"Требования к учителю в условиях перехода на ФГОС. Новый облик учителя".
статья по теме

Манасипова Наталья Германовна


В статье поднимются проблемы и перспективы перехода на ФГОС нового поколения и профессиональной готовности  учителя в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_uchitelyu.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема «Требования к учителю в условиях перехода на                                ФГОС.    «Новый облик» учителя». 

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — божественную очиститель-ную  воду. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Переход на  новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителя  к успешной реализации ФГОС нового поколения  в основной школе.

На диаграмме вы можете увидеть, что в ближайшее время, а именно с 2015 г. на ФГОС переходит и основная школа. Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога  таковы, что необходимо готовиться к ним заранее, не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.

        В процессе перехода к ФГОС должны произойти изменения не только в содержании образования, но так же в личной профессиональной деятельности педагога. Необходимым  условием  успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

2) Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной  профессиональной деятельности педагога?

Каких конкретных изменений  в ней они могут потребовать?

3) В чем, в связи с этим,  состоят  критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС?  (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

4) Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты)   в своей профессиональной подготовке видит педагога  в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности?

Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

5) На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить мировоззрение, сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.

В чем  заключается «новый облик» учителя?

В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?

Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
  •  отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки  уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

 Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
  • дидактическая - неготовность к переходу на новую  систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы. На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
  • владение информационными технологиями;
  • умение работать с нормативной документацией;
  • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
  • креативный тип мышления;
  • активная социальная позиция;
  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Презентация содержит материал  о технологии системно - деятельностного подхода  в обучении, о путях её  реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...

Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения

ldquo;Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о  технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарт...