Методическая разработка Тема «Интерактивное взаимодействие с учащимися и коллегами средствами информационно-коммуникационных сетей»
учебно-методический материал на тему

Куракина Ольга Васильевна

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»»

ПРИНЯТО

Методическим объединением

С-Пб ГБПОУ «Колледжа

 отраслевых технологий

«Краснодеревец»»

Протокол № ____

от «____» июня 2014 г.

                                           

Методическая разработка

Тема «Интерактивное взаимодействие с учащимися и коллегами средствами информационно-коммуникационных сетей»

                                Разработчик                                                Куракина О.В.

                                Председатель МО                                      Копейкин В.О.

                                                   

                                                      2013-2014

Введение

Работа с ресурсами Интернет

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время.

Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности.

Возможности использования сети Интернет на уроках литературы заключаются в следующем:
1. Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
2. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
3. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;


Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как написание рефератов, сбор материала по теме, иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета. Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

Здесь вариантов работы может быть много:

1. Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения уроков- лекций. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы – родные всё места»), Шукшина («Путешествие в Сростки»), Л.Толстого «Свет Ясной Поляны». Фото видео - объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте "Творческих учителей».

2. Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.

Основные специализированные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных:

Обзор интернет-ресурсов по русскому языку и  литературе

 Сегодня интернет-ресурсы могут стать хорошим подспорьем на уроках – и для учителя, и для учащихся. Не говоря уже о том, что современный литературный Интернет может стать настоящей пищей для души. Важно только правильно искать.

Электронные библиотеки:
русская классика, всемирное наследие,
писатели-современники

Прежде всего о том, где найти русскую классическую литературу. Научное электронное собрание произведений русской классической литературы можно найти по адресу: http://www.rvb.ru под названием «Русская виртуальная библиотека». Еще одна библиотека – «Русские писатели в Сети» (http: // teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet).

Ежедневно обновляемая коллекция стихотворений русских и советских поэтов, известная как собрание Марии Школьниковой, расположилась по адресу: http:// litera.ru/stixiya. Всего здесь более 18 000 стихотворений; можно выбрать именно то, которое необходимо для завтрашнего урока. Собранию стихотворений каждого из представленных авторов предпослана биографическая статья, есть фотографии и ссылки. Здесь же календарь памятных дат искусства, литературы, музыки.

Для уроков в  средней школе, конечно, понадобятся мифы, легенды и сказки. Самая большая в Сети библиотека сказок так и называется «Сказка» (http://www.skazka.com.ru). Впрочем, кроме сказок в последней библиотеке тоже есть и мифы, и легенды. Всего в «Сказке» сейчас более четырех с половиной тысяч текстов. Заслуживает внимания учителя и библиотека «Мифы и легенды» Александра Эрлиха (http://www.fbit.ru/free/myth).

Стандарт школьного литературного образования предполагает изучение и мировой литературы. Большая библиотека мировой литературы, известная как «Библиотека Максима Мошкова» и вывешенная в Интернете под девизом «Электронные библиотеки, объединяйтесь», находится по адресу: http:// lib.ru/.

Вот на что никогда не хватает времени в курсе школьной литературы, так это на изучение современного литературного процесса. Но почитать что-то новое хочется... А там, глядишь, найдется в последних публикациях и какой-нибудь небольшой рассказик: учителю он пригодится для диктанта или учебной рецензии. Современной русской литературе специально посвящен портал «Вавилон» (http:// www.vavilon.ru). Здесь представлены произведения авторов, принадлежащих к разным поколениям. Преобладает поэзия, но есть и проза, драма, статьи и эссе о литературе. Как говорят создатели портала, нет здесь «только массовой литературы», и они обещают, что ее и не будет, «во всяком случае, до тех пор, пока граница между высокой литературой и массовой ощущается в российской культуре весьма отчетливо». По адресу: http:// gallery.vavilon.ru/people можно получить информацию о современных литераторах и виртуально познакомиться с ними – каждый из авторов представлен несколькими фотографиями; это в полном смысле слова галерея.

