Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"
статья по теме

Шереметова Марина Владимировна

Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_sam._rabote.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 8

ДОКЛАД

на тему: «Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций»

Разработала:

Мастер производственного обучения

Шереметова М.В.

г. Комсомольск-на-Амуре

2013 г.

С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает.

Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность мастера  и обучающегося.

Роль мастера  заключается в организации самостоятельной работы  с целью приобретения учащимся  ОК и ПК, позволяющих сформировать у учащегося  способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль учащегося  заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы  под руководством педагога  стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения

Самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

При самостоятельной работе обучающийся сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и организует свою деятельность.

Самостоятельная деятельность учащихся – задача,  основными целями которой являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений учащихся; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать; развитие познавательных способностей и активности учащихся; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений, формирование общих и профессиональных компетенций.

В большинстве современных исследований подчеркивается, что система НПО призвана научить учащихся учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации их самостоятельной работы, которая в последнее время приобретает особый статус и предусматривает большую самостоятельность учащихся, индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.

Самостоятельная работа – это, с одной стороны, форма самоорганизации, которая требует от учащегося знаний процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. С другой стороны, – это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от учащегося  умственных и физических усилий. Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:

-аудиторной работы (в виде фрагмента, основной части урока, практического занятия);

-внеаудиторной работы (выполнение домашнего задания, кружки, творчество);

-производственной практики;

На производственном обучении можно выделить два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо материального продукта, что особенно ценно в профессиях НПО.

Самостоятельная работа на учебной  практике выполняется  под непосредственным руководством мастера  и по его заданию, организована индивидуально с каждым учащимся

Цель производственного обучения заключается в  закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся. На практике каждый учащийся работает самостоятельно по карточкам – заданиям при контроле мастером. Все задания выполняются с использованием  ПК и  программного обеспечения.

Построение обучения с учетом уровневой дифференциации задач значительно повышает его эффективность, создает для учащихся  благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Использование заданий разного уровня сложности позволяет формировать у учащихся реальную самооценку своих знаний, способствует самоорганизации учащегося, так как при выполнении задания нужно рассчитывать только на свои силы.

Виды  аудиторной самостоятельной работы:

Карточки – задания нескольких вариантов:

  • Карточки – задания, в которых самостоятельной работы  выполняется  по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных учащимся
  •  карточки с постановкой проблемы  - перенос известного способа действий с некоторой модификаций в необычную внутрипредметную или междисциплинарную проблемную ситуацию. Все действия обучающегося при выполнении самостоятельной работы  по образцу служат только основой для формирования умений самостоятельной познавательной деятельности.
  • карточки на опережение
  • Занимательные игры (Что, где, когда).
  • Игра в командах
  • Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности учащихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, учащийся  должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

  • Тестовые задания (машинный контроль)
  • Проверочная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется учащимся по заданию мастера, но без его непосредственного участия.

Формы: Для развития общих компетенций

  1. Поиск и обработка информации - использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; подготовка фрагмента практического занятия
  2. .Диалог в сети
  • обсуждение и консультации  возникающих проблем в отсроченной телеконференции
  • - использование электронной почты
  1. -Для формирования умений и владений:
  •  упражнения на тренажёре
  •  решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  •  Создание композиции средствами CorelDraw, рисунков и буклетов средствами графических редакторов
  •  подбор информации к теме практического задания
  • Создание кроссвордов средствами  программ Excel и Power Point
  • Составление ребусов
  •  составление и оформление   таблиц, схем используя программное обеспечение
  • разработка дидактических материалов для практических занятий и уроков ТО
  • подготовка творческих работ – презентаций
  • составление диаграмм
  • создание домино
  • создание календарей
  • создание брошюр
  • создание фильмов
  • индивидуальная проектная  деятельностью на протяжении всего курса обучения

Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и«сюжетной линией» серия требований (профессионально-трудовых задач), соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Специфика разработки проектных заданий как одного из вида практических заданий заключается в конструировании интегрирующей «сюжетной линии», объединяющей различные профессиональные задачи. При этом формулировке задач предшествует описание профессионально-трудовой ситуации. Часто в описании представлена не вся необходимая информация, ее необходимо найти в справочниках, использовать Интернет-

поиск, сделать информационные запросы и т.д.

Проект – это  самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение всего курса обучения  под руководством мастера  и направленная на решение  задач по вопросам, изучаемых в ПМ и учебной практике. Она представляет собой одну из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех обучающихся.

Примерная тематика проектных  работ для выбора обучающимися формируется, исходя из планируемых образовательных результатов профессионального модуля и учебной практики.

Для организации защиты проектных  работ необходимо разработать критерии оценки, включающие в себя показатели, сформированные на основе планируемых образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций).

Распределение заданий на самостоятельную работу должно сопровождаться

инструктажем мастера производственного обучения. Инструктаж включает обозначение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и критериев, по которым будут оцениваться полученные продукты деятельности. Мастер  может информировать обучающихся о типичных ошибках, которые встречаются при выполнении подобных заданий.

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы

Контроль самостоятельной работы  включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты аудиторной самостоятельной работы  оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы  обучающихся осуществляется на  практических занятиях: в виде проверочных работ, тестирования, защите проектной работы.

Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио». В практике учреждений профессионального образования представлены три типа портфолио:

  • портфолио достижений,
  • портфолио-отчет,
  • портфолио-самооценка.

Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются учебные продукты, выполненные в процессе самостоятельной работы, за определенный промежуток времени, которые обучающийся рассматривает как собственное достижение.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки мастера по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.

Я считаю, что умение учащегося  работать с различными источниками способствуёт расширению возможностей ориентироваться в потоке новой информации, пополнять и углублять свои знания и добиваться больших успехов в учёбе.  

Умение организовывать свою самостоятельную работу является ключевым в достижении успеха в учёбе учащегося. Именно исполнительность, обязательность, своевременность выполнения работ и есть способность учащегося организовывать свою самостоятельную работу.

 «Самостоятельная работа повышает у учащихся мотивацию к изучению предмета, расширяет кругозор; в процессе самостоятельной работы развиваются мыслительные способности, формируется индивидуальность мышления и поведения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература

В данном материале  описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается...

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...

Организация самостоятельной работы обучающихся средствами электронной образовательной среды.

В статье рассмотрены практические аспекты организации самостоятельной работы обучающихся средствами системы дистанционного обучения...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...