Социализация и самореализация личности
методическая разработка на тему

Токмакова Марина Вячеславовна

Материал для ШМО  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды МКОУ ДОД АГО « Ачитский центр дополнительного образования детей» педагог дополнительного образования Токмакова М.В.

Слайд 2

« Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить » (Адольф Дистерверг немецкий педагог-демократ )

Слайд 3

социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. ИЛИ преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения

Слайд 4

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром

Слайд 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - идет пассивно, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместные акты поведения; - социальный опыт реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение и обучение; - складывается спонтанно, он быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Слайд 6

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной .

Слайд 7

ЦЕЛЬ ШколЫ: не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

Слайд 8

ИКОС (информационно - коммуникационно - образовательная среда) - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебно - информационного взаимодействия между обучаемым и преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием

Слайд 9

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельность в учебной деятельности самих обучаемых. Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Слайд 10

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование».

Слайд 11

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Слайд 12

Что же такое Новая школа: - это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности. - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Слайд 13

ПЕРЕД ШКОЛОЙ СТОЯТ ЗАДАЧИ: 1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме; 2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, 3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; 4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; 5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Слайд 14

Современные требования к условиям предоставления образования Первое условие (педагогическое ) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении. Второе условие (социальное ) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса. Третье условие (педагогическое ) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании. Четвертое условие (педагогическое ) – сформировать положительное отношение педагога к ученику.

Слайд 15

Социально неадаптированная личность - не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи; - самостоятельно критически мыслить; - вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей; - систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Слайд 16

Модель выпускника · семьянин, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; · ученик, умеющий учиться, хорошо и много читающий, понимающий, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования; · труженик – осознающий в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; · гражданин – патриот, интернационалист, борец за процветающую демократическую Россию; · ценитель и творец прекрасного; · приверженец здорового образа жизни.

Слайд 17

Литература Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка» Алмаева В.В. « IT пространство как новая образовательная среда» г.Томск Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы» Ильин В.С., Поташник М.М., Шамова Т.Н. (педагогическая система) Открытый педагогический форум «Новая школа». Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий»

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Для выступления на ШМО

 Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

        ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Слайд 3.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Слайд 4.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Слайд 5.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Слайд 6.

Самореализация  предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Слайд 7.

Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков,  но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско - правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

Прямо – через ограничения, которые она налагает на его деятельность;

опосредованно – через понятия, представления и виды компетентности, которые он имеет возможность применять и развивать;

косвенно – посредством влияния на его мотивацию, т.е. на его мнение о том, как можно себя вести и как другие люди отреагируют на различные виды его поведения».

Слайд 8.

ИКОС (информационно - коммуникационно - образовательная среда), а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и  личностью, интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (определение толкового словаря).

       Слайд 9.

   Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Считается, что в основе успешности деятельности человека лежит его проектная способность.

Образовательная среда  на базе средств ИКТ способна реализовать проектную модель.

Информационное общество – неограниченный доступ к информации, это возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем. Это приведет к развитию технологий интерактивного дистанционного обучения, что позволит повысить качество образования и обеспечить равные возможности всем гражданам России для получения образования всех уровней и ступеней.

Идет смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых.

В ИКОС во многом изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главе угла стоит сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности.

Модель  «обучаемый – преподаватель» обогащается. Преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер «тьюторства», наставничества, координатора, партнера. Он направляет учебный процесс в целях развития личности обучающегося.

Приоритетным направлением в ИКОС становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт»  деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.

Образовательное пространство – важная социокультурная характеристика общества. Эволюция образовательного пространства отражает специфические особенности, основные этапы и закономерности развития общества. Развитие общества тесно связано с человеческой деятельностью.

Формирование феномена, получившего название «культуры» полностью обязано процессу образования, процессу эволюции образовательных пространств и сред, влияющих на характер педагогического взаимодействия. Существенными вехами на пути изменения акта педагогического взаимодействия является возникновение письменности, печатания и использование книг и, наконец, электронная фиксация и электронное распространения знаний. В последнем случае особая роль принадлежит компьютеру, как устройству по обработке информации, как персональному средству связи с окружающим миром. Продолжающееся ускорение темпов развития науки и техники приводит к качественным  трансформациям в сфере образования.

Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и облегчить деятельность человека. Функциональные возможности компьютера внедрились во все  сферы жизнедеятельности человека.

Старшеклассникам компьютер помогает проявить себя в какой-то предметной области, в творчестве.  Внедрение компьютера в педагогическую практику способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности школьников, стимулированию интереса к предмету.  Составление серьезных  научно- исследовательских и практико-ориентированных проектов доказывает создание в «человеке играющем» «человека понимающего».

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. ОН – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А. Дистерверг)

     Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

   Слайд 10.

       Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

    Реализация ФГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

        

           Слайд 11.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

            Слайд 12.

Что же такое Новая школа:

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

- от отрицательных мотивов избегания неприятностей  к комплексной положительной мотивации успеха.

- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

- от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Слайд 13.

Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?

Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.

Слайд 14.

Современные требования к условиям предоставления образования.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается  как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.

        Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического  образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Слайд 15.

Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:

Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.

Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Наблюдается рост правонарушений среди подростков.

Недостаточный уровень востребованности выпускников.

Выходит социально неадаптированная личность.  

 Слайд 16.

Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:

·   семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;

·   ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;

·   труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;

·   гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;

·   ценителя и творца прекрасного;

·   приверженца здорового образа жизни.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.

        Литература.

  1. Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка»
  2.  Алмаева В.В. «ITпространство как новая образовательная среда» г.Томск
  3. Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы»
  4.  Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интеграция   помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.Формы интеграции могут самыми разными...

Стимулирование познавательной активности как средство социализации и самореализации школьников

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейс...

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога   с учащимися классов коррекционного обучения  по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...

Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"

Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...

Коммуникативная иноязычная компетенция, как путь к успешной социализации и самореализации школьника.

Современная международная экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв выдвигают свои требования характеру владения иностранным языком.Таким образом, предлагаются новые методы и техно...