Другой крупнейший портал – «Литература» (http://www.litera.ru) – объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. Входящий в этот портал литературный сайт «Точка зрения-ЛИТО.РУ» http://www.litera.ru/slova/ring/index.html содержит постоянно пополняемый архив лучших литературных произведений Интернета, написанных в различных жанрах и стилях. Все материалы сопровождаются редакторскими комментариями.

Критика современного литературного процесса интересно представлена на портале объединенного гуманитарного издательства и кафедры русской литературы Тартуского университета «Ruthenia» (http://www.ruthenia.ru). Здесь же в рубрике «Русская поэзия 1960-х годов как гипертекст» опубликованы стихотворения 50 поэтов этого периода. Среди них такие разные поэты, как Михаил Айзенберг и Борис Заходер, Николай Глазков и Иосиф Бродский, Иван Ахметьев и Дмитрий Бобышев и др. Размещены критические отклики на творчество этих авторов.

«Большой каталог газет и журналов на русском языке» можно найти на сайте http://www.deol.ru/walk/walkp3.htm. А электронная библиотека современных литературных журналов России – http://magazines.russ.ru – расположилась на портале сетевого «Русского журнала». Всего здесь размещено 24 журнала: «Арион», «Вестник Европы», «Волга», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Континент», «Критическая масса», «Логос», «Нева», «Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение (НЛО)», «Новая русская книга», «Новая юность», «Новый журнал», «Новый ЛИК», «Новый мир», «Октябрь», «Отечественные записки», «Старое литературное обозрение», «Урал», «Уральская новь». Попав в журнальный зал, имеет смысл обратить внимание на рекомендации редколлегии (произведения, которые редколлегия советует нам прочитать, специально вынесены).

Периодика для словесника

Отдельный разговор – о представленных в Сети периодических изданиях для учителей-словесников – как методических, так и литературоведческих. Кстати, эти издания могут быть полезными при подготовке к уроку не только для учителя, но и для пытливого ученика.

Прежде всего это газета «Литература» (Издательский дом «Первое сентября»), электронная версия которой полностью доступна по адресу http://lit.lseptember.ru/index.php. Там можно найти как свежие номера, так и архив начиная с 1993 года. Своим читателям газета предлагает методические материалы по анализу художественного текста, включая творчество русских классиков, современных российских писателей, зарубежных авторов (можно найти как разбор рассказов Т.Толстой или Л.Улицкой, так и новый взгляд на «Поднятую целину» М.Шолохова).

«Литература» представляет разнообразные методики обучения, в том числе предлагает использовать в школьном преподавании современные научные методы анализа художественного текста. Описываются здесь и методики, давно и хорошо зарекомендовавшие себя. Скажем, «словесное рисование» как способ занятий литературным творчеством или методики обучения учеников работе над сочинением разных жанров (например, на основе анализа эпизода). Даются советы по подготовке к выпускному сочинению. Помещает газета «Литература» и статьи ученых-филологов, которые могут быть и интересны, и полезны учителю: С.Бочарова, Ю.Манна, А.Ранчина, О.Лекманова, главного редактора газеты «Литература» Г.Красухина и др.

Рубрика «Книжная полка» представляет рецензии на книги: это и новые издания собраний сочинений писателей, и словари, и работы литературоведов, и обзоры конференций. В каждом номере газеты есть литературный календарь. Публикуются мемуары учителей о собственных учителях. Обсуждаются учебники и предлагаются программы и фрагменты пособий для факультативов. Аналогичные рубрики можно также найти и в газете «Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября») – http://rus.lseptember.ru. Среди авторов этих газет не только учителя, но и ученики, которые обычно представляют свои учебно-исследовательские работы.

И наконец, наиболее утилитарная рубрика приложений – «Я иду на урок» – состоит из многочисленных поурочных планов, которые заботливо рассортированы по разным темам школьного курса по адресам http://lit.lseptember.ru/urok/ и http://rus.lseptem-ber.ru/topic.php?TopicID=6&Page=l.

Конечно, описание методического опыта можно встретить и в других изданиях (например, в педагогическом журнале «Учитель» – http://www.ychitel.com/menu%20to/metod/metod_l.html); правда, далеко не всегда они дотягивают до уровня «Первого сентября».

Много полезного для себя можно найти в журнале «Филолог» http://philolog.pspu.ru/index.shtml; он издается филологическим факультетом Пермского государственного педагогического университета с 2002 года. Среди множества других здесь поднимаются и проблемы методики преподавания литературы. Авторами журнала выступают как преподаватели кафедры русской литературы, так и пермские учителя. Если попадете на этот сайт, обратите внимание на статьи Т.Фоминых «Еще раз о рассказе А.Платонова “Корова”» и Ж.Уткиной «Глобальные природные символы в романе “Мастер и Маргарита”». Журнал по культурологии и филологии «Зеленая лампа» – http://jgreenlamp.narod.ru – активно привлекает к сотрудничеству учителей, приглашая их публиковаться на своих электронных страницах. Порекомендовать из опубликованного можно очень многое. Вот несколько замечательных работ: Т.Борисова «Несоветская авоська: образы иностранцев в культуре разных народов», «Как в этих сложных письменах понять значенье каждой буквы?», «Готический собор в теле стихотворения»; Ю.Вишницкая «Карнавальный мир: система уроков по “Гаргантюа и Пантагрюэлю”».

Словари

Подготовиться к уроку могут помочь и словари. Попробуйте дать своим ученикам несколько определений одного литературоведческого термина: какое покажется им более точным? Их можно найти в Словаре, расположенном по адресу http://slovar.by.ru. Конечно, такая вариативность в определении «специальных слов» необычна для словаря. Создатели портала «Словарь литературоведческих терминов» предлагают и своим читателям прислать собственные «авторские» определения. Классический словарь литературоведческих терминов можно найти в «Грамме.ру» http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0. Его составитель – С.П.Белокурова. Есть в Интернете и Литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm.

Кстати, самые разнообразные словари и энциклопедии располагаются на странице http://www.speakrus.ru/dict/index.htm: здесь словари Зализняка, Ожегова, Ожегова–Шведовой, Даля, Фасмера; здесь «Крылатые слова», Словарь диалектов, омонимов, синонимов и проч., и проч. Вы найдете здесь Полный церковно-славянский словарь, Старославянский словарь по рукописям X–XI веков, Словарь церковных терминов, Словарь иностранных слов, Энциклопедию Брокгауза и Ефрона, Словарь российских фамилий, Словарь медицинских терминов, Словарь терминов классической музыки, Словарь педагогических терминов, Словарь психологических терминов, Идеографический словарь русского языка, Английский этимологический словарь. Всего не перечислишь.

Традиционная методика в виртуальном формате

В последнее время в Интернете стали появляться порталы, специально адресованные учителю литературы. Таков методико-литературный интернет-сервер «Урок литературы» – http://mlis.ru/ (открыт с января 2004 года). Это новый проект аспиранта кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И.Герцена Юрия Ээльмаа (научный руководитель В.Г.Маранцман). Ю.Ээльмаа также создатель сайта методико-литературной рассылки – http://eelmaa.narod.ru/urtit/urlit_main.html и библиотеки методических материалов http://eel-maa.narod.ru/urlit/library.html.

Нa портале Федерации Интернет Образования (в разделе «Литература» Сетевого объединения методистов) по адресу http://center.fio.ru/method/sub-ject.asp?id=10000928 в течение нескольких лет публикуются как статьи крупных ученых-филологов, так и школьные сочинения. (Публикации такого же рода можно найти по адресу http://teneta.rinet.ru/rus/fe/faustov_author.htm.) На ежегодном Всероссийском августовском интернет-педсовете, проходящем в течение пяти лет перед началом учебного года на сайте www.alledu/pedsovet.ru, работает секция для учителей литературы, в архиве секции собрана внушительная библиотека учительских работ разного характера.

На известных справочно-информационных литературных порталах «Грамота.ру» и «Грамма.ру» (http://www.gramma.ru) есть разделы, адресованные учителям литературы. Так, в разделе «Учителю» «Грамма.ру» представлены критерии оценки сочинения, рассказано об основных жанрах сочинений и типичных ученических ошибках. Также здесь можно ознакомиться с требованиями к изложению, технологией его написания, даются образцы текстов для изложений с творческим заданием. На этом же портале – удачные примеры тестов для учеников 9–11-х классов, рекомендации по подготовке к ЕГЭ.

