Современные образовательные технологии
методическая разработка по теме

Клепикова Елена Ивановна

Деятельность учителя для успешного формирования ОУУН

Коллективные формы обучения,

Проблемное обучение

технология на основе полного усвоения

Технология обучения математике

Технология взаимного обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллективные формы обучения

Слайд 2

Актуальность коллективных способов обучения Кризис традиционного образования проявляется в следующих противоречиях обучения: Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Между психологическим комфортом и дискомфортом. Между воспитание и обучением. Между индивидуальным развитием и стандартным обучением. Между субъект - субъектными и субъект - объектными отношениями.

Слайд 3

Основы коллективной деятельности в классе а) В делах класса обязательно участвуют все ученики, выбирая по желанию свою долю общего дела. б) От участия одного ученика зависит результат деятельности другого, это налагает особую ответственность. в) Функция руководителя даётся под переменно всем ученикам класса. г) После проведения обязательно подведение итогов последующим позициям: «Я» - оценка своего участия «Мы» ? Кто и в чём из одноклассников отличился Что не получилось, почему?

Слайд 4

Функции учителя при коллективной форме обучения Учителю совсем не обязательно систематически излагать новую тему. Каждый ученик изучает новую тему самостоятельно. Учитель даёт образец: как нужно изучать тему, как спрашивать и планировать. Учитель выступает в роли организатора.

Слайд 5

Методика коллективных способов обучения Изучение текстового материала по любому учебному предмету. Взаимопередача текста Взаимообмен заданиями Решение задач и примеров по учебнику Взаимные диктанты Заучивание стихотворений в сменных парах Выполнение упражнений в парах Работа по вопросникам

Слайд 6

Принципы коллективных способов обучения Наличие сменных пар учащихся Их взаимообучение Взаимоконтроль Взаимообучение Взаимоуправление Вывод: В ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение

Слайд 2

Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по их решению. Обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоение выводов науки

Слайд 3

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС Дж.Дбюи (американский философ, психолог, педагог) 1900 г. Раскрывает концепцию проблемного обучения Дж. Брунер (американский психолог) дальнейшее развитие теории проблемного обучения М.А.Данилов, В.П.Епифанов (50-е годы)- правила активизации процесса обучения, в которых отразились принципы проблемного обучения Н.К. Гончаров (60-годы) – роль исследовательского метода М.А. Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер – дальнейшее развитие теории проблемного обучения

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩИЕ Усвоение ЗУНов Развитие интеллекта Развитие мышления Развитие личности СПЕЦИАЛЬНЫЕ Творческое усвоение знаний Творческое применение знаний Накопление опыта творческой деятельности Мотивация обучения

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Усвоение путём решения учебных проблем Складываются черты критического, творческого, диалектического мышления Связь с практикой и использование жизненного опыта Самостоятельная работа Динамичность Индивидуальный подход Эмоциональная активность

Слайд 6

ВИДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество

Слайд 7

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Сущность – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие учащимися нового правила, закона, доказательства Основа – постановка и решение теоретических учебных проблем Пример – Нужны ли генетически модифицированные продукты? (организация урока-диспута)

Слайд 8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Сущность – поиск способа применения известного знания, конструирование, изобретение Основа – постановка и решение практических учебных проблем Пример – Каково влияние удобрений на рост растений? 9организация научно-исследовательской деятельности учащихся)

Слайд 9

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Сущность – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование Пример – создание моделей объектов, процессов, презентации, эссе

Слайд 10

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Установление возможности и дидактической целесообразности проблемного изучения темы Выявление «внутренних условий мышления учащихся»: Разработка последовательной системы проблемных ситуаций



Предварительный просмотр:

Технология коллективного взаимообучения. К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: “организованный диалог”, “сочетательный диалог”, “коллективное взаимообучение”, “коллективный способ обучения (КСО)”, “работа учащихся в парах сменного состава”.

