Организация работы с одарёнными детьми.
статья по теме

Келин Евгений Александрович

Организация работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Келин Евгений Александрович, Новоямская СОШ, Ельниковский район, РМ.

Организация работы с одаренными учащимися как одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.

Одним из важнейших направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление, обучение и социализация одаренных учащихся.

Главная задача, которая поставлена перед школой  в рамках инициативы - "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

Не только в городской местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и одаренных детей. Для этого используются ресурсы учреждений общего и дополнительного образования. На базе районных школ организуются творческие мастерские для учащихся, конкурсы, научно-практические конференции. На базе «Дома детского творчества» района проводятся конкурсы «Ученик года», «Одаренные дети», организуются интеллектуальные марафоны «Что? Где? Когда?»

Я считаю, что идеальным вариантом для обучения одаренных детей является наставничество. Наставник помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с учителем позволит ему наиболее полно проявить свои способности, и поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием.

Учитель-наставник  - ключевая фигура образовательного процесса. От уровня его профессионализма зависит будущее общества в целом и судьба отдельного ученика в частности.

Участие в конкурсе «Учитель года-2011» Республики Мордовия» заставило меня еще раз задуматься над тем, каким должен быть, современный учитель. Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы, поиска чего-то нового, неизведанного, от жизни в целом.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, конкурсах, олимпиадах, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Кроме того, учитель, работающий с одаренными учащимися, должен не только соответствовать квалификационным характеристикам, но и регулярно подтверждать уровень профессионального мастерства высокими результатами его воспитанников в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Моя главная цель, в соответствии с которой я строю свою педагогическую деятельность, - развитие детской интеллектуальной одаренности. Каждый ребенок индивидуален, каждый - одарен в своей области.

В чем же заключается специфика программ для одаренных? Традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка. Для каждого одаренного ребенка должна быть выстроена индивидуальная образовательная траектория обучения, составлен индивидуальный учебный план, подобрана учебная и методическая литература, определена система учебной и проектно-исследовательской деятельности.

Стаж моей работы в Новоямской школе 4 года. С первых дней работы в школе я старался уйти от традиционных уроков и учить своих учащихся с опережением на результат.

Как показывает практика, наиболее эффективной формой выявления одаренности в условиях образовательного учреждения является предметная олимпиада, которая позволяет выявить интеллектуальные склонности ученика к тому или иному предмету.

Подготовку к олимпиадам целесообразно проводить через систему индивидуальных заданий. Цель данного вида учебной деятельности -  научить школьника работе с дополнительной научной литературой, объяснить ему приемы самоподготовки.

Обратная связь происходит через систему тестовых и творческих заданий. Именно с них я рекомендую ребятам начать работу с дидактическим материалом. Более трудное творческое задание, заключается в составлении вопросов и тестов к прочитанному самим учеником, при этом у ребенка имеется возможность выбора посильной и интересующей его учебной деятельности.

Немаловажную роль в работе с олимпиадными детьми играет положительное отношения родителей к тому, что их ребенок много занимается интересующим его предметом. Важно, чтобы родители были  союзниками с учителем в этом нелегком деле.

Следующим важнейшим направлением развития одаренности учащихся, который я также использую в работе, является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники постигают основы научных исследований.

Работы учащихся не раз были высоко отмечены на республиканском уровне. В этом году ученик 9 класса Тимошенко Александр стал обладателем гран-при  на республиканском уровне в форуме «Одаренные дети» в номинации «Юные экологи». Также учащиеся принимают активное участие в республиканской акции «Наши зимующие птицы», межрегиональной научно-практической конференции по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу», где не раз занимали призовые места.

На мой взгляд, педагог, работающий с одаренным ребенком, должен руководствоваться следующими принципами:

Принцип первый: ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

Принцип второй: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано с мотивацией учащегося. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Все это формирует определенные качества характера, соревновательный дух и играет огромную роль в социализации личности. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик- учитель- родитель – это звенья одной команды.

Принцип третий: продуманность и систематичность занятий. Занятия должны быть продуманы, простой набор олимпиадных заданий не проходит.

Первых два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные знания ученика. Третий принцип определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания их уровень сложности и последовательность, зависит от личности ученика. Поэтому рекомендовать универсальную систему подготовки для всех учащихся,  на мой взгляд, не корректно.

Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. За мой небольшой педагогический стаж работы с одаренными детьми, мне удалось добиться определенных успехов: ученик 9 класса Новоямской средней общеобразовательной школы Ельниковского района Тимошенко Александр в 2010-2011 учебном году стал победителем олимпиад по биологии, экологии муниципального и республиканского этапов всероссийской олимпиады школьников; обладателем гран-при Международного Московского форума «Одаренные дети», призером заключительного этапа олимпиады по экологии.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Организация работы с одарёнными детьми

Презентация - отчёт. "Организация работы с одарёнными детьми"...

Организация работы с одарёнными детьми

Выступление на августовской секции учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы...

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)

Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...