Портал «Грамота.ру» в рубрике «Экзамены» поместил комплекты тем сочинений по литературе за курс средней (полной) школы в 2003/04 учебном году. На той же странице – нормативные документы по проведению экзамена по литературе. (Необходимо заметить, что и другие разделы этих двух литературных порталов могут быть полезны для учителя. Так, например, на странице http://www.gramma.ru/?PHPSESSID=df53bc229145800985847d7b9f017f3f анализируются произведения русской литературы XIX века, изучаемые в школьном курсе 10-го класса, от Грибоедова до Чехова. А по адресу http://learning-russian.gramota.ru помещено исследование И.И.Мурзак, А.Л.Ястребова «Динамика сюжетов в русской литературе XIX века», главы из книги В.А.Лукина «Художественный текст : Основы теории и элементы анализа» и другие материалы.)

http://www.gramota.ru   Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы

На сайте Московского института открытого образования (МИОО) http://www.mioo.ru/podrazdinf-page.php?prjid=188&id=5 можно найти «Критерии анализа и оценки экзаменационной работы выпускника 11-го класса по литературе в форме изложения с творческим заданием» и некоторые другие материалы, адресованные учителю литературы.

Информационно-поисковой системой по методике преподавания литературы (кафедра литературы Череповецкого государственного университета) – http://metlit.nm.ru/kart/vnekl.html – можно с успехом воспользоваться как при организации курсов повышения квалификации учителей литературы, так и при поиске классических литературоведческих и методических работ. Здесь представлена библиография, а также полные тексты лучших литературоведческих работ на русском языке, посвященных историко-литературным фактам, начиная с античности и древнерусской литературы вплоть до конца XX века, и работ по теории литературы и культуры. Так, в свободном доступе размещены следующие работы: Лотман Ю.М. «Декабрист в повседневной жизни» (Бытовое поведение как историко-психологическая категория); Э.Э.Найдич «Этюды о Лермонтове»; Ю.М.Лотман «Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова»; Ю.М.Лотман «Идейная структура “Капитанской дочки”», Б.М.Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”». В разделе «Текст» (рубрика «Комментарий»), готовясь к соответствующим урокам, вы можете прочитать комментарии М.И.Гиллельсона и И.Б.Мушиной к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина и С.В.Белова к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (фрагмент). В рубрике «Методическое наследие» раздела «Теория» помещена классическая работа Г.А.Гуковского «Изучение литературного произведения в школе». В рубрике «Методология преподавания литературы» – работы В.Г. Маранцмана.

Вообще в Сети на разных сайтах разбросано довольно много полезных методических работ. Перечислим некоторые из них. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертов В.Ф. «Методика преподавания литературы» (http://infolio.asf.ru/Philol/Bogdanova/1.html); Богданова О.Ю. «Концепция школьного литературного образования и учебных методических комплексов» (http://www.filfak.ru/science/science_work.php?work=24577); Тюпа В.И. «Культура художественного восприятия и литературное образование» (http://liber.rsuh.ru/Conf/Slovo/tupa.htm); Абелюк Е.С., Поливанов К.М. «Программа по литературе 10–11 классы. Профильный уровень» (http://lit.lseptember.ru/artidef.php?ID=200301507); Полькина С.Н. «Формирование содержания регионального школьного литературного образования» (http://bank.ooipkro.ru/Text/t48_400.htm).

Готовы помогать учителю и порталы, нацеленные на высшее образование. Так, по адресу http://www.ruthenia.ru в разделе «Анализ текста» предлагаются примеры анализа литературного текста (здесь стихотворения Гумилева, Заболоцкого, Цветаевой, проза Лескова и др.). Литературно-филологический проект «Русфил» (http://www.rusfil.com) предлагает семинар по анализу стихотворений. Как пишут его создатели, это «проект, который пытается собрать всех литературоведов Интернета, чтобы коллективным разумом разбирать стихотворения русской литературы XX века позаковыристее».

