Факторы, определяющие профессиональную адаптацию молодых преподавателей
методическая разработка по теме

Полянский Андрей Александрович

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых преподавателей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого преподавателя, особенно. в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой человек, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мичуринский аграрно-технический колледж

Доклад

Тема: «Факторы, определяющие профессиональную адаптацию молодых преподавателей».

Подготовил преподаватель

Инженерно-технических дисциплин

Полянский А.А.

Агрогородок

Тема: Факторы, определяющие профессиональную адаптацию молодых преподавателей.

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых преподавателей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого преподавателя, особенно. в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой человек, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.

Эта зависимость от социального оценивания хранится еще из учебного заведения, где другой человек (преподаватель) выступал в роли "главного судьи" деятельности и поведения учащегося, а собственные критерии оценивания и механизмы само ответственности еще не были отработаны. Ощущение постоянных неудач, усложненное высокой зависимостью от мысли других, вызывает огорчение, кое-где и разочарование.

Однако не менее глубоко переживается и радость от первых успехов, именно она дает силы для продолжения деятельности, творческого поиска, преодоления трудностей адаптации, определяет общий тонус жизни преподавателя.

В этот период молодым преподавателям присущее не дифференцированное общение с окружением, которое также порождает недостаточно дифференцированы эмоциональные переживания, то есть молодой преподаватель пользуется преимущественно противоположными эталонами "хорошо - плохо", а любое непредвиденное событие в жизни колледжа вызывает у него или позитивное (часто близкий к экзальтированному), или негативное подавленное состояние. Негативные оценки, проявления критического отношения со стороны окружения он воспринимает как равнозначные независимо от того, кто их выражает.

Однако уже после трех лет работы происходит отделение профессионального и неформального общения. Это приводит к тому, что в коллективе появляются референтные лица, разные за своим влиянием (деловое общение, неформальное общение), соответственно эмоциональная расцветка снижается, становится более, адресной и дифференцированной.

Успешность социальной адаптации в целом определяется широтой, интенсивностью, значимостью общения преподавателя в своей профессиональной среде, стремлением хранить контакты и взаимодействовать со всеми его субъектами. Важным требованием, является умение переносить свой позитивный опыт общения с коллегами (уровень осознания, эффективные приемы, не обусловленное принятие, признание и др.) на общение с учащимися и их родителями.

Для большинства молодых педагогов незаурядную сложность представляет само перенесение (соотношение, осмысление, интеграция) опыта общения.

На адаптации молодого преподавателя в большой степени отражаются общественные процессы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В настоящее время проблема социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ сохраняет свою актуальность, так как, несмотря на достаточное количество исследований, провод...

Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе

Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов....

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...

Тренинг для молодых педагогов "Самопознание, как фактор успешной профессиональной адаптации"

Конспект тренинга для молодых педагогов в рамках проведения форума "ПроДвижение"...

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...