Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения
методическая разработка по теме
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_ege_2013.docx | 61.18 КБ |
Предварительный просмотр:
С 2008 года единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным для выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
В 2013 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 103 выпускника из 12 образовательных учреждений Октябрьского района. Средний балл по району составил 67,71. В прошлом году - 67,07. Рост среднего балла по отношению к 2012 году составляет + 0,7 баллов. По области средний балл равен 67,4
Высокие баллы по Октябрьскому району показали:
Харина Дарья -100 баллов( 2-Имангуловская СОШ, учитель Исанчурина Ф.Ф)
Габдуллина Руфина – 95 баллов( 2-Имангуловская СОШ, учитель Исанчурина Ф,Ф)
Макарова Кристина -95 баллов(Октябрьская СОШ, учитель
Апасова Марина -92 балла(Октябрьская СОШ, учитель
Касатикова Анастасия -92 балла (Октябрьская СОШ, учитель
Будкова Дарья -90 баллов (Октябрьская СОШ, учитель
Аполинарьев Вячеслав -90 баллов (Булановская СОШ, учитель Аполинарьева В.К.)
Анализ результатов освоения учащимися базового уровня
по предмету (Часть А)
Часть А содержит 30 заданий с выбором ответа (А1–А30), которые проверяют подготовку выпускников по русскому языку на базовом уровне.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса русского языка и проверяют:
– лингвистическую подготовку экзаменуемых;
– владение важнейшими нормами русского литературного языка;
– практические коммуникативные умения (чтение).
Анализ тестовых заданий части А показал, что на базовом уровне выпускники овладели основными компетенциями.
Следует отметить, что в 2013 году нумерация заданий части А претерпела некоторые изменения, в связи с чем в анализе приводятся данные с учетом данных изменений.
Результаты при выполнении заданий части А
Проверяемые элементы содержания | Средний % по району | ОУ | |
А1 | Орфоэпические нормы | 90,2 % | |
А2 | Лексические нормы (разграничение паронимов) | 83,4 % | |
А3 | Морфологические нормы (образование формы слова) | 73,7 % | |
А4 | Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) | 88,4 % | |
А5 | Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами, с прямой и косвенной речью, построение сложноподчиненных предложений) | 69 % | |
А6 | Синтаксическая синонимия придаточных определительных и обособленных определений | 89,4 % | |
А7 | Смысловая и композиционная целостность текста, последовательность предложений в тексте | 91,3 % | |
А8 | Средства связи предложений в тексте | 94,2 % | |
А9 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 74,8 % | |
А10 | Синтаксический анализ предложения (обобщение) | 78,7 % | |
А11 | Морфологический анализ (разграничение частей речи) | 70,9 % | |
А12 | Лексическое значение слова, определяемое в контексте | 81,6 % | |
А13 | Правописание Н / НН в суффиксах различных частей речи | 73,7 % | |
А14 | Правописание корней | 82,6 % | |
А15 | Правописание приставок, Ъ и Ь знаков | 79,6 % | |
А16 | Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий | 83,5 % | |
А17 | Правописание суффиксов различных частей речи | 83,5 % | |
А18 | Правописание НЕ/НИ | 84,5 % | |
А19 | Слитное /дефисное/ раздельное написание | 72,9 % | |
А20 | Простое и сложное предложение с союзом и | 85.5 % | |
А21 | Знаки препинания в предложениях при обособленных членах | 83,4 % | |
А22 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 75,8 % | |
А23 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 78,7 % | |
А24 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 90,3 % | |
А25 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 81,6 % | |
А26 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи | 75,8 % | |
А27 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 90,3 % | |
А28 | Текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста | 90,2 % | |
А29 | Стили и функционально-смысловые типы речи | 89,4 % | |
А30 | Языковые средства, лексические нормы | 69,9 % | |
Средний процент выполнения всех заданий части А составил 86,6 %. |
Из представленной таблицы видно, что учащиеся хорошо справились со следующими заданиями:
- А8 – 94,2% – средства связи предложений в тексте;
- А7 –91,3%– смысловая и композиционная целостность текста, последовательность предложений в тексте;
- А24 – 90,3 % -знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ;
- А27 –90,3% - информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров;
- А28 – 90,2 % - текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста;
- А1 - 90,2% - орфоэпические нормы
- А6 - 89,4% - синтаксическая синонимия придаточных определительных и обособленных определений
- А29 – 89,4 %– стили и функционально-смысловые типы речи;
- А4 – 88,4 % - синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).
Относительно высокий процент выполнения данных заданий можно объяснить следующими факторами:
- Структура и содержание представленных заданий части А не претерпели значительных изменений с начала эксперимента.
- У учащихся имеются широкие возможности для подготовки, так как нет недостатка в тренировочных материалах (вариантах заданий с ответами).
