по индивидуальному самочувствию, графику
занятий.
Периодичность - по расписанию занятий.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости.
Место проведения - сцена, класс, сценическая площадка, в семье
8. Используемый инвентарь: Костюмы, куклы, декорации, реквизит, музыко-, свето-,
Видеоаппаратура.
9. Элементы инноваций: Компьютерные технологии, проективность,
формирование новых представлений о мире,
сочетание с другими видами деятельности,
применение в труде и на досуге.
11. Возрастные границы: С 3-х лет
12. Характер нарушений: Для всех видов нарушений
БИБЛИОТЕРАПИЯ
Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой
реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным
материалом.
1. Вид деятельности: Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная Развитие интеллекта, логического мышления,
направленность: отвлечение от личных проблем, выработка
позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций.
4. Преобладающие Диалог, рассказ, иллюстративность, игра,
методы: информативность
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение
внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ,
умозаключение, познавательный.
7. Режим, условия: Время проведения - произвольное.
Периодичность - по желанию и самочувствию.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости,
желанию.
Место - сидя в помещении или на воздухе.
8. Используемый инвентарь: Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов,
магнитофон, иллюстрации.
9. Элементы инноваций: Соотнесение с другими жанрами социально- культурной
деятельности, универсальности использования.
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с 3-х лет - чтение; до 3-х лет -пересказ)
12. Характер нарушений: Для всех типов нарушений
В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям.
Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного
вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение
информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с
единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с
художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания,
приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых
возможностей, формирование логического мышления при пересказе.
Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют
гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности,
повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.
Требования к библиотечному занятию:
1. Непосредственная связь художественного произведения с жизненным
опытом читающего и жизнью окружающего мира;
2. Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
3. Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной выразительной, образной
речи;
4. Словесное рисование, инсценировка литературного произведения ролевая игра.
ТУРОТЕРАПИЯ
Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной
деятельности, в основу которой положены туристические виды.
1. Вид деятельности Путешествия, экскурсии, походы, выезды, общение
2. Форма деятельности Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная Развитие физических возможностей, отвлечение от
направленность: личных проблем, выработка позитивной установки,
тренинг эмоциональной сферы, культуротворчество.
4. Преобладающие методы: Информативность, тренинг, пример, поощрение, убеждение.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Активный.
7. Режим, условия: Время проведения - произвольное.
Периодичность - по желанию и самочувствию
Продолжительность - по психо-возрастной устойчивости, желанию.
Место - по маршруту.
8. Используемый инвентарь: Необходимое туристское обмундирование и оснащение.
9. Элементы инноваций: Соотнесение с другими видами социально- культурной
деятельности, проективность.
10. Социальные формирования: семья, неформальные объединения.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (начиная с 5 лет).
12. Характер нарушений: Для всех типов нарушений.
Туризм классифицируется:
- по цели - оздоровительный, познавательный, спортивный;
- по основному занятию - поход, путешествие на транспорте;
- по способу передвижения - пешеходный, водный, лыжный, с наличием
- животных, железнодорожный, автобусный, автомобильный;
- по сезонности - летний, зимний, межсезонный;
- по составу туристов - молодежный, семейный, детский, инвалидный;
- по продолжительности - туризм выходного дня или отпускного периода;
- по характеру нагрузок - пассивный, активный.
Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются:
воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная.
Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует
переключению мышления на оздоровительное, когда ситуация не кажется
безысходной, и человек находит решение проблем.
Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют
следующие факторы:
- Туризм - двигательная активность, которая компенсирует ограниченность движений.
- Туризм создает сферу полноценного общения, возможность
установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения
поддержки, интеграции в общество.
- Туризм предоставляет возможность осваивать эколого-культурные
виды деятельности: эстетика природы, архитектуры, памятников материальной
культуры, которые способствуют балансированию эмоциональных
переживаний.
Правила эффективного использования технологий туризма в социально-
культурной реабилитации инвалидов:
• Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений
и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая
персональный интерес, желание, место проживания, ожидаемые
реабилитационные результаты;
• Обеспечение безопасности для туристов и их окружения;
• Наличие некоторой физической подготовки, психологической
переносимости трудностей;
• Планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию
здоровья.
Подготовка туристов подразделяется на физическую, техническую,
тактическую, психологическую и специальную (связанную с выполнением
прикладных задач - сбора материалов, решения реабилитационных задач,
подготовки волонтеров и др.). Выбор маршрута и его продолжительность
зависят от цели путешествия, ресурса свободного времени. Выбирается район,
пункты следования, составляется график движения по дням с постепенным
увеличением нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СТАТЬЯ О СОЗДАНИИ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА....
Проект "Школа для родителей «Нетрадиционные упражнения для развития речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и мастер-класс "Весёлый ветерок" 02.04.2014 г.
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....
Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Социальная сеть как дистанционная образовательная технология для детей с ограничениями возможностей здоровья
в статье рассматривают особенности различных социальных сетей как платформ для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание преподавателем сообществ по учебным дисцип...
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...