На сайте http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm опубликовано учебное пособие Л.П.Егоровой и П.К.Чекалова «История русской литературы XX века. Советская классика», которое может пригодиться преподавателю школьного курса 11 класса. Речь идет о методе социалистического реализма; о «Скифах», Лефе, имажинистах, конструктивистах, «Серапионовых братьях», «Перевале», Пролеткульте, РАППе, обэриутах и др.), о литературных объединениях и журналах русского зарубежья, о творчестве Горького, Маяковского, Есенина, Фадеева, Шолохова, Леонова. Уроки, посвященные литературе 1980–1990-х годов, можно найти в книге С.П.Белокуровой, С.В.Друговейко «Русская литература. Конец XX века», фрагменты из которой размещены по адресу http://www.gramma.ru/EDU.

Педагогические технологии: обмен опытом

О работе учителей-словесников рассказывают сайты городских и областных институтов повышения квалификации и отдельных школ, назовем в качестве примера некоторые из них.

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm &r=thesisDesc&d=light&id_sec=73&id_thesis=2506) публикует статью учителя школы №145 г. Красноярска С.В.Выростковой «Об использовании некоторых приемов интернет-технологий на уроках литературы и русского языка».

Одна из популярных тем среди учителей-литераторов – использование игр на уроках. А в «Русском журнале» помещен целый обзор «Литературные игры в Интернете», выполненный Михаилом Визелем, по адресу http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/4/igry.html.

Дополним этот обзор несколькими примерами. На сайте Ярославского института образования http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_la nguage/praktik/pavl-opt.htm учитель З.А.Павлова (школа № 69, г. Ярославль) рассказывает об уроке проверки знания художественного текста в игровой форме (на материале пьесы «Ревизор» и повести «Дубровский»). По адресу http://ygrec.msk.ru/cgi/kl/main.cgi можно найти интересную литературную игру. Разнообразные литературные игры опубликованы на сайте http://www.kulichki.com/centrolit/. Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелии (http://kripk.onego.ru/divisions/vestnik) публикует статью Е.А.Фоминой (Беломорская средняя школа № 3) «Ролевые игры как один из приемов познавательной деятельности учащихся на уроках литературы». Наряду со стандартными сюжетами – судом над Гриневым и Швабриным в 8 классе или судом над Раскольниковым в 10 классе – в 11 классе предлагается провести заседание редколлегии по составлению поэтической антологии XX века. М.Игнатьева, учитель из города Клина (Московская область), в связи с изучением «Горя от ума» предлагает ролевую игру по выборам депутатов в Государственную думу – http:///www.ug.ru/ug_pril/gv/2000/03/griboedov.htm.

О технологии французских педагогических мастерских («Французская группа нового воспитания») на сайте http://konkurs.fio.by/gymn_l71/lessons.htm рассказывает Н.М.Недзьведь (гимназия №171 г. Минска). Задача этой технологии не нова: главное – не сообщить информацию, а передать способы деятельности, например, анализа художественного произведения. А вот способы решения такой непростой задачи российскому учителю покажутся абсолютно оригинальными. Анализу текста в этой методике предшествует этап создания определенного эмоционального настроения, личностного отношения к предмету (с помощью слова, текста, картины, фотографии, мелодии и т.д.), с последующим составлением ассоциативных рядов (к слову, тексту, картине, фотографии, мелодии и т.д.). Приводятся примеры уроков по сказкам А.Н.Островского «Снегурочка», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», стихотворениям Н.Некрасова, А.Блока, В.Маяковского. За анализом проблемы в указанной технологии следует собственно творчество учащихся.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lseptember.ru/2003_2004/index.php?member=104261 представляет урок Л.П.Луневой, доцента Самарской государственной академии путей сообщения, на тему «Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету». На сайте гимназии № 11 г. Волгограда http://g11.idv.ru/hum/integration.html В.Н.Михальченко предлагает интегрированный урок «Человек в огне Гражданской войны» (история – литература). Г.В.Шостак (г. Брест) предлагает изучать на уроках литературы рок-поэзию – http://shostak.iatp.by/doc/article/POESIA.htm.