- Лексические и синтаксические нормы хорошо усвоены учащимися, потому что этим темам уделяется внимание в образовательных программах в разных классах.
- Содержание КИМов соответствует образовательному стандарту, а варианты экзаменационных заданий строго соответствуют представляемой в начале учебного года Демоверсии.
При подготовке учащихся следует обратить внимание на задания с наименьшим процентом выполнения.
- А5 – 69% – синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами, с прямой и косвенной речью, построение сложноподчиненных предложений);
- А30 – 69,9% - языковые средства, лексические нормы, лексическое значение.
Анализ результатов выполнения учащимися заданий
высокого уровня сложности (Часть В)
Часть В состоит из восьми заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на высоком уровне сложности.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части требуют от экзаменуемого проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. Выпускнику предлагается найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемый должен написать сочинение.
Средний процент выполнения отдельных заданий части В выпускниками Октябрьского района следующий:
Проверяемые элементы содержания | Средний % | |
В1 | Основные способы словообразования | 85,5 % |
В2 | Морфологический анализ слова (умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам) | 69,9% |
В3 | Виды синтаксической связи в словосочетании | 88,4% |
В5 | Осложненное простое предложение | 65,1% |
В6 | Сложное предложение (определение вида придаточного предложения в составе сложного; определение типа подчинительной связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными) | 69,9% |
В7 | Средства связи предложений в тексте | 81,6% |
В8 | Анализ средств выразительности | max 50% |
Средний процент выполнения заданий части В по району составил 73,2 %. |
Наиболее низкие результаты при выполнении заданий части В (ниже среднего по району) при выполнении
- В5 -65,1% - Осложненное простое предложение
- В2 -69,9% - Морфологический анализ слова (умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам)
- В6 -69,9% - Сложное предложение (определение вида придаточного предложения в составе сложного; определение типа подчинительной связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными)
Таким образом, на эти западающие темы следует обратить особое внимание при планировании программы по подготовке к ЕГЭ.
Анализ выполнения задания повышенной сложности
(Часть С)
Часть С включает одно задание с развёрнутым ответом: выпускники должны написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
- определять тему текста, позицию автора;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивать последовательность и связность изложения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Анализ выполнения задания с развёрнутым ответом (сочинение) – часть С – позволил выявить как степень освоения нормативного аспекта учебного материала, так и степень владения разными видами речевой деятельности.
Перед выпускниками стояла задача создания высказывания в письменной форме на основе анализа исходного текста (информационная обработка текстов различных стилей и жанров). Главная задача - извлечь информацию из текста и интерпретировать её.
Ниже представлены результаты выполнения выпускниками части С, причем отражены процент учащихся, набравших по критерию максимальное количество баллов.
Критерий (К1) - 93,2% - умение найти проблему исходного текста, Критерий (К2) – 31% - комментарий к сформулированной проблеме, Критерий (К3) – 86,4% - выявление позиции автора текста, Критерий (К4) – 13,5% - умение аргументировать собственное мнение, Критерий (К5) – 47,5% - последовательность изложения, смысловая цельность и речевая связность, Критерий (К6) – 20,3% - точность и выразительность речи учащегося, Критерий (К7) – 32% - орфографическая грамотность, Критерий (К8) – 15,5% - пунктуационная грамотность, Критерий (К9) – 29,1% - владение грамматическими нормами, Критерий (К10) – 42,7% - владение речевыми нормами, Критерий (К11) – 99% - соблюдение этических норм, Критерий (К12) – 97% - фактологическая точность в фоновом материале. |
Результаты выполнения выпускниками части С
ОУ | Учитель | Кол-во сдававших | Получили баллы за сочинение | ||||||||
23 б | 22 | 21 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | |||
2-Имангуловская СОШ | Исанчурина Фаиля Фаритовна | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Марьевская СОШ | Уразова Айгуль Квайдуловна, | 2 | 1 | 1 | |||||||
Новоникитин ская СОШ | Бедакурова Ольга Васильевна, | 4 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Васильевская СОШ | Татаринова Татьяна Павловна, | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
Булановская СОШ | Аполинарьева Валентина Кирилловна | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Октябрьская СОШ | Анисимова Татьяна Алексеевна,. | 25 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 5 | |
Николаева Светлана Вячеславовна, | 22 | ||||||||||
Российская СОШ | Марченко Елена Александровна, | 9 | 1 | 1 | |||||||
Краснооктябрь ская СОШ | Сисенова Ляззат Аубакировна, | 5 | 1 | ||||||||
Нижнегумбетовская СОШ | Малютина Ольга Александровна, | 8 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Новотроицкая СОШ | Банникова Любовь Юрьевна | 4 | 1 | 1 | |||||||
Ильинская СОШ | Кобзева Светлана Владимировна, | 3 | 1 | ||||||||
Уранбашская СОШ | Жаркова Ирина Николаевна, | 6 |
1выпускница (1,03%) получили за сочинение максимальное количество баллов(23).
