Описание опыта работы
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
учителя татарского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 10» Елабужского
муниципального района Республики Татарстан
Закировой Эльмиры Равилевны
«Когда не понимаешь ты, становится
скучно, когда не понимают тебя – обидно».
Э. Севрус
При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем татарского языка и литературы работаю над методической темой, которая звучит так: «Личностное развитие старшеклассников, формирование системы компетенций межличностного общения на уроках татарского языка и литературы»
Для успешного профессионального и личного становления человека в жизни важными являются не только приобретенные за годы учебы знания и навыки, но и умение применять эти знания на практике. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как: критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор.
Современное общество требует людей, способных решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. Специалистам необходимо быстро перестраиваться, овладевать новой компетентностью, осваивать новые умения и навыки.
Личностное развитие старшеклассников это:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки обучающихся.
- отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- сформированность основ гражданской идентичности;
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы. Использование инновационных технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
В своей работе я использую такие педагогические технологии как - деятельностная технология обучения, информационно-компьютерная технология, коммуникативная технология проблемного обучения , личностно-ориентированные технологии.
Используя в своей практике личностно- ориентированные технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.
Педагогический опыт подтверждает предположение о том, что для полноценного вовлечение в учебную деятельность каждого ребенка и с его индивидуальными способностями необходимо учитывать уровень и динамику учебной активности детей и уровень овладения ими предметным содержанием теоретических понятий. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Я вижу свое место в школе, и как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.
Я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике.
Уровень учебной мотивации во многом зависит от социального окружения, сложившего в классе атмосферы деятельности учителя .
игровые технологии, групповые технологии, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированные технологии.
Использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
Основным результатом свое деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство активно внедряется во все сферы преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. На уроках татарского языка и литературы успешно пользуюсь интерактивной звуковой мультимедийной библиотекой “БАЛА”, проектом «Мультфильмы на татарском языке» Министерства образования и науки РТ. Презентации позволяет более глубоко понять материал. По каждому классу создала папки презентаций, которые с удовольствием применяю на уроке.
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, провожу урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.
Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия.
Язык, чтобы его начало использовать большее количество людей, нужно ввести в некий культ. Молодежь, к примеру, должна (при активном способствовании разных инфраструктур) вдруг осознать, что татарский язык — это очень актуально, говорить на нем модно и повсеместно нужно. То есть модель «я знаю татарский» невероятно весомой становится для общества. Только тогда люди будут стараться больше говорить на своем родном языке.Сохранить родную культуру — естественное желание каждого уважающего себя народа. Тем более когда речь идет о языке, о котором писал татарский поэт Габдулла Тукай: «И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!» («Родной красивый язык, на котором говорили моя мать и мой отец»). Однако важны методы, с помощью которых достигается результат.
Инновационные технологии, применяемые на уроках татарского языка и литературы
Технология
деятельностного обучения
Коммуникативная технология
(Р.З.Хайдарова;
Р.Р.Нигматуллина)
Информационно-компьютерная
Технология
Личностно-ориентированная технология.
Технология
проблемного обучения
Здоровье сберегающая технология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы учителя физкультуры
учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....
описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Возможность иностранного язы...
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...