Главные вкладки

    "Требования к учителю в условиях перехода на ФГОС. Новый облик учителя".
    статья по теме

    Манасипова Наталья Германовна


    В статье поднимются проблемы и перспективы перехода на ФГОС нового поколения и профессиональной готовности  учителя в основной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_uchitelyu.docx20.27 КБ

    Предварительный просмотр:

          Тема «Требования к учителю в условиях перехода на                                ФГОС.    «Новый облик» учителя». 

    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — божественную очиститель-ную  воду. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

    Переход на  новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителя  к успешной реализации ФГОС нового поколения  в основной школе.

    На диаграмме вы можете увидеть, что в ближайшее время, а именно с 2015 г. на ФГОС переходит и основная школа. Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога  таковы, что необходимо готовиться к ним заранее, не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.

            В процессе перехода к ФГОС должны произойти изменения не только в содержании образования, но так же в личной профессиональной деятельности педагога. Необходимым  условием  успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

    Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

    1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

    2) Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной  профессиональной деятельности педагога?

    Каких конкретных изменений  в ней они могут потребовать?

    3) В чем, в связи с этим,  состоят  критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС?  (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

    4) Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты)   в своей профессиональной подготовке видит педагога  в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности?

    Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

    5) На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

    Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить мировоззрение, сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.

    В чем  заключается «новый облик» учителя?

    В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?

    Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.

    Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

    • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
    • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
    • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
    • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
    • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
    •  отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
    • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки  уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
    • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
    • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
    • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

     Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

    • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
    • дидактическая - неготовность к переходу на новую  систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

    Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы. На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

    • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
    • владение информационными технологиями;
    • умение работать с нормативной документацией;
    • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
    • креативный тип мышления;
    • активная социальная позиция;
    • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

    Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

    Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

    ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

    Профессиональная компетентность учителя в условиях перехода на ФГОС

    Сегодня Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену традиционным умениям и навыкам пришли государственные стандарты нового поколения. В 2011 – 2012 учебном году к обучению по ...

    Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

    Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

    Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

    Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

    Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

    Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

    Презентация содержит материал  о технологии системно - деятельностного подхода  в обучении, о путях её  реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...

    Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

    Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...