Выступление на педагогическом совете
методическая разработка по теме

Шалашова Наталья Александровна

Формирование УУД на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_po_uud.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шалашова Н.А., учитель математики

МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Выступление на педагогическом совете

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Самостоятельная деятельность учащихся является важной составляющей процесса обучения, воспитания, развития школьника. Она подразумевает познавательную деятельность, активность ученика, стремление добиваться поставленной цели.

Познавательная самостоятельность, которая является залогом успешной самостоятельной деятельности, формируется главным образом в процессе их самостоятельной работы. В то же время, в рамках самостоятельной работы наиболее эффективно реализуются идеи уровневой дифференциации, поскольку именно такая форма работы позволяет учащимся работать в своем темпе, выполнять посильные задания, которые учитель подбирает из учета особенностей познавательного и учебного уровня ученика  

  Под самостоятельной работой ученика понимает такой способ учебной работы, где:

  • учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения,
  • работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством,
  • выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения  

Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, систематизации, контроле.

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ

  • по дидактическим целям (обучающие, контролирующие, развивающие);
  • по уровню самостоятельности учащихся (по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие));
  • по степени индивидуализации (общеклассные, групповые и индивидуальные);
  • по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов и т.д.)
  • по форме выполнения (устные и письменные самостоятельные работы);
  • по месту выполнения (классные и домашние).

Развивающие самостоятельные работы даются либо индивидуально каждому ученику, либо всему классу сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания полезно давать ученикам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают ученикам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки. Если систематически уделять 5-10 минут урока таким задачам результаты не заставят себя ждать.

Развивающими являются самостоятельные работы с переадресацией цели. Например, задания с кодами. На урок задаются примеры, решая которые ученик получает ответ. Все ответы и посторонние значения заносятся в таблицу, где напротив значения указана буква или слог. Из полученных ответов-букв (слогов) складываются слова или предложения.

Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения материала учениками для своевременной коррекции знаний и накопления оценок. Нередко со всеми учащимися класса проводятся двух и более вариантные самостоятельные работы, идентичные по содержанию. Ныне же все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.

В своей практике для развития самостоятельности мышления, я использую самостоятельные и контрольные работы не менее чем в четырех вариантах. В зависимости от степени сложности темы, работы дифференцируются по уровням сложности. Обычно применяю 2 уровня сложности, реже три. К первому, более легкому уровню, часто прилагается справочный материал, опорные формулы.

Одним из видов самостоятельных ра6от, являются работы в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая учащимся. Основу такой работы составляют одни и те же задания. Варьируется только система указаний для групп учащихся с различным уровнем подготовленности. Такие работы Г.И. Саранцев называет многовариативными [4], [5]. Степень подсказок может быть разной, вплоть до заполнения пропусков необходимыми вычислениями.

При выполнении самостоятельных работ по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение основными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом задания выполняются по образцам и алгоритмам, показанным учителем или подробно описанным в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода учащихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. Поэтому учитель должен уметь отбирать, вовремя предъявлять и требовать от учащихся их точного воспроизведения.

Дифференцированный подход в обучении решению текстовых арифметических задач уместнее использовать на уроках закрепления, когда можно осуществлять индивидуальный подход к учащимся, исходя из уровня развития их логических и вычислительных умений и навыков. Примером такой работы могут служить «Уроки 9 задач». На этих уроках создается база для развития познавательной активности математического творчества. Это уроки стимулирующего контроля и диагностики, на котором созданы условия для работы каждого ученика, где есть возможность вовремя помочь тому, кому трудно, увидеть того, кому пора создать более высокие интеллектуальные трудности, урок, на котором идет развитие учеников с различными подструктурами мышления. Необычная форма урока не утомляет, а вызывает большое желание работать.

После звонка в течение 3-5-ти минут повторяем теорию. Затем переходим к задаче 1. Если большинство учащихся поднимают руки, т.е. знают, как ее решать, мы сразу переходим к задаче 2. Если она вызывает затруднение у большинства у большей части учащихся, то решаем ее вместе и т.д. Когда решена последняя задача, спрашиваю: «Кто знает решения всех задач». Находятся 1-5 человек. Они являются помощниками. Те учащиеся, у которых вызывает затруднение одна задача, задают вопросы любому из помощников. После снятия затруднений число помощников увеличивается и т.д. Если помощь консультантов не нужна, то учащиеся получают индивидуальное задание.

Урок «9 задач» - это:

1)        урок, на котором нет отсутствия мысли, т.к. каждый ученик 15-20
минут говорит сам;

  1. консультация: есть возможность побывать в роли учителя, помочь однокласснику;
  2. урок, который помогает не допускать пробелов в знаниях учащихся;
  3. урок, который не допускает «забывания» ранее изученного материала;
  4. урок, который помогает систематизировать материал;
  5. урок, на котором все ученики чувствуют себя уверенно и свободно;
  6. урок, который развивает активность, самостоятельность, познавательный интерес.
  7. урок, на котором осуществляется пропедевтика;
  8. большой зачет; маленький экзамен;
  1. праздник;

11) один из самых результативных уроков

«Плюсы» урока «9 задач»

  • Учащиеся сознательно приходят к необходимости знания теории.
  • Учащиеся учатся рассуждать.
  • Учащиеся учатся говорить.
  • Учащиеся очень увлекаются

Главное в работе

  • Развиваю познавательный интерес учащихся.
  • Управляю процессом усвоения.
  • Создаю хороший микроклимат, эмоциональный настрой.

  • Одобряю   учеников   за   любой   вопрос   к   учителю,   стараюсь доказать всему классу, почему именно этот вопрос важен.
  • Замечаю рост каждого ученика.
  • Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся , как в классе, так и дома, как можно больше работали самостоятельно.

(ПОДБОРКА ЗАДАЧ)

Также для индивидуального формирования и  развития элементов логического мышления пятиклассников использую разноуровневые задания – карточки с опорным материалом в виде рисунков и графических схем, а также на восстановление текста задач путём анализа исходных данных. Приведём примеры подобных карточек при изучении темы  «Решение задач на движение».

Таким образом, в процессе обучения пятиклассников различным способам решения текстовых арифметических задач, можно и даже необходимо развивать такие элементы логического мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков, на которых базируются умения решать любые познавательные задачи. Формирование общеучебных умений  и навыков работы является одной из основных задач, заявленных в образовательных стандартах как одна из важнейших целей современного образования.

          Механизм формирования универсальных учебных действий  в значительной степени зависит от содержания учебного предмета и способа его построения. Одно и то же содержание может просто лечь в недра памяти ученика, а может оказаться импульсом, дающим старт для интеллектуального развития ученика, проявления его познавательной активности.

         Важным моментом является то, что содержание обучения к уроку на котором должно произойти что-то необычное для учеников, обычно неверно истолковывается учителями как придумывание особых заданий или включение занимательных фактов, позволяющих достичь того самого необычного. На самом деле это не так. Содержание любого предмета, в том числе и математики, допускает такое построение содержания, которое способствует развитию не только алгоритмических навыков, но и  различных мыслительных действий, являющихся универсальными.

         Учебные действия потому и считаются универсальными, поскольку допускают их формирование и развитие вне зависимости от контекстного содержания материала учебной дисциплины и допускают перенос на любые другие предметные области.    

         Рассмотрим в качестве примера ничем не примечательную тему школьного курса алгебры – "Решение иррациональных уравнений". Предложим ученикам решить уравнение , выполнив стандартные действия, они получат уравнение – следствие, корнями которого будут числа 6 и 9, после проверки делается вывод о том, что корнем исходного уравнения будет число 9.

