Моя педагогическая философия
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Рычков Алексей Петрович

 

Статья может быть полезна воспитателям школ-интернатов. Здесь показаны основные педагогические принципы современного воспитателя, требования и задачи субъектов образовательной деятельности по освоению компетенций.

Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное воспитательское слово ничем не удастся заменить.

Демократизация педагогики предоставляет воспитателю всё больше возможностей для творчества во время внеурочной деятельности.

         Предполагается  усиление интеграции внеклассной воспитательной и учебной деятельности. Воспитание неотрывно от обучения. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет вперед обучения, потому что вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего развития, роста и становления личности. Поэтому методика обучения детей – это методика их воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ростовской области

«Неклиновская общеобразовательная школа-интернат

с первоначальной лётной подготовкой

имени 4-й Краснознамённой Воздушной Армии».

                     Методические  материалы.

Статья:

«Моя педагогическая философия»

                                                              Автор -  Рычков  Алексей Петрович

                                                   воспитатель 1 квалификационной категории

                                                         

 г. Таганрог – 2014

                                АННОТАЦИЯ

Статья может быть полезна воспитателям школ-интернатов. Здесь показаны основные педагогические принципы современного воспитателя, требования и задачи субъектов образовательной деятельности по освоению компетенций.

Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное воспитательское слово ничем не удастся заменить.

Демократизация педагогики предоставляет воспитателю всё больше возможностей для творчества во время внеурочной деятельности.

         Предполагается  усиление интеграции внеклассной воспитательной и учебной деятельности. Воспитание неотрывно от обучения. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет вперед обучения, потому что вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего развития, роста и становления личности. Поэтому методика обучения детей – это методика их воспитания.

Моя педагогическая философия

       «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».

М. Горький

            Философия как система идей и взглядов воспитателя не может возникнуть вдруг и сразу навсегда, не может не развиваться…

В последние годы больше приходится учиться – так быстро все меняется вокруг нас…

          Недостаточно владеть разнообразными методиками воспитания, иметь наработанные приемы, свой определенный стиль общения с воспитанниками… Мало быть грамотным и эрудированным. Сейчас передо мной задача сложнее: стать современным воспитателем современного ученика, помочь детям выйти из школы здоровыми, гуманными и компетентными, научить познавать и изменять мир – не просто, а к лучшему…

Со временем выстроились мои основные педагогические принципы. Их пять:

  1. Совместно «добывать», а не «выдавать» знания;
  2. «Убеждать и советовать», а не «запрещать и требовать»;
  3. Выяснять «как» надо делать, а не указывать «что»;
  4. Развивать способности ребенка, а не реализовываться самому за счет  детей;
  5. Позволить воспитаннику быть собой не во вред ему же и окружающим;

     Дети хотят, чтобы воспитатель не руководил ими, а умело сопровождал их в личном пути.

     Моя задача – показать какими приемами и способами, с помощью каких моделей можно познавать мир, ощущать себя современным и компетентным. Постоянно обращаемся к истории, обществознанию, религиоведению, аксиолигии… Мой долг – доказать воспитанникам единство интеллектуального пространства.

     Дети хотят, чтобы воспитатель был современным! Поэтому нужно стать также юридически грамотным человеком, разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную сеть, находиться в культурном контексте своего времени.

     Дети хотят, чтобы воспитатель был компетентен -  и интересен, всегда интересен!

     Надо всегда идти за детьми, быть рядом, думать об их будущем – это сама суть, глубоко оправданная исторически, особенность нашего ремесла. Именно воспитатель обязан занимать твердую нравственную позицию в любых жизненных ситуациях. Но в наши дни это необходимо проявлять не на словах, а на деле, ведь современные дети буквально дышат воздухом безразличия и лицемерия, заражаясь этими недугами, растут зачастую в атмосфере подмены истинных ценностей ложными.

     Поэтому я убежден в том, что мы, современные воспитатели, именно сейчас необходимы своей стране, своей школе.

