Конспект открытого логопедического занятия в 3 «а» классе по теме «Труд».
план-конспект занятия на тему

Аширова Елена Васильевна

В школе V вида обучаются дети с нарушениями речи. Данное занятие проводилось с учениками 3 "А" с  заиканием по обобщению знаний о труде, о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_v_trud.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия в 3 «а» классе

по теме «Труд» (учащиеся с тяжёлой формой заикания).

Цель: 

  1. закрепить умение соблюдать паузу, логическое ударение, интонацию в вопросах, ответах, чтении, пересказе;
  2. закрепить умение говорить с опорой на ударный гласный звук;
  3. закрепить навык работы над плавным началом слов и фраз, слитным их произнесением; следить за речевым дыханием;
  4. обогащать и активизировать словарный запас по теме «Труд»;
  5. развивать память, внимание.

Оборудование: таблички с пословицами, индивидуальные карточки со словами – профессиями, карточки с загадками, с предложениями, картина «Врач», карточки с текстом, картинки – веник, жезл, термометр, мел, весы, таблички со словами «земледелец» - «купец» - «фонендоскоп» - «термометр», табличка «Смех – парад».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая зарядка.
  1. Логоритмика:

Мы пилим, пилим, пилим,

Сейчас бревно осилим.

Раз – два, раз – два,

Будут на зиму дрова.

  1. Девиз:

«Правила речи чудесные,

Для нас они очень полезные.

Если их знаешь,

Всем ясно:

Говоришь чётко, ясно, прекрасно».

  1. Пословицы о труде (чтение).

Л – д: - О чём все эти пословицы? (о труде, работе).

- Сегодня продолжим эту тему. Тема «Труд».

  1.  Плавная речь в полных ответах.
  1.  Карточки со словами – профессиями (на каждого ребёнка).

Задание: - прочитать 4 слова слитно, выделяя ударный гласный, на выдохе;

-   запомнить слова того, кто читал перед тобой, повторить.

Слова на карточках:

  1. учитель, продавец, строитель, повар;
  2. доктор, машинист, воспитатель, плотник;
  3. писатель, пожарник, кондуктор, доярка;
  4. пекарь, водитель, уборщица, почтальон;
  5. тракторист, диктор, артист, лётчик.
  1. Составить 1 предложение с любым из слов на карточке.
  2. Карточки с предложениями (на каждого ребёнка).

Задание: прочитать с данной интонацией.

Предложения на карточках.

  1. Скоро я стану лётчиком.?!
  2. Скоро я стану водителем.?!
  3. Скоро я стану поваром.?!
  4. Скоро я стану учителем.?!
  5. Скоро я стану врачом.?!
  1. Загадки «Угадай профессию».
  1. Мы учим  детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.     (учитель)

  1. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?     (повар)

  1. С огнём бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?     (пожарник).

  1. Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам

На работу.     (водитель).

  1. Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас

От всех болезней?     (врач)

  1. Игра «Угадай профессию по предмету» (на картинках).

Задание: - рассмотреть предметную картинку,

 - составить предложение – для чего нужен этот предмет: начать предложение с этого слова.

Образец: кисть. Кисть нужна маляру, чтобы …

Предметы (на картинках): веник (уборщица), термометр (врач), жезл (милиционер), мел (учитель), весы (продавец).

Приблизительные ответы:  Веник нужен уборщице, чтобы заметать мусор, поддерживать чистоту. Термометр нужен врачу, чтобы измерять температуру тела у больного. Жезл нужен милиционеру, чтобы останавливать автомобили. Мел нужен учителю, чтобы работать на доске. Весы нужны продавцу, чтобы взвешивать продукты.

Вывод (после ответов): - Все эти предметы, приборы помогают человеку выполнять свою работу.

  1. Картина из серии «Кем быть?» («Врач»).

Задание: - рассмотреть картину;

 - составить рассказ  о профессии врача (по вопросам на доске).

Вопросы:

  1. Кто изображён?
  2. В чём одет?
  3. Чем пользуется в работе?
  4. Какую пользу приносит?

В помощь слова (на табличке): чтение вслух, «фонендоскоп» - словарная работа (… это прибор, с помощью которого врач слушает удары сердца, дыхание больного).

  1. Плавная речь в чтении, пересказе.
  1. Чтение текста « Два плуга» К. Ушинский (линг./апп.).

