Использование ИКТ в работе учителя
материал по теме

Шумбасова Елена Юрьевна

В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы нашей жизни. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой стиль мышления, иначе подходит к оценке различных проблем, по-другому организует свою деятельность. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных) технологий, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispikt.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе учителя

В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы нашей жизни. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой стиль мышления, иначе подходит к оценке различных проблем, по-другому организует свою деятельность. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных) технологий, ИКТ.

Повышение квалификации учителей школы в области использования ИКТ осуществляется, в основном, благодаря неформальному общению, консультациям, общению с другими учителями, а также в ходе прохождения соответствующих курсов повышения квалификации. Учителям приходится повышать уровень своих знаний и овладевать новыми умениями по мере изменения как содержания школьной программы, так и самих новых технологий. Так и сейчас нас с вами ждет много нового и пока еще неизвестного. Это работа с интерактивной доской, это локальная сеть, электронный журнал, электронный дневник.      
       В работе учителя есть несколько направлений использования ИКТ.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном виде. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (диске, флеш-памяти), можно быстро найти, так как материалы можно упорядочить по специальным папкам: «Рабочие программы», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков», «Таблицы и схемы», и пр.

Второе направление использования ИКТ – это составление различных отчетов в электронных таблицах (Excel). Это удобно и быстро. Например, отчет по четверти, где надо подсчитывать средний балл, % успеваемости,  % усвоения. На калькуляторе это очень долго. В электронных таблицах один раз сделать макет, ввести формулы, в следующей четверти заносите только оценки. Компьютер сам все считает. А если будет работать локальная сеть, то сразу сбросим этот отчет Светлане Алексеевне в папку для отчетов и распечатывать ничего не надо.

Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Это создание и использование презентаций. Различные схемы, таблицы, оформление урока, его четкая организация и продуманность, это все повышает интерес учащихся, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников.

Четвертое направление использования ИКТ в образовательном процессе это цифровые образовательные ресурсы ЦОР: учебники, приложения, энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями. В школе (особенно в начальной) есть электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках. Очень много различных цифровых образовательных ресурсов в Интернете по любому предмету, по различным темам. Это и презентации, и информационные сайты (справочники, энциклопедии), обучающие программы, различные тренажеры, печатный раздаточный материал и т.д.

Использовать цифровые образовательные ресурсы мы можем на разных этапах обучения.

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:

  • презентации
  • информационные Интернет – сайты
  • информационные ресурсы на дисках

2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  • печатный иллюстративный материал.

3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты;
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся

  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской проектной деятельности учащихся:

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;
  • Интернет.

Но прежде всего следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества ПО. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

Нас ждут большие перемены. В скором будущем в нашей школе будут электронные журналы, электронные дневники. Поэтому каждому из нас придется научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Это уже производственная необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как способ оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...