Рекомендации классному руководителю
консультация по теме
Многие проблемы, возникающие у педагога, вполне разрешимы, если удается освоить благоприятный стиль педагогического общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_klassnomu_rukovoditelyu.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации классному руководителю
Многие проблемы, возникающие у педагога, вполне разрешимы, если удается освоить благоприятный стиль педагогического общения.
Опекун сгорает на работе
Учителя наших школ традиционно отличаются умением давать добротные знания, но порой их самоотверженность и энтузиазм приводят к полному истощению сил и постоянному ощущению перегруженности на работе.
Сегодня роль учителя не должна сводиться к опекунскому отношению к ученикам. Им необходим учитель, и в особенности классный руководитель-менеджер, организующий деятельность энергичных, самостоятельных детей и подростков, имеющих свои возрастные особенности. Следовательно, классному руководителю необходимы знания о возрастной психологии, психологии общения.
Классный руководитель - опекун «сгорает» на работе, тратя огромную энергию, чтобы контролировать, заставлять, направлять учеников. Классный руководитель-менеджер умеет использовать потенциал и энергию своих учеников, координируя их деятельность; владеет современными психологическими методами помощи детям (тренинги, ролевые игры).
Воспитание в современном понимании основано прежде всего на понимании ученика – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Эти же знания необходимы и родителям.
Методы, которыми часто пользуются классные руководители в работе с родителями, часто оказываются недейственными. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и срывают раздражение на детях.
Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения. Однако для этого педагоги сами должны ими хорошо владеть.
Взаимодействие с ребенком, педагогическая поддержка основываются прежде всего на безусловном принятии ребенка. Это значит, что взрослый любит его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Разрушительные стереотипы
Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных потребностей человека. Что нам мешает безусловно принимать ученика? Главная причина – это неправильный настрой на «воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина налаживается не до, а после установления добрых отношений.
Воспитание учеников – сложный процесс, который происходит постоянно. А мы, педагоги и родители, часто пользуемся автоматическими реакциями, заготовленными фразами в общении с детьми. Они становятся помехами на пути эмпатического взаимодействия, позитивных и эффективных методов воспитания. Например:
– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приведут к эффективному, но временному результату;
– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку, он начинает думать, что он и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;
– отшучивание, уход от разговора порой унижают и отталкивают подростка.
Нелегкое искусство общения
Безоценочное, безусловное принятие – это понятно, но как быть, если ученик «не слушается, делает не то»? Как часто мы принимаем меры в виде наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль общения. Результат – протест, игнорирование, замкнутость. «Лечим» следствие оперативным путем, совершенно не разбираясь в причинах непослушания.
Причина негативного упорства и отказов часто кроется в отрицательных переживаниях. Нам нужно прислушаться к себе, проанализировать, как мы общаемся с учеником, как часто используем дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь вместе – значит на равных.
Научиться эффективно общаться с ребенком возможно, если использовать упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации. В.А. Кан-Каликом разработаны такие упражнения тренинга профессионально-педагогического общения. Представим некоторые из них.
Техника интонирования. Попробуйте произнести некоторые фразы (типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т.п.) с различными интонационными оттенками в зависимости от педагогической ситуации.
Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п.
Упражнение на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которое вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Развитие семантических движений. Поиск мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Найдите пантомимические и мимические средства выражения этих требований. Эти простые упражнения помогут педагогу проиграть типичные ситуации и приобрести навыки общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации классным руководителям для работы с группой
Методические указания предназначенны для классных руководителей. Данная работа ценна своей теоретической частью и практическим материалом. Большую помощь может оказать пошаговый алгоритм написани...
рекомендации классного руководителя для родителей
Рекомендации классного руководителя для родителей восьмиклассников. Особенности детей 14 -ти летнего возраста....
Сдаём ЕГЭ: рекомендации классного руководителя выпускникам и их родителям
Сдаём ЕГЭ: рекомендации выпускникам и их родителямНовая законная реальность нашего образовательного пространства – единый государственный экз...
Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...
Презентация на тему "Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда для обучающихся "
Рекомендации для классных руководителей по проведению инструктажей...
Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...
Рекомендации классному руководителю "Как сплотить классный коллектив"
Рекомендации для классного руководителя по сплочению классного коллектива...