Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"
проект на тему

Шичкова Наталья Владимировна

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.

Статистические данные дают для этого немало поводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_okonchatelnyy.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Кафедра педагогического менеджмента

Проект

«От здорового учителя к здоровому ученику»

Разработали:

Назарова Ирина Алексеевна зам. директора  по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №1  г. Юрьев – Польского;

Таскина Елена Сергеевна зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №3 г. Юрьев – Польского;

Рушнова Светлана Валерьевна зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ново-Александровская ООШ;

Шичкова Наталья Владимировна зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №2 г. Курлово Гусь-Хрустального района

2010 год

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо.

I. Актуализация проблемы

Общеизвестно, что высокий уровень развития общества может формироваться только при условии качественного школьного образования. Внедрение в учебный процесс все новых педагогических технологий, новых учебных программ, ведет к увеличению умственной нагрузки учащихся. Результативность образования обеспечивается существенным потенциалом здоровья школьников и других участников образовательного процесса.

Проблема здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной беспокойства как для государства, так и для самих граждан. Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Медико-педагогические исследования показывают, что к I группе здоровья (абсолютно здоровых) можно отнести только 3,3 % школьников, ко II группе – 37,9 %, к III группе – 58,8%.

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы: плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни как в семье, так и в образовательных учреждениях …» (из материалов коллегии Министерства образования и науки РФ).

К факторам школьной среды, представляющим потенциальную угрозу для здоровья учащихся, относятся не соответствующие требованиям СанПиНов гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические условия.

Гигиенические условия

Учебно-организационные

 условия

Психолого-педагогические

 условия

-зашумленность,

-освещенность,

-воздушная среда,

-размер помещений, кубатура,

-дизайн, цвет стен,

-мебель,

-видеоэкранные средства,

-питание,

-качество питьевой воды,

-экологическое состояние прилегающей к школе территории.

-объём учебной нагрузки,

-расписание уроков,

-объём физической нагрузки,

-режим занятий,

-медицинское обслуживание,

-наличие системы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.

-психологический климат в классах, на уроке,

-отсутствие эмоциональных разрядок,

-стиль педагогического общения учителя с учащимися,

- проблема оценок,

- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам,

-соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным особенностям школьника,

-состояние здоровья учителя, его образ жизни, отношение к собственному здоровью.

Укрепление здоровья школьников является одним из приоритетных направлений стратегической инициативы «Наша новая школа».

Осознание взаимозависимости между состоянием здоровья и возможностями повышения качества образования школьников проявляется сегодня в активных действиях педагогических коллективов школ по сохранению и укреплению здоровья в период обучения детей в школе. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий становится приоритетным направлением  в деятельности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Оздоровительная работа с детьми, целенаправленное физическое воспитание через вовлечение всех детей в массовые спортивные мероприятия (лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное питание школьников закладывают основы системы здоровьесбережения в школе.

Школа — это не только учебное учреждение, а особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, прежде всего, охраны и укрепления здоровья детей.

Разработка стратегии формирования здорового и безопасного образа жизни, индивидуализации образовательного процесса, минимизирующего риски для здоровья детей, является для современной школы проблемным полем. Это выражается в необходимости:

- разработки требований к здоровьесберегающей среде и требований к результатам освоения основных образовательных программ с позиции формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов;

- разработки и апробации образовательных программ, способствующих формированию основ безопасности жизнедеятельности и профилактики асоциальных явлений.

Школа является эффективной, если ребёнок в ней весел, процесс учения доставляет ему радость, если у него есть возможность реализовать себя и он чувствует себя в школе комфортно.  

Цель проекта - создание образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи:

1) Разработать содержание образования здоровьесберегающей направленности.

2) Отработать технологии индивидуализации образования на основе использования индивидуального учебного плана для отдельных обучающихся.

3) Разработать механизм взаимодействия с различными участниками образовательного процесса по формированию у учащихся здорового образа жизни.

4) Обновление  материально-технической базы, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Реализация проекта позволит создать здоровьесберегающую среду, обеспечивающую:

  • профилактику заболеваемости, сохранение и укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья детей;
  • формирование представления о здоровом образе жизни через приобщение к общечеловеческим ценностям, обучение школьников быть грамотными созидателями своего здоровья;
  • развитие физических качеств, адекватных уровню физической подготовленности и возможностям ребёнка.

Построение здоровьесберегающей среды потребует системных изменений:

- введения диагностики физического и нервно-психического развития детей;

- разработки организационно-педагогических условий, увеличивающих двигательную активность учащихся и оздоровительных занятий в урочное и внеурочное время;

- введения оздоровительных режимов, овладения здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями.

- проведения лечебно-профилактической работы (закаливания, комплекса психопрофилактических и психогигиенических методов для коррекции здоровья);

- разработки совместной работы с  родителями по здоровьесбережению ребёнка.

Содержание проектной деятельности

Проект является среднесрочным и рассчитан на поэтапную реализацию в течение 3 лет (2011-2013)

I этап –информационно-организационный (2011год)

- информационная работа с педагогами, медицинскими работниками

- формирование рабочей группы

- разработка стратегии формирования здорового и безопасного образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски  для здоровья детей в процессе обучения в современной школе.

II этап- основной практический (2012-2013годы)

- реализация запланированных мероприятий

III этап- аналитический (2013год)

- проведение мониторинга заболеваемости педагогов и учащихся

- информирование общественности, родителей, участников образовательного процесса о результатах реализации проекта

План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

I этап

1

Прохождение  углубленного медосмотра педагогов

Директор школы

август

2

Создание рабочей группы по реализации проекта

Заместитель директора по ВР

август-сентябрь

3

Разработка анкеты по изучению отношения педагогов к укреплению собственного здоровья

Творческая группа.

август

4

Разработка системы поощрения и стимулирования педагогов, работающих без больничных листов

Администрация школы

август

5

Диагностика «Психологическое здоровье педагогов»

психолог

сентябрь

6

Организация  мониторинга заболеваемости педагогов

Творческая группа

сентябрь

7

Создание спортивно-оздоровительного клуба по интересам для педагогов «Движение – это жизнь»

Творческая группа

ноябрь

8

Создание паспорта «нездоровья» класса

Классные руководители,

психолог

октябрь

9

Проведение семинара-практикума по теме «Тематическое планирование по предмету с использованием образовательных здоровьесберегающих технологий»

Заместитель директора по УВР

октябрь

10

Разработка факультативного курса «Здоровое питание» (7-9 классы)

Творческая группа

сентябрь

11

Приобретение спортивного инвентаря, тренажеров, туристского снаряжения

Администрация школы

октябрь

12

Создать страницу школьного сайта «Путь к здоровью детей – общее дело школы и семьи»

Заместитель директора по УВР

октябрь

II этап

1

Диагностика здоровья учащихся:

  1.  Проведение углубленного медосмотра учащихся;
  2. Анализ результатов медосмотра;
  3. Диагностика адаптации первоклассников;
  4. Диагностика психического развития младших школьников;
  5. Диагностика психологического климата  в школе
  6. Выявление детей «группы риска»;
  7. Выявление неблагополучных семей;
  8. Выявление одаренных детей.

Администрация школы,

психолог,

медсестра,

классные руководители

По плану в течение года

2

Апробация учебного курса «Здоровое питание» (1-4 классы)

Учителя начальных классов

В течение года

3

Создание школьного совета содействия здоровью

Администрация школы

сентябрь

4

Круглый стол  учителей-предметников «Технологии здоровьесберегающей технологии»

Администрация школы

декабрь

5

Экспертиза образовательной среды школы:

  1. Валеологический анализ школьного расписания.
  2. Техника безопасности при проведении занятий по физической культуре и технологии.
  3. Дозировка домашнего задания учителями.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку.
  5. Проведение физминуток на уроках

Администрация школы

сентябрь

 В течение года

6

Аналитико-информационно-статистическая работа:

  1. Изучения состояния здоровья детей и факторов сохранения здоровья по направлениям:
  • диспансеризация и вредные привычки
  • активность учащихся на уроке;
  • мотивация к учебной деятельности;
  • учебные достижения.
  1. Проведение экспресс-оценки учащихся к уроку

Администрация школы, классные руководители, медсестра

учителя-предметники

сентябрь-июнь

декабрь

7

Обеспечение горячим питанием с привлечением старшеклассников для составления меню интересных, вкусных и полезных блюд

Заведующий столовой, совет старшеклассников

Раз в неделю

8

Создание « Школы раннего развития»

  1. Диагностика готовности к школе будущих первоклассников.
  2. Разработка программы «Мои первые шаги в школу»

Учителя начальных классов, психолог

сентябрь -май

9

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

  1.  Создание разновозрастного клуба «Возьмемся за руки, друзья!»
  2. Организация  конкурса «Самый здоровый класс!»
  3. Лыжная прогулка «Да здравствует Новый год в лесу!»
  4. Декада зрения
  5. КВФ « Мы выбираем спорт!»
  6. Палаточный лагерь

 

Классные руководители, родительский комитет, учителя физической культуры

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

март

июнь

10

Использование упражнений - энергизаторов

учителя-предметники

октябрь-май

11

Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность

  1. Изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов) (1-4 классы)
  2. Интервью с медицинским персоналом «Сто тысяч ПОЧЕМУ?» (7-8 классы)
  3. Театр юного зрителя « ЗОЖ – это модно» (5-6 классы)
  4. Выпуск стенгазет, плакатов «Мы выбираем здоровье!!!» (7-9 классы)
  5. Конкурс проектов « Полноценное питание» (9 класс, предпрофильная подготовка)
  6. Создание «Мини-справочника по методам быстрого снятия эмоционального и физического напряжения» для учителей и родителей (10-11 классы)

Классные руководители, учителя-предметники

сентябрь-

июнь

ноябрь

декабрь

февраль

март

май

12

Работа с родителями:

  1. Изучение социально-бытовых условий семей;
  2. Просвещение родителей:
  • Родительский всеобуч «Условия воспитания здорового ребенка в семье»
  • Беседа с родителями о режиме дня и режиме питания
  • Выступление школьного психолога и медработников на классных родительских собраниях.
  • Родительские собрания

- «Растим здорового ребенка в семье».

- «Роль физического воспитания в формировании ЗОЖ»

  • Совместная конференция родителей и учащихся по теме «Наша здоровье в наших руках»
  1. Работа с детьми «группы риска»
  • Педагогические и психологические консультации для родителей, чьи дети стоят на внутришкольном учете.
  • Вовлечение трудных учащихся в объединения, секции, к проведению праздников.
  • Индивидуальная  коррекционная работа с детьми группы риска и их родителями.

Классные руководители

Заместитель директора по УВР

Классные руководители, психолог, социальный педагог

Классные руководители, психолог, социальный педагог

сентябрь-

октябрь

ноябрь-

июнь

сентябрь-

июнь

III этап

1

Анализ динамики заболеваемости педагогов и учащихся школы

Творческая группа

Ежемесячно

2

Обобщение опыта работы школы по сбережению и укреплению здоровья участников образовательного процесса

Школьный совет содействия здоровью

Май 2013 г.

3

Информирование о результатах реализации проекта общественности и участников образовательного процесса через информационный стенд, школьный сайт

Администрация школы

Ежеквартально

Ожидаемые результаты

   1.Устойчивая мотивация школьников к здоровому образу жизни, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.

   2. Положительная динамика здоровья детей и её позитивное влияние на образовательные достижения учащихся (сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта).

   3.Укрепление и оздоровление социально-психологического климата в школе.