“Работа в парах сменного состава” по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Принципы КСО:

- завершенность или ориентация на высшие конечные результаты;

- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

- разнообразие тем и заданий (разделение труда);

- разноуровневость (разновозрастность) учеников педагогического процесса;

- обучение по способностям индивида;

- педагогизация деятельности каждого ученика.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

• в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

• каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

•повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

В парной работе могут быть:

статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями “учитель” — “ученик”; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

динамическая пара формируется из четырех учащихся, готовящих одно задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логикуизложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Технология “Мастерская знаний”. Мастерская – это особая форма организации учебного процесса. Эта необычная технология обучения была разработана французскими педагогами и психологами (П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.)

Предпосылки создания технологии:

1) необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном “открытии” этого знания через исследование его генезиса и структуры;

2) убеждение: все способны строить свое знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован с опорой на ряд принципов.

Сущность предлагаемой технологии: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (“открытию”) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Развивающее пространство – объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка.

Принципы построения педагогических мастерских:

1) создание мастером атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2) включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение личной заинтересованности ученика в изучении проблемы (темы);

3) работа вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске знаний);

4) отсрочка ответов на вопросы ученика;

5) подача необходимой информации малыми дозами при обнаружении потребности в ней у ребят;

6) исключение официального оценивания ученика (не хвалить, не ругать, не выставлять отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ создание возможности появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Особенностью работы мастерской является то, что блеск учителя-оратора, рассказчика гаснет, переносится из мастерской на урок-лекцию, урок-консультацию, которые станут острой необходимостью для учеников только после того, как самостоятельный поиск не разрешится “открытием”. Однако “открытие” ждет ученика в мастерской непременно.

Технология коллективной мыследеятельности. Автор – К.Я.Вазина. Технология состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.

Структура проблемной ситуации состоит из трех тактов.

Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей.

Второй такт – работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме.

Третий такт – окончание рабочего процесса, общее обсуждение решаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом.



Предварительный просмотр:

Группа ОУУН

Умения и навыки

Деятельность учителя для успешного формирования ОУУН

Учебно-организационные умения и навыки

  • организация  рабочего места

Определение цель урока для себя и для учащихся.

Планирование выполнения заданий.

Нахождение рациональных  способов работы.

Формирование  навыков  самоконтроля

  • выполнение правил гигиены учебного труда

  • принятие учебной цели

  • выбор способов деятельности

  • работа консультантом

  • планирование организации контроля труда

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

  • сравнение

Использование специальных форм, приемов и методов работы на уроке.

Задания: «Исключи лишнее», «Дополни ряд», «Объедини в группы», «Установи соответствие», «Составь  схему (таблицу)» и т.п.

  • анализ

  • систематизация

  • обобщение

  • абстрагирование

  • моделирование

  • классификация

  • причинно-следственные связи

  • мысленный эксперимент

Учебно-информационные умения и навыки

  • чтение текста

Обучение технике чтения.

Осуществление дифференцированного подхода при формировании навыка чтения.

Обучение продуктивным методам работы с книгой.

Составление плана, конспекта, тезисов по тексту.

Формирование навыка библиографической грамотности и умения пользоваться справочной литературой.

Использование дополнительной литературы по предмету.

Формирование умения составления таблиц, схем.

Использование диаграмм при объяснении, закреплении учебного материала.

  • работа с учебником

  • практическая работа

  • работа с дополнительной литературой

  • работа со справочной литературой

  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи

Учебно- коммуникативные умения и навыки

  • Письменная речь: конспектирование, умение писать изложение, сочинение, записывать под диктовку, правильно  оформлять работу

Включение учащихся в диалог обсуждения проблемы.

Развитие монологической речи учащихся.

Совершенствование техники письма.

Развитие умения слушать собеседника и делать записи по ходу объяснения, чтению  текста учебника.

  • Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рецензировать ответы  других учащихся, рассуждать, описывать явления, действия и т.д.

  • Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...