Л – д: - читаем вслух текст 2 раза в наушниках;

- я подключаюсь к любому из вас и слушаю чтение, а затем пересказ прочитанного.

- в тексте встретятся слова «земледелец», «купец» (словарная работа).

  1. Вопросы с ответами по  тексту:
  1. К кому попал в руки 1-ый и 2-ой плуги?    (земледелец, купец)
  2. Что делали плуги, когда оказались у своих хозяев? (1-ый – работал, 2-ой – ничего не делал, лежал на боку).
  3. Как выглядели плуги при встрече? (1-ый – блестел, как серебро;     2-ой – заржавел).

Физкультминутка (логоритмика) «Наш день».

-  Расскажите – ка, ребята, как свой день вы провели?

Всё расскажем по порядку: утром делаем зарядку.

А потом за завтрак сели: всё до крошки мы доели.

А потом мы всё писали: наши пальчики устали.

Стали шубы надевать, дружно все пошли гулять.

А потом лопаты взяли, снег пушистый разгребали.

А потом метёлки взяли, снег пушистый разметали.

А потом мы снег ловили, из него снежки лепили.

А потом в снежки играли, и на лыжах покатались.

Потом в школу нас позвали, снег с одежды очищали.

Пообедали потом и уснули сладким сном.

  1. Стихотворение «… а твоя работа в школе» (чтение наизусть ребёнком)

Слава лётчикам в полёте –

Тем, кто в небе – на работе!

Слава тем, кто у печей –

Нет работы горячей!

Трактористу слава в поле,

А твоя работа – в школе!

Труд твой тоже на виду!

Слава честному труду!

  1. «Смех – парад»:  чтение анекдотов из школьной жизни.

Л – д: - Я знаю, что вы приготовили анекдоты из школьной жизни. Давайте послушаем и посмеёмся. При рассказе следите за правильностью речи, соблюдая интонацию, паузы, логическое ударение.

Последний анекдот (для перехода к другой части занятия):

Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Решение квадратных уравнений»

Весь класс: - у – у – у – у …

Учитель: - Ну ладно, ладно, в конце немного потанцуем, послушаем музыку.

  1. Школьные частушки.

Л – д: - И в конце занятия мы, как в анекдоте, послушаем музыку, споём школьные частушки (дети исполняют  подготовленные частушки про школьную жизнь, соблюдая ритм, интонацию).

  1. Рассуждения.

Л – д: - В школьных анекдотах и частушках высмеиваются нерадивые, ленивые, неряшливые ученики. Подумайте, а как надо относиться к своему труду в школе.

Приблизительные ответы: ответственно, с желанием, всегда выполнять домашние задания, не опаздывать на уроки, не шуметь на уроках, стараться быть лучшим и т.д.

  1. Итог. Анализ речи детей.

Л – д: - Хочу поблагодарить вас за работу и подарить предмет, который помогает достичь успехов в труде школьника! (ручка)

Индивидуальные карточки (предварительная словарная работа):

ПИСАТЕЛЬ                                  УЧИТЕЛЬ                                 ПЕКАРЬ                        

ПОЖАРНИК                               ПРОДАВЕЦ                              ВОДИТЕЛЬ

КОНДУКТОР                              СТРОИТЕЛЬ                             УБОРЩИЦА

ДОЯРКА                                      ПОВАР                                      ПОЧТАЛЬОН

ТРАКТОРИСТ                                 ДОКТОР

ДИКТОР                                          МАШИНИСТ

АРТИСТ                                           ВОСПИТАТЕЛЬ

ЛЁТЧИК                                           ПЛОТНИК

Дыхательная гимнастика:

Следить:

  1. Спина прямая;
  2. Следить, чтобы плечи не поднимались;
  3. Выдох через рот: воздушная струя идёт равномерно, плавно;
  4. Ладони рук на рёбрах: следить, чтобы рёбра опадали постепенно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе на конкурс "Учитель года 2012"

Вид занятия- Осеннее путешествие.Цель: формировать нейропсихологическое пространство у детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта.На занятии использованы прием " Волшебные восьмерки" на формирование ...

Конспект открытого логопедического занятия "Предлоги". 3 класс.

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (ФФН) на тему: «Помоги Лунтику»

Конспект открытого логопедического занятияв старшей логопедической группе (ФФН) «Помоги Лунтику» Программное содержание:Коррекционно-образовательные задач...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;-развитие общей и мелкой моторики;-освое...