Доклад на тему «Одаренный ребенок в общеобразовательной школе»
методическая разработка на тему

Арам Генрикович Дарбинян

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ

Заседание Методического Объединения учителей математики

20 июня 2013г.

Тема доклада: «Одаренный ребенок в общеобразовательной школе».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики.

Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей обучались не в «специальных», а в самых «обычных», «массовых» школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.

Есть мнение, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его одноклассников.

Наша задача выстроить собственную образовательную программу таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.

Всякая педагогическая работа начинается с постановки цели. Определение своих педагогических целей начнем с уточнения представлений об одаренности Единой общепринятой концепции одаренности нет. Произнося слово сочетание «одаренные дети» мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает без меры, не скупаясь, кого-то «обходит стороной». Совсем другой аспект проблемы высвечивается при другом использовании слов «одаренность» и «дети». Поменяем их местами, и перед нами уже не простое новое словосочетание – «детская одаренность», а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле «одаренность» представляет уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар природы», имеющий у каждого.

Итак, вывод: человек способен мыслить творчески, и вне всякого сомнения, что это чудеснейший из даров. «Даром» этим отмечен каждый. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный компонент «дар» - в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темы развития. Реально одаренность всегда существует в динамике, то есть в постоянном развитии. Вся психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сложный итог взаимодействия средовых и генетических факторов.

Генетический дар  раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет, либо помогает ему раскрываться. И подобно тому как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

Большинство ученых традиционно склоняются к тому, что одаренность – суммарное общая личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует, что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях. Специальная одаренность допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе большая редкость.

Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Из корня корны вырастает общий ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каков корень, а также от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это в нашем случае и есть аналог тех самих «общих способностей» или «общей одаренности». Той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» - частные проявления одаренности. От ствола идут сначала крупные ветви, они, в свою очередь, делятся на ветви поменьше и т.д. Представим себе ветвь – «художественная одаренность». Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. Но при этом они имеют много общего. Это общее обычно и объединяем словами «художественные способности». Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятия живописью, для писателей иллюстрирование своих произведений. Вопрос об «общей» и «специальной одаренности» имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться  как некая общая универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

Проявленную, очевидную одаренность замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И, напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называется «потенциальной».

Многие известные ученые, музыканты, художники, и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но всегда.

Не менее часто бывает и наоборот: те кто не проявил себя в детстве, достиг выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается не востребованным и не замеченным окружающими.

В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психолого-педагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных решений предлагаются многими исследователями. Эти научные изыскания при всей своей явно выраженной теоретической природе призваны активно влиять на образовательную практику.

К числу наиболее популярных можно отнести концепцию американского исследователя Дж.Рензулли. Согласно его теории одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень),  креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу) Кроме того в этой теории учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

По мнению Дж.Рензулли контингент одаренных детей может быть значительно шире,  чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокиет показатели хотя бы по одному из параметров. Дж.Рензулли термин «одаренность» заменяет на термин «потенциал». Получается, что данная концепция своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то , зачем он это делает, что движет им. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря ищут ответ на вопрос: «Зачем это нужно ребенку?»

Естественно возникает вопрос о том, как выявить доминирующую мотивацию. При всей важности этого вопроса надо отметить, что более важно то, на какие мотивы ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы ребенка. Естественно интерес к содержанию может пробудить только тот, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

Педагоги и родители многих стран мира «опираются» на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что «хорошая учебная работа ребенка  в детстве» - залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы (японский школьник).

К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей. Педагоги и родители, ориентирующиеся на эту группу мотивов еще «не ушли в историю педагогики». Стремление «карательными мерами» заставить учиться не только не изжито, но и напротив, иногда рассматривается как явление необходимое.

В последнее время многие приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект, а мотивацию деятельности. Люди менее способные, но целеустремленные оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные. Максимально реализует свой потенциал тот, кто более настойчив, а не тот, кто более развит.

Большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности.

Одаренность – это не личностный показатель, это постоянно развивающийся потенциал.

Сделаем вывод: все, что делается на уроке, начиная от содержания материала, методов, оборудования, наглядности и т.д. должно быть направлено на развитие детской одаренности. Нужно быть очень внимательным к каждому ученику, чтобы разглядеть этот потенциал.

Полезно проводить различные тестирования. Здесь можно отметить важность олимпиад. На олимпиадах  можно выявить такие составляющие интеллекта, как память, внимание, мышление, воображение, навыки чтения, слушания, говорения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Потенци­альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при­суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей. В практике школьного обучения о...

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Презентация о проводимой работе со способными (одаренными) детьми в рамках предмета "Обществознание" в средней школе. (обмен опытом)....

Эссе. Тема: «Одаренный ребенок в школе»

Что же такое детская одаренность, талант? Какого ребенка мы называем одаренным? Проблема выявления одаренных детей....

Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что яв...

Доклад"Работа с одаренными детьми в начальной школе"

Доклад  подготовила педагог д/о Амырбиде А.С. Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необход...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...