доклад "Работа с одаренными детьми"
статья на тему
Материал будет полезен всем учителям математики, которые стараются распознать в детях особые способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одаренными детьми | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей математики.
Тема доклада:
Работа с одаренными детьми. Подготовка школьников к предметной олимпиаде по математике.
Выступила: Семонченкова М.В.
учитель математики МБОУ «АСОШ №2»
Август, 2013г
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Приметой последнего времени стало повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, факультативы, кружки)
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума. Большую часть времени на уроке учитель отдает «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров. И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует. Если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.
Подготовка к конкурсам, олимпиадам делится на системную и интенсивную.
Системная работа проводится через кружки, факультативные занятия, обучение в заочных школах, через индивидуальные задания с учащимся и т.п. Интенсивная подготовка проводится непосредственно перед конкурсами и олимпиадами.
Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо готовиться серьезно.
Ученики нашей школы неоднократно принимали участие во всероссийских математических конкурсах «Кенгуру» и «Олимпус».
Значительно продвинулось развитие конкурсов, олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. Так, широкую популярность набирают дистационные олимпиады и конкурсы. Для того чтобы стать участником олимпиады необходимо просто иметь электронную почту и выход в Интернет для участия и ознакомления с материалами предыдущих олимпиад.
Уровень задач, предлагаемых на математических конкурсах, олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках, факультативах, занятиях математических кружков. И зачастую учителя обычных школ не видят перспектив участия своих учеников в математических конкурсах, олимпиадах района, края и т.д. из-за большой конкуренции с учащимися из школ нового типа (лицеев, гимназий и т.д.).
Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи?
Поэтому необходимо следующее:
1. Совершенствовать методику подготовки учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам по трем основным направлениям: систематическое проведение внеурочных занятий, например, математического кружка, при активном привлечении учащихся к ним и доступности обучения решению нестандартных задач; регулярное проведение школьных математических конкурсов, олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организации; использование в процессе подготовки к конкурсам, олимпиадам средств ИКТ с целью предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящим за рамки школы, повышения квалификации учителей математики, укрепления контактов учителей и учеников разных школ.
2. Поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач является наиболее оптимальным способом в обучении учащихся 5-8 классов решению нестандартных задач.
Список использованной литературы:
Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
Список ресурсов для подготовки к олимпиадам по математике (в помощь педагогам и родителям)
http://www. mccme. ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
http://www. allmath. ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте
http://www. eqworld. ipmnet. ru - EqWorld: Мир математических уравнений
http://www. exponenta. ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт
http://www. zadachi. mccme. ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
http://www. tasks. ceemat. ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://www. math-on-line. com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www. problems. ru - Интернет-проект «Задачи»
http://www. etudes. ru - Математические этюды
http://www. mathtest. ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
http://www. zaba. ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://www. kenguru. sp. ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»
http://www. methmath. chat. ru - Методика преподавания математики
http://www. olympiads. mccme. ru/mmo - Московская математическая олимпиада школьников
http://www. turgor. ru - Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества
«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....