мастер - класс
методическая разработка по теме

Некрасова Юлия Александровна

МАстер - класс "Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему: «Использование приемов критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК» (слайд 1)

Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. (слайд 2). На выступлении методического объединения я рассказывала, что в своей деятельности использую различные технологии. (слайд 3). Особое внимание хочу уделить технологии критического мышления, которую часто использую на уроках. (Слайд 4). Среди многочисленных приемов данной технологии  использую инсертное чтение, прием «Знаю – хочу узнать – узнал», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашку Блума».

Умение задавать вопросы – одно из базовых умений, связанное с эффективным поиском и обработкой информации. (слайд 5).

 «Умный вопрос – уже добрая половина знания», - говорил английский философ Ф. Бэкон. Поэтому, задача педагога, в том числе и моя, научить ребят   грамотно формулировать  вопросы и находить на них ответы. Чтобы грамотно сформулировать вопрос, нужно знать о логической структуре вопроса. (слайд 6)

Вопрос состоит из базисной части, которая представлена исходной информацией, и оператора вопроса. Это либо вопросительные слова, либо слова –помощники, указывающие  на недостаточность информации о чём-либо, о ком – либо. Попробуем проанализировать вопрос: «Почему художника Василия Григорьевича Перова называли «передвижником»?

Найдем базисную часть вопроса: (Художника Перова называли «передвижником», а оператор вопроса представлен вопросительным словом «почему»).  Ну и сформулируем ответ: «Василия Григорьевича Перова называли «передвижником»,  потому что будучи членом «Товарищества передвижных выставок», он организовывал выставки своих работ в разных городах.

Среди приемов, которые учат ставить вопросы, выделяю «Толстые и тонкие» вопросы и «Ромашку Блума».(слайд 7)

Прием «Толстые и тонкие» вопросы – это демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. Например, «Кто главный герой рассказа..?», «Где происходят события романа..?». В левой колонке следует записать вопросы, требующие подробного, развернутого ответа («Какими чертами характера обладает данный персонаж», «Каково отношение автора к поступку героя?».  Учащиеся могут поработать в парах, выбрать самые интересные вопросы, чтобы задать их всему классу.

Достаточно популярна в мире современного образования,  таксономия вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые расположены в определенной последовательности от простого к сложному (слайд 8). Вопросы делятся на следующие категории: простые вопросы, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные вопросы, практические.

(слайд 9)

Отвечая на простые вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Целью уточняющих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова «Почему?».

В творческих вопросах есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза.

Оценочные вопросы  направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, его называют практическим.

Применяя данный прием, вопросы можно писать сразу на соответствующих лепестках или по ходу изучения произведения.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов.

Уважаемые коллеги! Используя данный прием,  мы с вами научимся правильно формулировать, задавать вопросы и находить на них ответы. Перед вами шесть типов вопросов.  Все они связаны с уровнем деятельности. Разобьемся на две группы. Каждой группе получит  текст и, опираясь на него, вы составите по три типа вопросов.  В работе вам поможет таблица классификации вопросов по Блуму.

Работа в группе. Обсуждение.

  • Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?(слайд 11)
  • Что было трудным в работе?

Закончить свои мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

(слайд 12). «Учиться – значит задавать вопросы.  Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Вопросы:

1.Простые. Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2.Уточняющие. Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему,  главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.Интерпретационные. Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

4.Творческие. Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.Практические. Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные. Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...