доклад "Работа с одаренными детьми"
статья на тему

Семонченкова Мария Владимировна

Материал будет полезен всем учителям математики, которые стараются распознать в детях особые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей математики.

Тема доклада:

Работа с одаренными детьми. Подготовка школьников к предметной олимпиаде по математике.

Выступила: Семонченкова М.В.

                      учитель математики МБОУ  «АСОШ №2»

         

Август, 2013г


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

              А. Н. Колмогоров

Приметой последнего времени стало повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей;  

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности        (олимпиады, конкурсы, факультативы, кружки)

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного  минимума. Большую часть времени на уроке учитель отдает «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров. И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно,  уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует. Если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.

Подготовка к конкурсам, олимпиадам делится на системную и интенсивную.

Системная работа проводится через кружки, факультативные занятия, обучение в заочных школах, через  индивидуальные задания с учащимся и т.п. Интенсивная подготовка проводится непосредственно перед конкурсами и  олимпиадами.    

Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо  готовиться серьезно.

Ученики нашей школы неоднократно принимали участие во всероссийских математических конкурсах «Кенгуру» и «Олимпус».

Значительно продвинулось развитие конкурсов, олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. Так, широкую популярность набирают дистационные олимпиады и конкурсы. Для того чтобы стать участником олимпиады необходимо просто иметь электронную почту и выход в Интернет для участия и ознакомления с материалами предыдущих олимпиад.

Уровень задач, предлагаемых на математических конкурсах, олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках, факультативах,  занятиях математических кружков. И зачастую учителя обычных школ не видят перспектив участия своих учеников в математических конкурсах, олимпиадах района, края и т.д. из-за большой конкуренции с учащимися из школ нового типа (лицеев, гимназий и т.д.).

Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи?

Поэтому необходимо следующее:

1. Совершенствовать методику подготовки учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам  по трем основным направлениям: систематическое проведение внеурочных занятий, например, математического кружка, при активном привлечении учащихся к ним и доступности обучения решению нестандартных задач;  регулярное проведение школьных математических конкурсов, олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организации; использование в процессе подготовки к конкурсам, олимпиадам средств ИКТ с целью предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящим за рамки школы, повышения квалификации учителей математики, укрепления контактов учителей и учеников разных школ.

2.  Поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач является наиболее оптимальным способом в обучении учащихся 5-8 классов решению нестандартных задач.

Список использованной литературы:

Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96

Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.

Список ресурсов для подготовки к олимпиадам по математике (в помощь педагогам и родителям)

  http://www. mccme. ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

  http://www. allmath. ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте

  http://www. eqworld. ipmnet. ru - EqWorld: Мир математических уравнений

  http://www. exponenta. ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт

  http://www. zadachi. mccme. ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

  http://www. tasks. ceemat. ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

  http://www. math-on-line. com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  http://www. problems. ru - Интернет-проект «Задачи»

  http://www. etudes. ru - Математические этюды

  http://www. mathtest. ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)

  http://www. zaba. ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи

  http://www. kenguru. sp. ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»

  http://www. methmath. chat. ru - Методика преподавания математики

  http://www. olympiads. mccme. ru/mmo - Московская математическая олимпиада школьников

  http://www. turgor. ru - Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...