Методика постановки целей учебного занятия
статья по теме

Шевченко Людмила Юрьевна

«Иду на урок…» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем учитель идет на урок? Зачем педагог идет на урок? Ответы на эти вопросы кроются  в анализе такого феномена как педагогические цели. Анализ постановки целей учителем показывает, что они, как правило, сформулированы либо с позиций стратегии формирования: «научить учиться…», «сформировать у школьников знания о…», либо отражают действия учителя, не связанные вообще с процессом взаимодействия на учебных занятиях: «доказать теорему о …», «вывести формулу плотности…», «показать учащимся…». В связи с такой формулировкой предметной цели возникает вопрос: нужны ли учителю в этом случае учащиеся, ибо выполнение этих действий связано только с одним действующим лицом – учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_postavit_tsel.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

государственное оздоровительное образовательное учреждение

«Окружная санаторно-лесная школа»

Методика постановки целей  учебного занятия.

Выступление на МО

Л.Ю. Шевченко

Учебное занятие (воспитательное мероприятие) рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивают получение интегративного результата учебного занятия (воспитательного мероприятия).

Учебное занятие (воспитательное мероприятие) – система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.

Учебное занятие (воспитательное мероприятие), являясь формой реализации образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, состоит из отдельных этапов. Что же объединяет занятия в целом? Таким системообразующим его компонентом являются цели, ибо они объединяют все образовательные задачи, а значит и этапы, в единое целое – учебное занятие (воспитательное мероприятие).

Цели современного учебного занятия

 (воспитательного мероприятия)

«Иду на урок…» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем учитель идет на урок? Зачем педагог идет на урок? Ответы на эти вопросы кроются  в анализе такого феномена как педагогические цели.

Учебное занятие (воспитательное мероприятие) является формой реализации конкретных целей образования (воспитания). Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под целью понимается планируемый результат. А должен ли ребенок знать цель учебного занятия (воспитательного мероприятия)? Ведь цель урока – это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. Ученик должен знать цель. Но какую цель?

Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит 8-классникам, что они сегодня научатся решать уравнения и это очень важно для них в связи с поступлением в вузы. А учащимся не интересно: почему нужно решать уравнения, которые будут необходимы через 4 года. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка. Конечно же, это предполагает наличие у педагогов развития способностей к рефлексии.

Иными словами, цели учебного занятия могут быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя (воспитателя);

- цели деятельности учащихся (воспитанников).

Цели деятельности учителя на уроке.

Каждый учитель (воспитатель) идет от содержания материала, а затем формулирует цели урока (мероприятия). Цели и содержание взаимосвязаны.

Первостепенное значение в адаптивной школе занимают цели, направленные на развитие личности учащихся.

Предметные цели являются средством достижения целей, связанных с развитием личности ребёнка, делятся на несколько групп.

1 Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • помочь учащимся осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала.

2 Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности.

3 Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятие, правиле, задаче, законе и пр.)
  • обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты.

4 Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  • содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент);
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5 Цели, связанные с развитием у школьников организационной деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

6 Цели, ориентированные на развитие у школьников информационной культуры:

  • создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  • обеспечить у школьников развитие умения составлять простой и сложный план.

7 Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  • содействовать развитию у детей умений общаться;
  • обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи.

8 Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целой и др.

Предметные цели учебного занятия – фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Анализ постановки целей учителем показывает, что они, как правило, сформулированы либо с позиций стратегии формирования: «научить учиться…», «сформировать у школьников знания о…», либо отражают действия учителя, не связанные вообще с процессом взаимодействия на учебных занятиях: «доказать теорему о …», «вывести формулу плотности…», «показать учащимся…». В связи с такой формулировкой предметной цели возникает вопрос: нужны ли учителю в этом случае учащиеся, ибо выполнение этих действий связано только с одним действующим лицом – учителем.

Существует и ещё один вариант формулировки предметных целей в действиях учителя. Этот вариант представлен следующими целями: «познакомить учащихся с…», такая цель находит свое выражение в поведении учителя – он действительно всего лишь знакомит детей с чем-то, невзирая ни на объективный опыт детей, ни на логику усвоения учащимися научных знаний.

Как же следует формулировать эти цели в рамках стратегии развития?

1. В целях необходимо соответствовать реальной действительности – мы ничего не можем сформировать у детей. Предметные цели связаны с организацией деятельности учащихся. А вот состоится усвоение или не состоится, всецело зависит от степени соответствия  воздействий учителя состоянию ученика.

Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. В предметном отношении учебное занятие имеет не одну, а несколько целей.

Что значит усвоить знания?

Знания – есть результат духовной и практической деятельности людей, выраженный в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий.

Факты – база, основа всех других компонентов знания, ибо они непосредственно отображают реальную действительность.

Понятия служат для обозначения какого-либо вида объектов. В них раскрывается сущность вещей.

Правила, законы отражают существенные связи ограниченной совокупности фактов, понятий.

Теории охватывают значительную совокупность фактов и связывающих их законов.

Усвоить, т.е. буквально «присвоить», сделать своими, означает понять, запомнить и применять. Если отсутствует хотя бы один из этих 3-х компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Мало понять и осмыслить. Понимание и осмысление неизбежно окажется непрочным, а главное – бесцельным, без запоминания и применения. Исходя из этого, предметные цели представим в следующем виде:

  • помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: фактов, понятий, правил, законов, положений и др.
  • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются конкретные умения);
  • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения)  в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы…;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В», «С».

Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей. Автотренажеры позволяют приблизить условия обучения к реальным, не подвергая студента и инструктора опасност...

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

методика преподавания секционными занятиями по волейболу

  Для привлечения детей в спортивные секции на начальный этап подготовки и формирования стойкого интереса к занятиям возникает необходимость нестандартного, нешаблонного подхода в из...

Сценическая постановка внеурочного занятия в 5 классе.

В материале представлено описание внейрочного занятия в 5 классе. Постановка основана на басне И. А. Крылова "Ворона и лисица"....

Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"

В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Зарубежные и отечественные методики постановки голоса. Формирование различных школ на рубеже XVI-XVII веков

Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что репертуар современного оперного и камерного певца, как правило, включает произведения представителей различных национальных культур. Возможн...