Доклад на тему: "Модель урока на основе деятельностного подхода"
методическая разработка на тему

Данный доклад может быть полезен для участия в работе РМО, а так же на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Д О К Л А Д

ТЕМА: « МОДЕЛЬ УРОКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

2014 г

                                                        «Стандарты многомерны как сама жизнь»

Тема выступления: «Конструирование урока в соответствии с новыми образовательными стандартами».                  

Сегодня мы учителя не можем уже, как прежде, с гордостью сказать, что постарались на уроке понятно объяснить детям необходимый материал. Этого мало будет для успеха наших учеников в современном обществе.

Сегодня нужно не просто научить, а научить ученика учить самого себя.

Изучая содержание «Стандартов второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.                                                                          

  • планирование;
  • организация;
  • реализация и контроль;
  • коррекция;
  • анализ.

Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Предлагаю вам рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки? 

Организационные основания моих уроков:

  • Работают все и работает каждый
  •  Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
  •  Все благодарны каждому за его участие
  •  Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
  •  Все и каждый имеют право высказать мнение
  • Ошибка ученика – находка для учителя

Для себя составила модель урока на основе деятельностного подхода, Данная модель может быть использована как универсальное средство проектирования уроков и даёт ответ на вопрос: «Как учить?»

Структура урока   в рамках деятельностного подхода

1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной задачи.

IV. «Открытие нового знания»

V. Первичное закрепление.

VI. Самоанализ и самоконтроль

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

На каждом уроке учебную деятельность должно быть видно со стороны:

  • цель
  • учебная задача
  • учебные действия        
  • самоконтроль      
  • самооценка

Если этих этапов в уроке нет, учебная деятельность не формируется

Эти задачи вполне выполнимы при организации деятельностного подхода в обучении.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем. «Какова же цель нашей

работы на уроке?» («Узнать больше о …»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы…..»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

  1. Особое внимание  развитию учебно-познавательных мотивов.

Какие же способы мотивации деятельности можно применить? Вот наиболее распространённые:

  • вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;
  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • заголовки-вопросы;
  • прием «Ситуация неожиданность»
  • приём «Отсроченная отгадка».
  • приём «Прогнозирование».
  • прием «Актуальность»
  • приём «Яркое пятно»
  • проблемная ситуация

2. Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает цитата: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность, нужно познакомить их с методикой исследования. Для этого можно использовать методы исследовательской деятельности по Савенкову А.И.:

- «Подумать самостоятельно»

- «Понаблюдать»

- «Спросить у другого человека»

- «Посмотреть в книгах»

- «Посмотреть по телевизору»

- «Получить информацию из компьютера»

- «Провести эксперимент»

Дети учатся находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия.

В ходе поиска ученики строят предположения, обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной деятельности – совместная, групповая  работа.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера.

Мы используем мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включая в презентации для сообщения новых знаний.

3.Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.  

        Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, к результату.

4.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Обучая рефлексии учебной деятельности можно предложить учащимся  вопросный план:

  1. Какую задачу ставили на уроке?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Каким способом?
  4. Какие получили результаты?
  5. Что нужно сделать ещё?
  6. Где можно применить новые знания?
  7. Что на уроке у вас хорошо получилось?

Говоря о современном уроке, хотелось бы затронуть вопрос здоровьесбережения. Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема.

     Могу предложить некоторые пути сохранения здоровья учеников в рамках  урока:

     Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создаёт благоприятный социально-психологический климат.

     Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

     В-третьих, объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

     В-четвёртых, включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

Анализируя вышесказанное, приходишь к мысли, что главное в деятельностном подходе:

если научить человека плавать можно только в воде, то научить действовать можно только в процессе деятельности.


                                                                                                           Приложение 1

Модель урока на основе деятельностного подхода

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Должна носить обучающий характер.

Основная задача учителя:

Главное не проконтролировать,  а организовать познавательную деятельность учащихся.

3. Актуализация опорных знаний.

Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее, и который понадобится на уроке.

Основные задачи учителя:

Формирование умения задавать вопросы;

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

4. Этап целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя:

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

  • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности*.

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

* Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся

(по кн.: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – С. 38)

Типы эвристических вопросов

Дидактические цели

Какова главная цель?

В чём суть?

Кто, где, когда, что? как? почему?

Дайте определение....

Углубление, расширение знаний

Опишите....

Перескажите....

Объясните, с какой целью?

Какая разница?

Приведите примеры?

Обобщите....

Что было сначала? Что было потом?

Чем закончилось событие (каков итог)?

Развитие умений

В чём причины?

Согласны ли Вы с этим утверждением?

Найдите ошибки.....

В чём недостатки?

Развитие творческих способностей, критического мышления

5. Этап планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного  объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

6 этап. "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя:

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

7. Учебные действия по реализации плана.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе  совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

8. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом,

Можно предложить ребятам назвать

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

                                                                                                   

   Приложение 2

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

                                                                                        

Приложение 3

Характеристика изменений в деятельности учащегося, обучающегося в соответствии с ФГОС

Предмет изменений

Деятельность учащегося до введения ФГОС

Деятельность учащегося после введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность учащихся на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность учащихся на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность:

• по поиску, обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

(для первоклассников)

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Учащиеся справляются в основном со стандартными заданиями

Учащиеся могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания, у них есть опыт самоконтроля
и самооценки

                Приложение 4                              

                                        Формулировки  деятельности  учителя и  учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания учащихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит учащихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Составляют план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку

          Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Оста...

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Методическая разработка урока по химии на основе деятельностного подхода

Особенности преподавания в школе при  исправительной колонии...

Информационная карта анализа урока (занятий) на основе деятельностного подхода

Цель: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования Задачи: *проанализировать урок (занятие) с т...