Мастер-класс по коучингу на тему "Формативное оценивание-важный фактор процесса преподавания и обучения"
методическая разработка на тему

Есбаева Флория Алмасовна

Данная разработка поможет коучам провести сессию о видах оценивания в современном образовании.Подробное изложение методов, целей и задач послужит готовым материалом для тренинга.Также имеется и рефлективный отчёт о проведённом занятии, который , я думаю, может стать отправной точкой для начинающих коучеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx698.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОТО ФЛОРЫ.jpg

ФИО учителя: Есбаева  Флория  Алмасовна

Стаж работы:19 лет

Место работы: сш. К.Сатпаева Карасайского района Алматинской области

Должность: учитель русского языка и литературы в национальной школе

Уровень:  второй (основной)  

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА: Формативное оценивание –важный фактор процесса преподавания  обучения.

ГРУППА: учителя школы (12ч.)

ЦЕЛЬ: Определить сущность видов оценивания и учиться навыкам разработки критериев успеха для  улучшения обучения.

Задачи: содействовать учителям в понимании различных форм оценивания, в изучении и применении техник формативного  оценивания; учителя будут учиться  разрабатывать критерии оценивания и дескрипторы.

 МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ: наглядно-иллюстративный(презентация), частично-поисковый( исследовательская беседа в группе,Т -таблица), репродуктивный (составление критериев по образцу), здоровьесберегающая технология (музыкальная разминка, тренинг).

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, презентация, ватманы, маркеры

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Организационный этап. Приём «Рецепт хорошего настроения». Цель: создание позитивного настроя на совместную работу.

Задачи:-способствовать  сплочению коллектива учителей; развивать  их творческий потенциал.

Методы:тренинг «Рецепт хорошего настроения»

Создание  постера «Хорошее настроение» и его презентация.

Коуч:Что вы использовали в качестве обязательных ингредиентов для своих блюд?(оптимизм, активность, доброжелательность,…)

Формирование новых  групп по названным качествам.

В группах ведётся активная творческая работа по созданию нового  рецепта. Ингредиенты- качества, необходимые для проведения хорошего дня.

-Группы предлагают друг другу готовые «блюда».

 

10-13 м.

Вызов

 Цель: подвести учителей к теме коучинг-сессии.

Задачи:-познакомить учителей с ответами учащихся об оценивании; развивать в учителях умение слушать и слышать.    

Методы: проект Голос ученика.

Презентация видеоинтервью с учащимися школы по поводу оценивания.

Коуч: Скажите, пожалуйста, что вы думаете по поводу увиденного и услышанного? Насколько актуальна отметочная система?

О чём сегодня мы будем говорить?

Учителя выслушивают мнения своих учеников по поводу оценивания.

Участники группы обсуждают ответы учащихся. Выражают свои мнения и предположения.

12-15 м.

Презентация нового материала.

Цель: помочь учителям в осмыслении сущности оценивания нового формата.

Задачи:- познакомить участников коучинга с видами и техниками оценивания; развивать навык исследовательской беседы.

Методы: наглядно-иллюстративный,частично-поисковый(презентация, беседа в группе)

Вступительное слово коуча (презентация прилагается).

План:

-чтение стихотворения «Сентиментальная прогулка внутрь »

- Оценивание учебных достижений учащихся:учебная программа или ученик – что важнее?

- Виды оценивания:диагностическое, формативное, суммативное.

-Формативное оценивание.Как разработать критерии для эффективного обучения?

- Техники формативного оценивания.

Коуч: Покажите большим пальцем(одна из техник ОдО), насколько интересен и понятен вам был материал?  

Учителя знакомятся с материалом, делают записи и пометки в тетрадях.

Учителя применят одну из техник ОдО. При полном усвоении материала большой палец поднимают  вверх, при частичном- влево, если совсем не усвоен- вниз.

15м.

Разминка.

Цель: создание условий для перехода от одного вида деятельности к другому .

Задачи: обеспечить позитивный настрой участников группы  для выполнения последующих заданий; помочь учителям осознать необходимость разгрузки в течение занятия для более плодотворной деятельности.

Осмысление.Практическая деятельность.

Задание №1.Заполнение Т-таблицы.

Цель: участники коучинга  осознают необходимость внедрения и использования в практике  ОдО;

Задачи: -создать условия для развития исследовательских умений учителей ; помочь в осмыслении сущности  формативного оценивания.

Методы: исследовательская беседа, Т-таблица

 

Выполнение музыкальной разминки «Стирка вручную».

Учителя проводят совместную работу над созданием постера о роли ОдО и его месте в процессе преподавания и обучения.

Учителя имитируют движения во время стирки вручную под музыку.

Учителя в группах обсуждают  заданную проблему, приводят аргументы в защиту своей позиции. Озвучивают свою работу. Предполагается небольшая дискуссия между группами.  

5м.

15м.

20м.

Задание №2.

Выработка критериев успешности по предмету.

Цель: учителя  будут учиться навыкам составления критериев.

Задачи: содействовать учителям в практическом применении изучаемого материала; приобщить участников коучинга к работе.

Метод:частично- проектная деятельность

Рефлексия.

 Цель: инициирование размышлений  учителей о своей  деятельности
Задачи: учить учителей размышлять над услышанным и увиденным; помочь учителям в осознании необходимости перемен в преподавании и обучении.    

Метод: Умелые руки

Учителя в группах создают примерные листы оценивания деятельности учащихся на уроке.

Учителя дают письменную рефлексию на бумагах формата А4.

