Организация проектной деятельности в школе.
материал на тему

Мишина Татьяна Васильевна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность17.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на обучающем семинаре  директора мишиной т.в. по теме

«Организация проектной деятельности в школе»

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников еще не дают право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.

Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

– использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;

– обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

– необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

– должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

– работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В   н а ч а л ь н о й   ш к о л е  (1–4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В   о с н о в н о й   ш к о л е  (5–9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью  проектов   н а   с т а р ш е й   с т у п е н и   о б р а з о-
в а н и я   (10–11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, – поиск способов разрешения проблемы – решение.

Этапы работы над проектом можно представить в виде   с х е м ы.

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

– моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

– анализ имеющейся информации;

– определение и анализ проблемы;

– анализ имеющейся информации;

– определение потребности
в информации;

– сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

– постановка цели проекта;

– определение задач проекта;

– определение способа разрешения проблемы;

– анализ рисков;

– составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

– анализ ресурсов;

– планирование продукта;

– анализ имеющейся информации;

– определение потребности
в информации;

– сбор и изучение информации

3. Практический

– выполнение плана работ;

– текущий контроль

4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

– предварительная оценка продукта;

– планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

– презентация продукта

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

– анализ результатов выполнения проекта;

– оценка продукта;

– оценка продвижения

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию  индивидуальности  обучающихся  и  их  творческой  самореализации.

Такой программой может быть программа «Я и проекты», представленная в настоящем пособии.

В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии,  предложены  формы работы  с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.

Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

– составляется общешкольный план работы над проектами;

– определяется общешкольная тема, объединяющая темы проектов. Так, например, общешкольными темами могут быть: «Гармония», «Познание. Польза. Помощь», «Современный мир», «Развитие», «Наука и искусство», «Я выбираю»;

– организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;

– проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.

На основном этапе:

– организуется выполнение проектов;

– освещается ход работы над проектами в школьной газете;

– проводится «Неделя проектов», на которой учащиеся защищают свои проекты на уровне класса. Мы применяем коллективную экспертную оценку проектов, которая включает самооценку учащихся, оценку педагогов, оценку одноклассников, членов НОУ;

– организуются рефлексия и самоанализ деятельности.

На заключительном этапе:

– лучшие проекты рекомендуются для общешкольной презентации на «Фестиваль проектов»;

– каждому  проекту  присваивается  номинация,  участники  награждаются;

– в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос...

Организация проектной деятельности в школе

Творческие проектные мастерские...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо...

Индивидуальный план работы при организации проектной деятельности в школе

Индивидуальный учебно-тематический план работы необходим для систематической организации проектной деятельности школьников....

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...