На сайте http://www.nerungri.edu.ru/muuo/ped-mast/ped/ll/2/dl9.htm публикуется содержательная и живая работа С.Г.Капорцевой, учителя школы № 22 Нерюнгринского района (Якутия). Тема «Роль личности учителя в нравственном воспитании учащихся на уроках литературы». Здесь же собрана библиография по теме.

На портале «Понимание. Пайдейя» http://www.ponimanie.paideia.ru/proze.html предлагается рассматривать понимание как ядро филологического образования. Цель проекта – «в организации через Интернет коллективной разработки проблемы понимания как высшей способности человека». Здесь даются так называемые тексты понимания – примеры понимания сказок, художественных произведений, текстов на иностранном языке, текстов СМИ, научных текстов и даже политической ситуации. Например, «текст понимания» романа «Капитанская дочка» предложен Г.Н.Крупновой – текст ее урока включает и ответы детей, и полемику в классе, и комментарии к ним автора основной статьи.

Сегодня в числе самых востребованных образовательных технологий – проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников. Материалы на эту тему можно найти на портале, который так и называется «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru/index.html. Здесь можно подробно узнать о том, что называть учебно-исследовательской деятельностью учащихся, как руководить исследованиями школьников, познакомиться с различными типами исследовательских проектов. А на страничке http://www.researcher.ru/methodics/gum_napravl/a_2od xm.html можно прочитать обоснование программы «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень». Автор – Н.В.Свешникова, учитель литературы московского лицея № 1553, руководитель гуманитарного направления Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Серьезно подготовить своих учеников к фольклорно-диалектологической или этнографической экспедиции поможет публикация порталом «Грамота.ру»» (http://learning-russian.gramota.ru) школьного диалектологического атласа «Язык русской деревни» с картами. Это публикация сотрудников Института русского языка РАН и учителей московских школ (лицей № 1525 и Пироговская школа) О.Е.Кармаковой и И.А.Букринской.

Исследовательские технологии можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и прямо в процессе обучения. О таком опыте работы на сайте http://www.teencity.ru/doc/?issledov в статье «Построение урока литературы по модели “Обучение как исследование”» рассказывает В.К.Мяэотс. В качестве примера приводятся два урока-исследования: «Философия вещей в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”» и «Сюжетное пространство романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”». Чрезвычайно полезными и для учеников, и для учителя могут оказаться занимательные задачи по литературе и по лингвистике, помещенные на сайте «Филология в задачах» http://www.philologia.ru/default.htm. Можно попробовать решить филологическую задачку, а потом сравнить свой ответ с тем, который помещен в «Решении» и «Комментариях» к ней. Такой метод обучения наверняка окажется действеннее традиционного.

В полной мере возможности новых информационных технологий демонстрирует новая интернет-школа «Просвещение.Ru». На сайте http://teleschool.demo.metric.ru/ каждый посетитель может ознакомиться с демонстрационными уроками по разным предметам. Есть здесь и уроки по литературе. (Кстати, периодически происходит смена демонстрационных уроков, и, даже не став учеником школы, можно побывать на разных.) Основной текст урока – не сухая лекция, а живой разговор с читателем – сопровождается репродукциями и ссылками на разнообразные рубрики – «Это интересно», «Проверь себя», «Готовимся к ЕГЭ», «Читальный зал», «Школьная галерея», «У библиографа». На «Форуме», в режиме off-line можно подискутировать с другими учениками школы и сетевым педагогом. Для того чтобы получить в интернет-школе «Просвещение.Ru» базовое образование и аттестат о среднем полном общем образовании государственного образца, необходимо выполнять домашние задания и отправлять их своему сетевому педагогу. Можно выбрать профильный уровень образования по литературе (как и по другим предметам), в этом случае выполняется исследование по выбранной теме под руководством сетевого научного руководителя. В рубрике «Мини-исследования» можно ознакомиться с этой формой работы. Кстати, здесь же, в Интернете, вы сможете «вывесить» уже готовую работу. Посещение интернет-школы может совмещаться с посещением обычной школы, а может и просто в случае необходимости заменить ее.