      Родители своему ребёнку  дарят  жизнь в надежде, что его ребёнок будет сам счастлив и принесёт  счастье им,   родителям,  принесёт счастье окружающим. Что такое счастье?  На этот вопрос ответы могут быть  разные. Для меня счастье – найти ответы на простые жизненные вопросы: Что мне  дорого? Что важно? Без чего я  не могу обойтись?  Согласимся, что поиск ответов на  эти  вопросы и есть жизненная философия.

Мне нравится быть воспитателем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях.

Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, всегда быть внимательным и профессиональным в контакте с воспитанниками, чтобы сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить, бороться и развиваться в окружающем мире.

XXI  век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок или классный час невозможно  представить без новых ТСО.  Ведущим среди них  уже стал  компьютер. Компьютер вошёл  в каждую школу, в каждый класс, в каждый дом, но никакая техника не может заменить живого собеседника,  вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное воспитательское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет воспитателю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Моя задача – помочь воспитаннику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.

Чтобы я хотел видеть в своих воспитанниках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

       Начав педагогическую деятельность, я понял, что главное в нашей профессии – быть самим собой, любить детей, не жалеть себя, не страшиться нового…         За время работы в школе сумел добиться некоторых успехов. Постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня Прошёл курсы повышения квалификации по образовательным программам:

  1. Управление качеством образования.
  2. Развитие критического мышления.
  3. Инновационные технологии в образовании.
  4. Достижение нового качества общего образования через развитие информационной образовательной среды ОУ.

                Мы не можем требовать от ребенка беспрекословного послушания. Ребенок - это личность, со своими взглядами, своими суждениями. К.Д.Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя... Личность воспитателя - это плодотворный луч солнца для молодой души...» Воспитатель должен создать атмосферу доверия, согревать своими «лучами» каждого. Не должно быть любимых и не любимых воспитанников. В каждом ребенке надо уметь замечать хорошее. И от нашей похвалы, от нашего доброго слова ребенок «расцветает», стремясь стать еще лучше.

Мы живем в очень непростое время. В чем же я вижу свою сверхзадачу как воспитатель? Моя сверхзадача состоит в том, чтобы воспитать ребят чуткими, добрыми, неравнодушными, небезучастными к чужому горю. Чтобы они умели чувствовать человека, были готовы откликнуться на чужое горе, прийти на помощь, чтобы не ожесточились в наше жестокое время.

                 Мое глубокое убеждение, что обучение без воспитания невозможно, и воспитание должно идти впереди обучения. Образованный человек- это «человек обученный и воспитанный». « Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский. Дети - одухотворяют, дети - боготворят, дети - не дают право на ошибку. Но воспитателю не избежать ошибок. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо стремиться в работе критически оценивать свои ошибки и больше не повторять их. Раз ошибаешься ты, позволь и детям ошибаться. Пусть они не боятся своих ошибок и стремятся радостно их исправлять.

Наша современная педагогическая наука опирается на положения известных отечественных педагогов, учителей-практиков: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова и др. Их взгляды на обучение и воспитание я разделяю полностью. Знания сами по себе не воспитывают; воспитывают люди, несущие детям эти знания. И от того, кто и как будет учить детей,- зависит очень многое. Учитель в современной школе должен знать и хорошо владеть методикой, быть творческим человеком, уметь прогнозировать и анализировать ситуации, использовать в своей практике новые формы работы.

Педагогика не стоит на месте. Мы живем и работаем уже в третьем тысячелетии. Изменился мир, изменился человек, меняется и система образования. Но главный принцип нашей работы - любовь к детям - остается неизменен вот уже несколько веков. К.Д.Ушинский, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили - эти великие, выдающиеся педагоги строили свою работу на началах личностно-гуманного подхода. Их педагогические взгляды и идеи лежат и в основе моей педагогической философии.

              В заключении хочу сказать, что цели достигнуты. Увидели основные педагогические принципы и услышали жизненную и педагогическую философию отдельно взятого воспитателя. А также обоснована актуальность Портфолио.

Воспитатели! Кто заинтересовался принципами, методами формирования и ведения Портфолио, я готов к сотрудничеству.

              Поможем воспитаннику найти себя, открыть свои способности, свободно мыслить и самовыражаться.

             Как итог подчёркиваю: Моя педагогическая философия заключается в профессиональном, осознанном служении будущему гражданину новой России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...