"Требования к учителю в условиях перехода на ФГОС. Новый облик учителя".
статья по теме
В статье поднимются проблемы и перспективы перехода на ФГОС нового поколения и профессиональной готовности учителя в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_uchitelyu.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Требования к учителю в условиях перехода на ФГОС. «Новый облик» учителя».
Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — божественную очиститель-ную воду. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителя к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
На диаграмме вы можете увидеть, что в ближайшее время, а именно с 2015 г. на ФГОС переходит и основная школа. Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога таковы, что необходимо готовиться к ним заранее, не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.
В процессе перехода к ФГОС должны произойти изменения не только в содержании образования, но так же в личной профессиональной деятельности педагога. Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.
Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:
1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
2) Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога?
Каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?
3) В чем, в связи с этим, состоят критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС? (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)
4) Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагога в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности?
Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?
5) На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?
Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить мировоззрение, сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
В чем заключается «новый облик» учителя?
В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?
Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
- дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы. На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
- достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
- владение информационными технологиями;
- умение работать с нормативной документацией;
- опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
- креативный тип мышления;
- активная социальная позиция;
- обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 2.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...
Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...
Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Презентация содержит материал о технологии системно - деятельностного подхода в обучении, о путях её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...
Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»
Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...
Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения
ldquo;Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарт...