Программа курса: «Шаг в математику с использованием Интернет-ресурсов» в рамках платных дополнительных образовательных услуг
рабочая программа (11 класс) на тему

Шляпина Ольга Евгеньевна

Программа платных курсов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_platnykh_kursov.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 2

____________/Т.А. Бартова/

«____» _______________ 2013 г.

Программа  курса:

«Шаг в математику

с использованием Интернет-ресурсов»

в рамках платных

дополнительных образовательных услуг

Автор:

 учитель математики и информатики

МАОУ СОШ № 2

Шляпина Ольга Евгеньевна

СОГЛАСОВАНО

Руководитель  секции естественных наук:                                  

_______________ /Е.Г. Иванова/

«____» _______________ 2013 г.

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письменный экзамен по математике за курс средней школы является обязательным для выпускников 11-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Часть 1 состоит из 10 заданий (задания В1–В10) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня. Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих профильный уровень математической подготовки. Из них пять заданий (задания В11–В15) с кратким ответом и шесть заданий (задания С1–С6) с развёрнутым решением. ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Курс «Шаг в математику с использованием Интернет-ресурсов» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 40 часов. (2 часа в неделю). Количество учащихся – 10 человек (Приложение 2). Программа данного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

  • возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
  • применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по математике 2007-2013 г. г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ в режиме online.

Цели курса:

  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
  • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.

Задачи курса:

  • расширение знаний и умений в решении различных математических задач, подробно рассмотрев  возможные или более приемлемые методы их решения;
  • формирование общих умений и навыков по решению задач: анализ содержания, поиск способов решения, составления и осуществления плана, проверка и анализ решения, исследование;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

Функции курса:

Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

     Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с  учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения данного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
  • практический.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • учебные пособия в печатном и электронном виде;
  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;
  • видеофильмы, анимации, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике;

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Ожидаемые результаты

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов, т. е. они должны знать и уметь:

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
  • решать задачи  с параметрами и модулями;
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
  • решать прикладные задачи с применением производных и интегралов;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
  • пользоваться справочной литературой и таблицами.
  • овладеть общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ЕГЭ;
  • усвоить основные приемы мыслительного поиска.
  • выработать умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Методические рекомендации по реализации программы.

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются  online – тесты по математике. Занятия проводятся в кабинете № 7 и в компьютерном классе (10 компьютеров, где каждый компьютер подключен к сети Интернет, интерактивная доска, сканер, принтер).

Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости».

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно проведение online – тестирования  параллельно с тематическим повторением учебного материала. (Приложение)

Структура курса.

Программа курса  содержит три  блока.

Первый блок содержит основы работы и правила техники безопасности при работе в сети Интернет. В этом блоке учащиеся знакомятся с основными поисковыми системами Интернета и осуществляют поиск полезных цифровых ресурсов для подготовки к ЕГЭ.

Второй блок содержит алгебраические и геометрические задания 1, 2  части. В этом блоке  проверяется  владение  основными  алгоритмами,  знание  и  понимание ключевых  элементов  содержания:  математических  понятий,  их  свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать  математические  задачи,  не  сводящиеся  к  прямому  применению алгоритма,  а  также  применять  математические  знания  в  простейших практических ситуациях.  В этом блоке отрабатывается навык решения математических задач.

Третий блок Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов.

Содержание курса.

  1. Основы работы в сети Интернет (5 часов).

  1. Теоретический материал по математике (28 часов) :

Числа, корни, степени (3 часа)

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания  о  решении задач с целыми, действительными, рациональными и иррациональными числами, степенями с целым и рациональным  показателем,  задач с дробями, модулями  и на проценты.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Текстовые задачи и простейшие математические модели (3 часа.)

 Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами  построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения  задач ЕГЭ.

Тригонометрические функции и тригонометрические выражения (3 часа).

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить умения вычислять значения тригонометрических функций и выполнять преобразования тригонометрических выражений. Ознакомить с применением знаний о тригонометрических функциях при решении задач повышенной сложности по физике по темам «Механика», «Электричество» и «Магнетизм».

Уравнения и неравенства (6  часов).

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнениях и неравенствах, системах уравнений, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием показательных и логарифмических уравнений для расчета задач по физике по теме «Ядерная физика», а также с методами решения задания ЕГЭ типа  С1, С3.

Параметры (3 часа)

 Цель: Познакомить с  решением линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами, с решение заданий ЕГЭ типа С5.

Производные и интегралы (3 часа).

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной и первообразной функции. Ознакомить с применением производной для нахождения скорости для процесса, заданного формулой или графиком, с использованием производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах, применением  интеграла в физике  (в темах «Механика»,  «Молекулярная физика», для вычисления массы тела, с заданной неравномерно распределенной  плотностью) и геометрии для  вычисления площадей, объемов пространственных фигур.

Планиметрия (3 час).

    Цель: Обобщить, систематизировать  и углубить  знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа  С4.

Стереометрия (4 часа).

 Цель: Обобщить, систематизировать  и углубить знания о прямых,  плоскостях  и векторах в пространстве, многогранниках, телах  вращения. Ознакомить с приемами решения  стереометрических задач повышенной сложности,  с решением заданий ЕГЭ типа С2.

  1. Решение заданий КИМов ЕГЭ. Итоговое занятие (7 часов)

Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов. Аттестация учащихся.

Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая может быть составлена из материалов  ЕГЭ, КИМ  и централизованного тестирования.

Календарно-тематическое  планирование

№ п./п.

Наименование разделов тем курса

Всего часов

В том числе

лекции

семинары

практич. занятия

1

Техника безопасности и правила работы в сети Интернет. Знакомство с интернет-браузерами.

1

1

2

Знакомство с поисковыми системами и правила работы с ними.

1

1

3

Знакомство с требованиями и правилами проведения ЕГЭ по математике

1

1

4

Знакомство с демо-версией ЕГЭ 2014 по математике

1

1

5

Формирование электронного банка данных интерактивных тренажеров и online-тестов.

1

1

6

Числа, корни, степени.

3

1

2

7

Текстовые задачи и простейшие математические модели.

3

1

1

1

8

Тригонометрические функции и тригонометрические выражения.

3

1

2

9

Уравнения и неравенства.

6

2

2

2

10

Параметры

3

1

2

11

Производные и интегралы.

3

1

2

12

Планиметрия.

3

1

2

13

Стереометрия.

4

1

1

2

14

Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов.

5

5

15

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

40

11

5

24

Список  литературы:

1.  С.И. Колесникова «Домашний репетитор. Решение сложных задач Единого Государственного экзамена», Москва Айрис Пресс, 2007.

2. М.А. Куканов. Математика 9-11 классы: решение заданий ЕГЭ высокой степени сложности. Основные методы и приемы. Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. С.В. Процко. Конкурсные задачи по математике для поступающих в вузы ( с решениями). Минск, НТЦ АПИ, 1996 г.

4. Сагателова Л.С.. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2009 г.

5. Математика. ЕГЭ – 2007. Учебно-тренировочные тесты/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.

6. Математика. Интенсивный курс подготовки к единому государственному экзамену / С.И. Колесникова. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – (Серия «Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ»)

7. «Математика. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания»/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко,– Ростов-на-Дону, Легион, 2007.

8. Экзамен по математике. Теория. Задачи. Решения. Ответы. (Функции и графики) /В.Л. Шагин, А.В. Соколов – М.: Вита-Пресс, 2007.

9. ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Гусева К. С., Никушкина С. Л., Судавная О. И. СПб.: Тригон, 2012.

10. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания» / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2012

Электронные ресурсы

http://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.uchportal.ru/load/235

http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm

http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive

http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml

http://www.mathtest.ru/index.html

http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/

http://www.ctege.info/content/view/1340/74/

http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30

http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823

http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13

http://uztest.ru/exam?idexam=1

Приложение 1.

Для примера приведу несколько карточек для занятий:

Пример 1. Тестирование «американское»

1. Гимнаст получил на соревнованиях:

- 9,5 балла за упражнения на брусьях;

- 8,7 балла за упражнение на перекладине;

- 8,8 балла за акробатику.

Каков средний результат гимнаста за все три упражнения?

А  -  8 ,9       В  -  9,0             С  -   9,1           D  - 9,2        E – 9,3

2. Корпорация имеет восемь отделений, в каждом из которых 10 – 16 отделов. В каждом отделе по меньшей мере сорок, не больше шестидесяти работников. Если десять процентов работников каждого отдела составляют машинистки, то какое наименьшее число машинисток може быть в отделении?            

 А  - 40       В  -  65             С  -   96           D  - 320        E – 768

3. Некто может проплыть  на лодке 10 миль вниз по течению реки за 2 часа, а то же  расстояние против течения за 5 часов. С какой средней скоростью (в милях в час) он проплывет туда и обратно?

А  -         В  -                С  -               D  -  3        E –  7

4. Если  маляров могут покрасить 2h зданий за 2w недель, то сколько маляров потребуется для покраски  4 h зданий за 4w недель?

А  р                     В  -               С                 D            E – 16р

Пример №2. Тождественные преобразования алгебраических выражений

Часть А (индивидуально-фронтальная работа)

На выполнение отводится 30 минут. Верно 9-10 заданий – «5», верно 7-8 – «4», 5-6 заданий – «3»

Разложите многочлен на множители:

1.   56а2 – 40ab + 63ac – 45bс     .

2.   16p2 – 81                              

3.   8a3 + b6.

4.   – a 2 – 4a – 4 .

5.    11x – 3x2 + 70.

6.  а2 – b2 + х2 – у2 + 2ах – 2bу 

 7 .x2 – y2 – z2 + 2yz.

8  х3 + х – 2

9. x4 – x2 + 2x +2.

10. x4 + 4

Часть 2. Фронтальная работа

Пример 3. Рациональные уравнения

Часть 1. Фронтальная работа

  1. Не решая уравнения, найдите сумму корней уравнения х + 3х + 1 = 0.
  2. Найдите значение выражения , где х1 и х2 – корни квадратного трехчлена .

Часть 2. Индивидуальная работа

Приложение 2.

Список учащихся 11 класса:

  1. Акулова Ксения
  2. Безматерных Юлия
  3. Белоглазова Карина
  4. Жарникова Полина
  5. Зыкова Виктория
  6. Мальгина Ксения
  7. Фомичев Владислав
  8. Шемелина Валерия
  9. Шерниязова Алина
  10. Шумилов Дмитрий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Мастер-класс по теме: «Использование Интернет - ресурсов в образовательной деятельности. Золотая рыбка в сети»

В наше время Интернет -  это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с...

Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.

Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...

Современные образовательные технологии. Использование Интернет ресурсов на уроках английского языка

В статье рассматриваются дидактические возможности Интернет ресурсов при обучении английскому языку в условиях информатизации общества и перехода на ФГОС....

Заявление родителя на использование Интернет – ресурсов в образовательных целях ребенком

Заявление родителя на использование Интернет – ресурсов  в образовательных целях ребенком...

ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА НА ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ" В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА (использование интернет – ресурса Plickers для контроля и коррекции знаний)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА по теме: «Использование цифровых технологий современными педагогами: вовлекаем, мотивируем, обучаем»(Использование инте...