         Дадим развитие этой задачи. Предложим ученику внешне очень похожее уравнение: . Выполнение тех же стандартных действий, приведет к квадратному уравнению, корнями которого уже будут иррациональные числа:  и  , выполнение проверки с которыми уже будет затруднительно.  

         Одним из распространенных приемов, является сообщение учащимся схем равносильных преобразований, которых, вообще говоря, в школьных учебниках нет. Получив же такую схему, он действительно очень легко преодолеет возникшую трудность, но ничего, кроме еще одного элемента для запоминания не приобретет.

         Возникает ситуация, при которой ученик может справиться с задачей только того, когда узнает в ней знакомую задачу и вспомнит путь её решения.      

         Между тем, формирование у учащихся, и в первую очередь на несложном учебном материале, универсальных учебных действий позволяет ученику научится рассуждать, проводить сравнение, прогнозировать развитие выполняемых действий, строить предположения, проверять свои догадки, улавливать аналогии, причем гораздо раньше, чем он столкнется с  ситуацией, когда ему уже придется искать и принимать решение самостоятельно. Основной же для этой работы могут послужить посильные для учеников задачи, построенные учителем в логике развертывания учебной ситуации урока способствующей развитию таких умений.  

         Рассмотренный пример, как возможность формирования универсальных учебных действий позволяет построить урок иначе.

Действия учителя

Действия ученика

Содержание

    Алгоритм решения иррациональных уравнений с этапом проверки корней уравнения-следствия.

Результат урока

Решение иррациональных уравнений с проверкой по условию, обеспечивающему равносильный переход.

1) Учитель организовывает затруднительную ситуацию

Ученики решают в начале урока уравнения, которые не вызывают затруднений в применении известного им алгоритма.

, уравнение – следствие имеет корни 6 и 9, их проверка не вызывает затруднений.

Затем предлагается уравнение того же типа (и даже вида) , однако в отличии от предыдущих ситуаций, корнями соответствующего уравнения–следствия уже будут числа  и  , выполнить проверку с которыми уже затруднительно.

2) Учитель фиксирует недостаточность знаний.

Ставится вопрос: будет ли эта ситуация исключительной или возможно появление еще уравнений с такой же ситуацией в корнях уравнения – следствия?

3) Построение нового способа действия

Сравнение с выполнением проверки в предшествующих примерах. (Где, на каком этапе происходит выяснение момента, что найденное число будет посторонним корнем.) Фиксируется внимание на выражениях и области значений левой и правой частей уравнения до возведения в квадрат и после.

1) Трудность для учащихся

Учащиеся применили стандартный алгоритм решения иррационального уравнения, но столкнулись с ситуацией, когда уравнение – следствие имеет корни, выполнить проверку с которыми оказывается очень затруднительно.  

Комментарий. Она конечно же выполнима, но действие по выделению полного квадрата и применения тождества со знаком модуля еще более трудный момент в таком решении.

2) Осознание недостаточности знаний

Нет возможности произвести проверку с числами  и  .

3) Изменение учебной ситуации

Изменяется постановка задачи: не проверка корней уравнения – следствия, а анализ ситуации в изменении области значений соответствующих выражений

4) Построение нового способа действия

Применяют алгоритм в измененных условиях поиска посторонних корней: не проверка, а условие корректности проведенного преобразования уравнения.

Закрепление

     

         В приведенном примере, способ построения содержания оказывается в более выгодной методической позиции поскольку:

– такое построение урока снимает проблему запоминания схем равносильных переходов, которых, еще раз подчеркнем, нет в школьных учебниках, но они предлагаются ученикам везде: в пособиях, на курсах, репетиторами, на интернет – сайтах;

– мыслительный процесс соответствует действиям: анализа, поиска и проверки;

– активизируются, а при регулярной работе и совершенствуются универсальные учебные действия;

– нет искусственности в построении урока, такая схема может с успехом применяться на любом предметном содержании  школьного курса математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...