Литературное творчество

Портал «Психологическая наука и образование» http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da публикует работу замечательного ученого-педагога З.Н.Новлянской, всю жизнь посвятившей вопросам психологии детского литературного творчества и проблеме востребованности творческих способностей школьников в школьном преподавании.

Конкурс литературного творчества «Проба пера» проводится по адресу: http://www.svetozar.org/index/name/themes. На этом же сайте публикуются лучшие работы участников конкурса. К творчеству – научному и художественному – приглашает школьников портал «Интеллект будущего» http://www.future.org.ru/russian/default.htm? projects&articles&default.htm. Здесь публикуются сведения о заочных конкурсах (исследовательские работы, «Восхождение к образу»), заочном марафоне и др. Это федеральная научно-образовательная программа «Юность, наука, культура». Дистанционная олимпиада по литературе располагается по адресу http://www.eidos.ru/olymp/liter/index.htm (Центр дистанционного образования «Эйдос»). А журнал «Перемены» инновационной образовательной сети «Эврика» http://eurekanet.ru/lc-r/item-ipspub/grp-/obj-00741/meth-v.html публикует творческие работы школьников.

 Дистанционное образование

Дистанционное образование одно из масштабных нововведений в отечественную систему образования. Совсем недавно под дистанционным образованием подразумевалось в большей степени дистанционное обучение. Сегодня понятие «дистанционное образование» повлекло за собой необходимость включения в образовательный ресурс таких понятий, как «дистанционные проекты», «Интернет – олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и др. Стоит отметить, что разрабатываемые и внедряемые формы дистанционного образования в большей степени ориентированы на учащихся. В этом учебном году мои учащиеся принимали участия в интернет-викторинах, интернет-конкурсах «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (его результаты в данное время не объявлены), Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Кириллица» (1 место).

Действительно, дистанционное образование, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: более гибкие условия образования для детей одаренных или «трудных», с индивидуальными особенностями. Учащиеся могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, консультироваться у специалистов, находящихся в любой точке мира.

Но не стоит забывать о дистанционных мероприятиях для педагогов. Такие дистанционные мероприятия – курсы, проекты, конкурсы, фестивали – вовлекают педагогов в продуктивную деятельность, ориентированную на овладение навыками, приемами работы с информацией, с компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.  

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем .Вебинары - это очень удобный способ проведения семинаров.
Удобно тем, что не надо никуда ехать, есть возможность посетить семинары у тех людей, которых ты бы никогда не смог послушать в реальности.
Однако, подобное мероприятие имеет и ряд своих недостатков, которые придется учитывать
Скорость Интернета. Чтобы получать изображение, нужна определенная скорость Интернета. Иначе это не имеет смысла. К сожалению, в некоторых школах скорость Интернета пока недостаточно устойчивая или низкая.
Время. Разница в часовых поясах. Неудобство первой  половины дня, так как у большинства уроки.
 Сама идея вебинаров мне очень нравится. И я  с большим удовольствием приняла в них участие в качестве слушателя.

 Вывод

Таким образом, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, помогает учителю повышать мотивацию обучения учащихся литературе и приводит к целому ряду положительных следствий:

1) обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

2) психологически облегчает процесс усвоения материала;

3) возбуждает живой интерес к предмету познания;

4) расширяет общий кругозор;

5) возрастает уровень использования наглядности на уроке;

6) повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...

Контрольная работа по разделу "Средства информационно - коммуникационных технологий"

Данная контрольная работа помогает определить у учащихся уровень знаний и умений по разделу: «Средства информационно – коммуникационных технологий». В неё входят следующие темы: ПО и архитектура компь...

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...

Методическая разработка Тема: «Музыкально-певческое развитие учащихся на уроках музыки и занятиях хорового кружка»

Цели:Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событи...

Информационно-коммуникационные технологии. Сети

Разделы: Преподавание информатики Цель зяняти: сформировать знания о различных видах компьютерных сетей.Задачи занятия:Предметно-содержательная: датьпонятия информационно-коммуника...