   4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

   5.Организация мониторинга здоровья (физического, психологического) учащихся, учителей и школьной среды.

   6.Сформированность валеологической культуры учащихся и учителей, работающих в школе, содействующей здоровью.

Управление проектом

Проект предлагается для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации проекта участвуют участники образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги (учителя, социальный педагог, педагог-психолог), администрация школы,  медицинская сестра, работники столовой и технический персонал.

Всех участников можно разделить на группы.

- Группа, получающая информацию и знания о развитии школы в данном направлении (учащиеся, родительская общественность, социум, различные службы, обеспечивающие школьную жизнь).

- Группа, подготавливающая информацию о развитии  школы, её проектах (администрация школы, её сотрудники, различные школьные службы). К этой группе могут быть привлечены средства массовой информации, работники местной администрации, учителя.

- Группа, анализирующая и внедряющая в практику полученную информацию о развитии школы (учителя, психолог,соцпедагог, медсестра, техперсонал). Важно, чтобы эта группа постоянно производила анализ своих действий и показывала эффективность и перспективность каждого последующего шага в ходе реализации проекта.

Жизнеспособность проекта

Данный проект может иметь практическую значимость для администрации и педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья школьников. В ходе реализации проекта будут разработаны следующие рекомендации:

для администрации школы:

-по составлению расписания внеурочной деятельности,

- по определению содержания школьного компонента учебного плана здоровьесберегающей направленности,

-по проведению мониторинга здоровья учащихся и учителей, школьной среды.

для педагогов:

- по организации урока с позиций здоровьесбережения,

- по проведению внеклассных мероприятий, направленных на формирование мотива и потребности вести здоровый образ жизни,

-по организации и проведению физиолого-психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся.

для медицинского работника школы:

-по медицинскому сопровождению образовательного процесса,

- по использованию комплекса методик по оценке состояния здоровья учащихся.

Нормативные правовые источники

1. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 20.03.1999 г. № 52-ФЗ,  

2. Приказ от 15.01.08 № 206-ВС «Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002  № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» (Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях),

4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 г. № 38 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.7.1166-02» (Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования).

Литература

1. Бабёнкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми:Методическое полсобие. М.: ООО Издательство «Астрель», 2004.С.163

2. Бабёнкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? М.: Вентана -Графф, 2002.С.16

3. Дереклеева Н.И.Двигательные тренинги и уроки здоровья .М.:Вако,2004.С.10,75-76,142-143

4. Калюжная Р.А.Двигательный режим и здоровье школьника. М.Медицина 1977.С.

5. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л.Здоровье. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. Ярославль,2003.С.33.

6. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника.М., 1986.сС.161

7. Первое сентября: Приложение.Спорт в школе.2004.№19.С.53

8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.Гигиена и здоровье школьника.М.,1988.С.125

Приложения

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Разработан М. В. Аносовой, ст. преподавателем кафедры охраны здоровья АПКиПРО

1. Гигиенические условия в классе (кабинете).

Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем.

К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания.

Словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма -не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

7. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для

инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

8.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. 9.Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

10. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма

 11.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

12.Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

13.Наличие на уроке эмоциональных разрядок.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

14. Плотность урока т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

16. Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто» для учеников и их родителей

Понятие ЗОЖ расшифровывается как "Здоровый Образ Жизни". В настоящее время данная тема очень актуальна, особенно для современной молодежи. Заключается это понятие в том, что всякий человек обязан вним...

Здоровый учитель - здоровые дети.

Сегодня  государству нужны здоровые граждане. Перед педагогами страна ставит очень серьезные, порой сложные задачи. Для успешного решения поставленных задач, необходимо чтобы учитель был здоровым...

Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...

Презентация по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни глазами учеников 10 "А"

Презентация выполнена учениками 10 "А" класса.Фотоматериалы собраны из личных архивов учащихся.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) глазами учеников 10 "А"...

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....