Ъ
№ | Название ОУ | ФИО учителя (полностью), уровень образования (ВП, ВН, СП, СН), специальность по диплому (математика, химия), стаж (лет), кв. категория | Реализуемая образовательная программа (базовый, профильный уровень) | Число выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ | Из них преодолели минимальный порог баллов | Средний балл выпускников | |||
число | процент | учителя | по ОУ (рейтинг по убывающей) | по району | |||||
1 | 2-Имангуловская СОШ | Исанчурина Фаиля Фаритовна, ВП, ПиМНО с правом преподавания русского языка в среднем звене, 18 л., ВК | базовый | 5 | 5 | 100 | 80,6 | 80,6 | 67,71 (обл. - 67,4) |
2 | Марьевская СОШ | Уразова Айгуль Квайдуловна, ВП, русский, 19 л., 1 к. | базовый | 2 | 2 | 100 | 74 | 74 | |
3 | Новоникитинская СОШ | Бедакурова Ольга Васильевна, ВП, русский, 31 г., 1 к. | базовый | 4 | 4 | 100 | 71,25 | 71,25 | |
4 | Васильевская СОШ | Татаринова Татьяна Павловна, ВП, русский, 38 л., 1 к. | базовый | 5 | 5 | 100 | 70 | 70 | |
5 | Булановская СОШ | Аполинарьева Валентина Кирилловна, ВП, русский, 46 л., 1 к. | базовый | 5 | 5 | 100 | 69,6 | 69,6 | |
6 | Октябрьская СОШ | Анисимова Татьяна Алексеевна, ВП, русский, 37 л., 1 к. | базовый | 25 | 25 | 100 | 69,44 | 69,17 | |
Николаева Светлана Вячеславовна, ВП, русский, 19 л., 1 к. | базовый | 22 | 22 | 100 | 68,86 | 69,17 | |||
7 | Российская СОШ | Марченко Елена Александровна, ВП, русский, 19 л., 1 к. | базовый | 9 | 9 | 100 | 66,44 | 66,44 | |
8 | Краснооктябрьская СОШ | Сисенова Ляззат Аубакировна, ВП, русский, 19 л., 1 к. | базовый | 5 | 5 | 100 | 64 | 64 | |
9 | Нижнегумбетовская СОШ | Малютина Ольга Александровна, ВП, русский, 28 л., 1 к. | базовый | 8 | 8 | 100 | 63,5 | 63,5 | |
10 | Новотроицкая СОШ | Банникова Любовь Юрьевна, ВП, русский, 30 л., 1 к. | базовый | 4 | 4 | 100 | 63 | 63 | |
11 | Ильинская СОШ | Кобзева Светлана Владимировна, ВП, русский, 22 г., 1 к. | базовый | 3 | 3 | 100 | 62,33 | 62,33 | |
12 | Уранбашская СОШ | Жаркова Ирина Николаевна, ВП, русский, 28 л., 1 к. | базовый | 6 | 6 | 100 | 54 | 54 |
Предложения
- Обсудить на заседаниях ШМО результаты ЕГЭ.
- Исходя из поэлементного анализа составить и использовать в работе Программу деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ; программа предполагает разные виды деятельности, включая анализ и синтез, дает возможность выбора разных методических решений.
- Для повышения объективности результатов осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (например, формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, выстраивать индивидуальную стратегию деятельности на экзамене и т. д.)
- Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать не с отдельными словами, словосочетаниями или предложениями, а с текстом. Сделать обучение русскому языку практико-ориентированным. Вырабатывать умения
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- последовательно излагать собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка.
- При изучении орфографических тем особое внимание обращать на морфемный состав слова, словообразовательный анализ. Изучать не отдельно взятое правило, а в системе языка.
- При изучении пунктуационных тем начинать работу со структуры предложения, обязательного определения грамматической основы.
- Провести в школах района репетиционный экзамен в декабре и в апреле.
Продолжить проведение обучающих семинаров «Трудные вопросы ЕГЭ», рассмотрев задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся, и подходы к их успешному выполнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году...
Анализ результатов ГИА по русскому языку в 2013 году
Анализ результатов ГИА по русскому языку в 2013 году...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Тест по МХК «Азбука архитектуры» (9класс) Составила учитель русского языка и литературы, МХК МБОУ «СОШ №9» Наримановского района Астраханской области с.Николаевка Кунусова Людмила Валитовна.
Тест для контроля знаний по пройденной теме...
Рабочая программа по русскому языку 5 класса для коррекционных образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа по русскому языку 5 класса для коррекционных образовательных учреждений VIII вида...
Справка, содержащая информацию о профессиональных достижениях учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Горбатовская основная общеобразовательная школа» Боковского района Яценко Александры Сергеевны
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что...