В группах выбирается общий предмет. Учитывая необходимые ЗУН по данному предмету, составляются критерии оценивания.

Участники коучинга рисуют контур своей руки и на каждом пальце пишут о том, что нового узнали, чему научились, что хотели бы узнать , оценивают свою деятельность.

20м.

5м.

                                                     

                                                       Рефлексия

Как известно, в коучинге создается «живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это,в первую очередь, следование интересам  подопечных и направляющие «волшебные вопросы», со стороны подопечных — это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого» (Майлз Дауни, «Эффективный коучинг»). В своей деятельности коуча  я старалась придерживаться этого положения.  

    Тема данного коучинг-занятия была посвящена изучению  модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения. Перед началом занятия мной были прокомментированы результаты  анкет-рефлексий по предыдущему занятию, в которых учителя написали, что получили важную и нужную  для своей практики  информацию о новых подходах в преподавании и обучении и выразили желание получить знания  о том, как можно оценивать  достижения  учащихся, поэтому моё внимание было сфокусировано на данном немаловажном аспекте педагогической деятельности. 

  Эта тема привлекла внимание  учителей, поскольку они были заинтересованы в том, чтобы максимально объективно оценивать достижения учащихся, мотивировать их для оптимальной и эффективной деятельности на уроке.

 Я подумала, что изучая материал об оценивании совместно с учителями,  и сама буду учиться принципам разрабатывания критериев по своему предмету,  вникать в суть данного вопроса. Такая работа важна для моей практики как учителя и профессионального совершенствования как коуча.

В качестве вызова были  продемонстрированы заранее снятые мной  видеоролики с участием учеников нашей школы. Респондентам  был задан   вопрос о том, насколько часто, кого и как  поощряют на уроке учителя, каково  отношение детей  к взаимооцениванию и самооцениванию.Ученик А. ответил, что он с удовольствием получил бы оценку от своих одноклассников, но к самооцениванию не готов; ученица Д. сказала, что достойную оценку может поставить только учитель; ученицы А. и М. приветствуют такие формы оценивания, так как они уже используются  на уроках русского языка и литературы .В связи с просмотренными видеозаписями между коллегами завязалась профессиональная беседа, в результате которой учителя пришли к следующему заключению: оценивание учащимися друг друга:

+  экономит время учителя; раскрывает потенциал одарённых детей; позволяет выработке лидерских качеств; приводит к осознанию учеником объективности полученной оценки.

-   может вызвать негативное отношение учеников друг к другу; оценка может быть необъективной.  

После небольшой презентации была проведена работа в группах: учителя заполняли Т-таблицу. К тезису «Внедрение формативного оценивания необходимо» они приводили аргументы ЗА и ПРОТИВ. Как было выявлено при защите постеров, все группы привели аргументы с большим перевесом  в пользу формативного оценивания.

В целях  осмысления сущности  критериального оценивания были заданы вопросы  относительно ученика А из интервью: Как вы думаете, почему ученик А. не хочет оценивать себя? Что можно  предложить ему?

Вот так, с помощью наводящих вопросов учителя были подведены к мысли, что для оценивания должны быть выработаны чёткие критерии. Для наглядности был продемонстрирован образец критериев и градаций по теме «Окружающая среда и человек», после чего последовала  ещё одна групповая работа по выработке критериев  по предметам: русский язык и литература, математика, биология. Но, к моему сожалению, работа по составлению критериев не для всех закончилась успешно, и я, как коуч, размышляя об этой неудаче, пытаюсь найти ответ на вопрос, почему учителя биологии  испытали трудности при работе с критериями. Я много думала над тем, что я могу сделать для этих учителей, какую помощь могу им оказать, в то же время не предлагая готовый материал, и пришла к мысли, что на следующее занятие, посвященное продолжению изучения  модуля Оценивание для обучения, подготовлю видеоинтервью с участием школьников со слабой успеваемостью. Я полагаю, мнения учеников помогут молодым (и не только) специалистам в выработке таких критериев, которые будут стимулировать любого ученика. Опыт использования интервью у меня уже был, и он очень помог мне в подведении учителей к вопросу   о необходимости введения формативного оценивания.

C:\Users\Куаныш\Pictures\класс коучинг 2\да 003.JPGC:\Users\Куаныш\Pictures\класс коучинг 2\да 002.JPG

 

C:\Users\Куаныш\Pictures\отпечатки и стикеры\да 002.JPGC:\Users\Куаныш\Pictures\vlcsnap-2013-06-19-23h44m57s226.png

Для улучшения  опыта  я бы предложила совместную работу членов каждого методического объединения в разработке критериев успеха.

Сейчас  я чувствую, что с каждым занятием становлюсь мудрее, проницательнее, но все эти качества приобретаю благодаря коллегам. У нас много вопросов, связанных с преподаванием и обучением, и если мы будем выносить их на обсуждение во время коучингов, в сетевых сообществах, то, думаю, в скором времени процесс приобретения знаний учащимися превратится  для них в удовольствие.

 

                                          Использованная  литература

1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2012 год.

2.Майлз Дауни, «Эффективный коучинг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер - класс "Роль сценического костюма и декораций как важный фактор в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при проведении праздников и развлечений" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей в 2017г.)

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания...

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся»....

Мастер-класс на тему "Коучинг как педагогическая технология работы с родителями"

Мастер-класс предназначен для родительских собраний выпускных 9-ых классов с целью помощи родителям и их детям определения успешной личности...