Эта вечная проблема - дисциплина
статья по теме

Шевченко Людмила Юрьевна

Определение понятия - дисциплина. Четыре цели плохого поведения.Избегайте субъективных оценок. Меры экстренного воздействияПоступайте неожиданно! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эта вечная проблема – дисциплина

Дисциплина – вечная и всегда актуальная проблема для школы и для каждого педагога. Чтобы конструктивно решать ее, необходимо знать истинные мотивы нежелательных поступков школьников. Психологи рекомендуют ряд приемов, которые могут помочь учителю в таких непростых ситуациях.

Любой учитель знает, как тяжело порой усмирить расшалившихся на уроке учеников, призвать их к порядку. Чтобы правильно построить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо распознать истинный мотив проступка и в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

Четыре цели плохого поведения.

Нарушая дисциплину, ученик, как правило, осознает, что ведет себя неправильно, но, впрочем, может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей.

Первая – привлечь внимание. Некоторые школьники «плохо» себя ведут, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, нарушая при этом ход урока.

Вторая – обрести власть. Они «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными, и таким образом пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «А ты мне ничего не сделаешь», высказывая свою смелость и независимость.

Третья – месть. Для кого-то главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят.

Четвертая – избегание неудачи. Ученик так боится повторить свое поражение, неудачу, что предпочитает вообще ничего не делать. Ему кажется, что он не удовлетворяет требованиям учителей, родителей или своим собственным, чрезмерно завышенным. Он желает, чтобы все оставили его в покое, и оказывается в изоляции, неприступный и «непробиваемый» никакими методическими ухищрениями педагога.

Американский педагог Рудольф Дрейкурс пишет об этих мотивах поведения следующее: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из четырех мотивов».

Избегайте субъективных оценок.

Обсуждая плохое поведение, постарайтесь избегать субъективных оценок. Конечно, учитель переживает все происходящие, и очень трудно порой хладнокровно оценивать поступки учащихся. Но, тем не менее, любое нарушение порядка должно быть кратко сформулировано без эмоциональных добавлений и украшений. Описание плохого поведения должно включать: точное указание того, что ученик делает, нарушая порядок; фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает; определение того, как часто он поступает именно таким образом.

Вот примеры типичных неправильных описаний, которые демонстрируют различные эмоциональные окраски: «Вася Иванов просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать», «Настя такая инфантильная», «Ирина совершенно неуправляемая. Она всем мешает!». В этих описаниях присутствует в основном личная, а не объективная оценка. Характеризуя своего ученика подобным образом, вы как бы даете ему разрешение вести себя именно так и такого поведения ожидаете от него и впредь. Естественно, дети ведут себя в соответствии с вашими ожиданиями.

Вместо эмоциональных оценок следует давать точное описание действий. Например: «Вася уже пять раз опоздал на урок», «Настя не поднимает руку на уроке», «Ирина ходит по классу во время объяснений» и т.д.

Нарушения поведения, направленные на привлечение внимания, имеют свои причины.

Первая причина: еще в раннем детстве ребенок плачет – к нему бегут родители. Он разбил чашку и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Иногда для ребенка получить сердитое внимание лучше, чем получить никакого. Такая стратегия поведения переносится и в школу.

Вторая причина: потребность во внимании – базовая психологическая потребность ребенка, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему-то никто не объясняет им, как они должны вести себя, чтобы заслужить чье-то внимание.

Третья причина: чем меньше внимания дома, тем больше вероятность поведения, направленного на его привлечение в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Какие оценки?», «Что ты ел?», одиночество – все это стимулирует развитие соответствующего поведения.

Основные принципы профилактики такого поведения заключаются в соблюдении некоторых правил, а именно: во-первых, уделяйте больше внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо, во-вторых, научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

Меры экстренного воздействия.

Но как можно быстро навести порядок в классе, если такое поведение мешает уроку? В этом случае можно посоветовать следующие меры экстренного педагогического воздействия.

Бурно реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление, закрепляя тем самым плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу), что доставляет им немалое удовольствие. Когда такой ученик получает много замечаний, гневные проповеди и угрозы учителя, он воспринимает это как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Поэтому лучше не доставлять ему такого удовольствия и игнорировать его поведение. Можно задать себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?». Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на него», - советуют опытные учителя. Пошлите «секретный сигнал», используя какие-то жесты, смысл которых известен детям, например, приложите палец к губам и скажите: «Тсс».

Вот рассказ одной учительницы. «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» - спросила я. – «Это означает, что игра окончена», - ответил Боря. Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак – он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе.

Делайте письменные замечания. Можно приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». При этом можно уже ничего не говорить – все написано.

Формулируйте «Я – высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, и хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!». Психологи советуют в этих случаях применять «Я – высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Лена, когда ты разговариваешь во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!».

Поступайте неожиданно!

Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.

  • Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут.
  • Начните говорить тихим голосом. Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок, и когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.
  • Временно прекратите вести урок. Когда вы останавливаете занятие и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», - вот все, что вам нужно сказать.
  • Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.
  • Пересаживайте учеников. Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Отсаживая, вы лишаете их зрителей, и это вынуждает их успокаиваться. Это можно сделать следующим способом: просите ученика сесть на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Ваня, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», - и продолжайте вести урок. Таким образом, он не получит желаемого общего внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.

Выбирая тот или иной способ вмешательства, помните, что смысл истинного воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели – остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор ученика более приемлемого поведения в будущем. Как показывает опыт, большинство из предлагаемых приемов работают в разных возрастных группах в детском саду, и в старших классах.

Государственное оздоровительное образовательное учреждение

«Окружная санаторно-лесная школа»

Эта вечная проблема дисциплина

Доклад на МС

Зам. директора по УВР

Л.Ю. Шевченко

г. Салехард

2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Буклет "Учитель и проблемы дисциплины"

В буклете описаны причины нарушения дисциплины на уроке, даны рекомендации для педагогов....

Урок на тему : " Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества"

Тип урока– урок изучения нового материала.Цель урока:ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять ком...

Родительское собрание на тему "Вечная проблема"

РОдительское собрание проводится совместно  родители и учащиеся 6 - 8 классов. Используются  отрывки из художественной литературы, стихи, сценки. Разбираются жизненные  ситуации....

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ– ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА»

Классный час авторский, был проведен для районного семинара педагогов-психологов...