Современная образовательная парадигма и самосознание учителя
статья по теме

Удалова Eлена Михайловна

Выступление на семинаре по философии образования в рамках постоянно действующего проекта Ассоциации развития образования. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО Санкт-Петербург.

Учитель - это профессионализм и личность. Самосознание учителя - что это? Давайте поразмышляем...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная образовательная парадигма и

самосознание учителя

Удалова Елена Михайловна

ГБОУ школа  №579

Санкт-Петербург

Опираясь на опыт своей профессиональной деятельности учителя математики, могу сказать, что учительское самосознание может отразиться в следующих тезисах.

Есть, на мой взгляд, две главные составляющие УЧИТЕЛЯ – мастерство (профессионализм) и личность.

В образование приходят новые принципы, которые требуют изменений в личностной структуре педагога. У учителя появляются новые функции: тьютор, фасилитатор, координатор, конструктор, модератор. Прежде всего, это смещение  ориентиров образовательных результатов. Они становятся не только связанными непосредственно с преподаваемыми дисциплинами, но выходят на новый качественный уровень – метапредметности знаний и личностного развития ребенка  

В новой образовательной парадигме учитель становится скорее инженером-конструктором образовательного пути и консультантом в индивидуальной образовательной траектории учащегося. Так, становится очевидным, что достижение планируемых целей образования во многом связано с формированием профессионального самосознания учителя, профессиональной компетентностью учителя, способности к саморазвитию и его (ее) личными качествами. Под самосознанием учителя я понимаю тот его профессиональный шаг, когда доминирующим в оценке собственной деятельности становится, прежде всего, постоянная рефлексия, требующая понимания глубинных механизмов педагогической деятельности, психолого-педагогических особенностей детей, умения объективизироваться от личных предпочтений и скоротечных выводов. Как математик, могу сравнить это с решением задачи: четкое понимание «дано» (педагогические условия, педагогическая ситуация) и «необходимо найти» - сопоставление ресурсов и целей. Учитель сегодня определяет тот ценностный вектор, который сделает эту информацию в руках школьника созидательным инструментом. И это нельзя не учитывать даже в единице образовательного процесса – уроке. Пока учитель сам не определиться, не «осознает» то русло, в котором будет в дальнейшем развиваться данный им материал, он, на мой взгляд, не должен браться за педагогический труд в целом.

В связи с этим у меня встает вопрос: как учителю суметь соответствовать предъявляемым ему социальным запросам и требованиям и, в то же время, не потерять собственное видение на воспитание и образование ребенка?

Есть исследования теоретических основ профессионального самосознания в контексте проблем развития личности (Н.Р. Битянова, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин и др.), самосознания учителя на этапе его самостоятельной профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Шутенко). Однако, я думаю, наиболее важны выводы известного психолога Ю.Н. Кулюткина о механизмах противоречий в самосознании учителя (работы «Личность. Внутренний мир и самореализация»; «Мышление учителя»). Это:

1) формирование личностной и профессиональной идентификации в сопоставлении с расширением культурного кругозора, приобретения опыта мотивационно-ценностного отношения к профессии учителя

(самоопределение учителя не может происходить без его культурного роста);

  1. формирование рефлексивных способностей и их объективизация

(объективное отношение к анализу продуктов собственной деятельности);

  1. ценностное отношение к Другому человеку (ребенку как к самоценности, индивидуальности) и профессиональное самовоспитание, развитие профессиональных «Я» образов (Я реальное, идеальное, зеркальное)

(в основе мировосприятия учителя - ценностное отношение к ребенку).

Можно также рассматривать профессиональное самосознание учителя как осознание педагогом себя,

во-первых, в системе профессиональной деятельности,

во-вторых, в системе педагогического общения,

в-третьих, в системе собственной личности.

Итак, в профессиональном самосознании учителя рефлексивные процессы бывают обусловлены многообразными реальными ситуациями педагогической деятельности, которые требуют от учителя развитого умения верно оценить себя, свое место, свои возможности и варианты действий, осознать пригодность своих качеств, способностей, своей социальной значимости и понять, кто ты в глазах учеников.

Богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность педагогической деятельности вынуждают нас изучать себя как профессионала. При этом, как я понимаю, происходит не только осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но формируется и определенное самоотношение. То есть, испытывая чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, учитель эмоционально переживает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога.

Я считаю, учитель – это профессионал, выполняющий свой долг добровольно и осознанно и отстаивающий ценность своей профессии.

Могут быть разные модели педагогического труда, и они существенно различаются по эффективности и по своей психологической сущности. В их числе существует такая модель профессионального развития учителя, где фактором развития является внутренняя среда личности, то есть ее активность, потребность в самореализации. Здесь условие профессионального развития – это осознание учителем необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самореализации в профессиональном труде.

Поскольку основными источниками развития самосознания личности являются собственная практическая деятельность человека и общение, то и на процесс развития профессионального самосознания учителя (а также в соответствии с ним - и на формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности), как я вижу, оказывают влияние две наиболее значимые группы факторов. Одна группа - это ожидания и оценочные суждения непосредственного социального окружения педагога: его коллег, администрации, учеников. Вторая группа факторов - это собственные мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из собственной практической педагогической деятельности.

Самоанализ учителя основывается на анализе педагогической деятельности. Рефлексия в педагогическом труде выступает как профессионально значимое качество личности.

Поскольку учитель осуществляет педагогическое сопровождение ученика, то процесс обучения, социальную практику и образовательную рефлексию требуется рассматривать вместе. При этом, ведущую роль играет образовательная рефлексия: осмысление учащимися своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого ученикам необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы и в результате определить свою индивидуальную образовательную программу. Учителю требуется обеспечивать этот процесс - средствами, и способами своего предмета помочь старшекласснику сформировать способность успешно решать жизненные, карьерные и образовательные задачи. В этом процессе рефлексия и мотивационно-ценностные ориентации в самосознании учителя оказываются существенно значимы.

Таким образом, формирование самосознания учителя, осознанная профессиональная самореализация учителя отражается в решении основных задач школы в условиях современной образовательной парадигмы: в приобщении ученика к ценностям, саморазвитии, самосовершенствовании, в оказании помощи учащимся в их жизненном самоопределении. Каковы же механизмы развития самосознания учителя? Это, прежде всего, анализ собственного роста как профессионала. Сегодня он уже заключается не только во внешней оценке профессиональной деятельности, но и в совокупности факторов внутренней гармонии педагога, его стремлении помочь ребенку в становлении полноценной личности.

Литература

  1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 48с.
  2. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. — М. : Просвещение, 1985. — 128 с.
  3. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб., 1996. – 175 с.
  4. Маркова Л. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. – 192с.
  5. Матвиевская, Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога / Е.Г. Матвиевская. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 340 с.
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
  7. Сластёнин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя// Магистр. 1995. № 3. С.52-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная образовательная парадигма

В данной работе представлено эссе о стилях воспитания детей...

магистерская диссертация «Применение современных образовательных технологий в деятельности учителя безопасности жизнедеятельности»

laquo;Применение современных образовательных технологий в деятельностиучителя безопасности жизнедеятельности»...

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...

Современная образовательная парадигма на уроках английского языка

Цель статьи проанализировать современные тенденции обновления содержания и технологии преподавания английского языка в основной школе.Современная образовательная парадигма предполагает широкое использ...