Здоровьесберегающие технологии как ресурс образовательной среды
учебно-методический материал на тему

Семёнова Вера Николаевна

Выступление на ГМО классных руководителей (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей№3»

 

 

 

Подготовила:

                                         руководитель  ШМО

Семенова В.Н.

г. Прохладный

2013 г.

     (Слайд 1) Титульный лист

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

        По данным всероссийской диспансеризации  в подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание .  Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования .

        Таким образом, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Цели выступления:

  • Активизация профессиональной компетенции учителей в области здоровьесберегающих технологий.  
  • Усиление мотивации педагогов к  организации учебно-воспитательного

     процесса с позиции здоровьесбережения школьника.

  • Выявление эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий на примере конкретного класса.

        (Слайд 2) По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • внешние факторы (за пределами образовательного учреждения) - это

экология; семья и микроклимат в ней; наследственность; вредные привычки; нерациональное питание.

  • (Слайд 3) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):  

         - Стрессовая педагогическая тактика;

        - Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

        - Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

        -Провалы в существующей системе физического воспитания;            

          - Интенсификация учебного процесса;

        - Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

        Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно; длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).

           Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

         (Слайд 4)   Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  учащихся.        

         В связи с вышеизложенным одной из главных задач любого  педагогического коллектива является формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, формирование основ здорового образа жизни.

(Слайд 5) Основными задачами    на пути достижения указанной выше цели являются:

  • оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
  • проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • реализация системы профилактических мероприятий;
  • организация физкультурно-массовых мероприятий;
  • оптимизация системы психологической помощи учащимся;
  • формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный  процесс.

Современные подходы в организации учебно-воспитательного процесса по внедрению здоровьесберегающих технологий направлены   на решение этих задач.

(Слайд 6)

  Здоровьесберегающие   технологии - это система психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые направлены на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

 В практике нашего Лицея используются комплексные здоровьесберегающие технологии,   которым относят:

(Слайд 7)

  • физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии – технологии  комплексной профилактики заболеваний, организация здорового питания, обеспечение двигательной активности, профилактика утомляемости.

(Слайд 8)

  • педагогические технологии - содействующие здоровью; формирующие здоровый образ жизни,  воспитывающие личностные качества, способствующие сохранению здоровья, чувство ответственности за собственное здоровье. профилактика травматизма, профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами.  (внеклассные внешкольные мероприятия, фестивали, классные часы, здоровьесбеегающие акции и т.д.)

(Слайд 9)

  • технологии оптимальной организации учебного процесса. От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Признаками здоровьесберегающего урока являются
  1. Оптимальная плотность урока.
  2. Чередование видов учебной деятельности (каждые7-10 минут).
  3. Количество видов учебной деятельности  их длительность (конспектирование, решение задач, рассуждение, слушание и др – не менее 4-х).
  4. Наличие эмоциональных разрядок (весёлое четверостишие ,юмористическая картинка, поучительная пословица, др.- не менее 2-х).
  5. Организация оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки – проводятся на 20-й и 35-й минуте урока, в период снижения работоспособности).
  6. Дозированное домашние задание и. т. д.
  7. Не менее важными являются гигиениеские факторы такие, как температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

(Слайд 10)

  • образовательные  технологии здоровьесберегающей направленности, которые  обеспечивают психическое здоровье учащихся, через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.

        К таким технологиям относятся:

  • Личностно- ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
  • Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
  • Технология уровневой дифференциации обучения, которая применяется в учебно-воспитательном процесс с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.  

(Слайд 11) Отличительными особенностями здоровьесберегающих технологий являются:

  • Отсутствие назидательности и авторитарности;
  • Воспитание, а не изучение культуры здоровья;
  • Элементы индивидуализации воспитания;
  • Наличие мотивации на здоровый образ жизни воспитанников.

При использовании данных технологий следует учитывать:

  • Данные мониторинга состояния здоровья учащихся;
  • Особенности возрастного развития школьников;
  • Эмоционально-психический климат классного коллектива;
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

(Слайд 12)

Исходя из вышеизложенного, применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе призваны обеспечить:

  • Улучшение физического и психического состояния школьников;
  • Отказ воспитанников от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
  • Сформированность у учащихся нетерпимого отношения к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
  • Способность будущих граждан нашего общества сознательно участвовать в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
  • Адекватное поведение школьников в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

(Слайд 13) Об эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий можно судить по данным мониторинга на примере конкретного класса. На протяжении двух последних лет в 9 «А» классе Лицея № 3  учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, классным руководителем активно применяются здоровьесберегающие технологии в комплексе.

Сформированность ценностных позиций учащихся

в отношении здорового образа жизни

/пп

Позиция

Аналитические данные

(20 респондентов)

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

1.

Соблюдение режима дня

7/35%

15/75%

2.

Выбор рационального питания

3/15%

12/60%

3.

Отказ от вредных привычек (курение, употребление тонизирующих и слабоалкогольных напитков)

13/65%

19\95%

4.

Посещение спортивных секций

5/25%

14/70%

Из представленных данных  видно, что сформированность ценностных позиций учащихся возросла по всем показателям.

(Слайд 14)Внедрение в учебный процесс технологий оптимальной организации учебного процесса, педагогических технологий здоровьесберегающей направленности также привело к положительным результатам, а именно количество хорошистов и отличников возросло на 30%, в классе отсутствуют неуспевающие, количество участников предметных  олимпиад, интеллектуальных конкурсов и марафонов выросло на 50%, что свидетельствует о повышении положительной мотивации к обучению.

Сформированность положительной мотивации к обучению

№/

пп

Позиция

Аналитические данные

(20 респондентов)

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

1.

Количество хорошистов и отличников

8/40%

14/70%

2.

Количество неуспевающих

1/5%

0/0%

3.

Количество участников предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, марафонов.

6/30%

16/80%

(Слайд 15) В заключении хочется сказать, что забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя. Именно учитель может сделать для сбережения здоровья школьника гораздо больше, чем врач,  что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения.

Давайте вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь, творя свое здоровье, человек тем самым творит  самого себя.

(Слайд 16) Спасибо за внимание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе

в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....

Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса  в хореографии...

Выступление на педсовете - "Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении...

«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»

Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...