Сущность и правовые основы дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации |
|
|
|
|
ВОПРОСЫ: 1. Правовые основы воинской дисциплины. 2. Система работы младших командиров с подчиненными. |
|
|
|
|
Формирование у подчиненных исполнительности и дисциплинированности -важная задача, которую младшие командиры решают повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения военнослужащими уставных норм поведения, организации службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов, в создании условий, стимулирующих соблюдение воинской дисциплины каждым военнослужащим и подразделениями в целом. |
|
|
|
|
В России термин «дисциплина» был введен в оборот Петром I. В марте 1714 года в Указе «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих» впервые были определены основы дисциплины в армии и на флоте, а также ответственность должностных лиц за ее «сохранение». В настоящее время «дисциплина» как категория рассматривается не только с точки зрения практики (как деятельность определенных лиц по ее поддержанию на должном уровне), но и с позиций теории (как специфический учебный предмет). Важную роль в решении задач поддержания воинской дисциплины и правопорядка играют ее правовые основы. Их значение определяется специфическими особенностями: - необходимостью неукоснительного выполнения ее требований; - детальной регламентацией правил поведения военнослужащих; - строгостью и неотвратимостью дисциплинарного воздействия за нарушение установленных требований и др. Правовые основы воинской дисциплины формулируются в виде специфических элементов и закрепляются в законодательных актах через: 1) установленный государством правовой режим; 2) определенный круг лиц, на которых распространяется правовой режим; 3) оговоренные средства поддержания воинской дисциплины; 4) узаконенные меры предупреждения, ее нарушений и порядок их применения. Правовую основу воинской дисциплины в Вооруженных Силах России составляют Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ и другие нормы военного и государственного права (см. таблицу 1). |
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Название документа | Основное содержание в области воинской дисциплины | Конституция Российской Федерации | Статья 59 определяет: - что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»; - дает право гражданину на замену военной службы альтернативной. | Законы РФ: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» | Определяют и регулируют отношения в Вооруженных Силах России в области военного строительства, комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности. | Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации | Определяет и регламентирует: - права, обязанности и ответственность военнослужащих; - взаимоотношения между военнослужащими; - обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля); - правила внутреннего порядка в вопросах размещения военнослужащих в казармах, распределения времени и сохранения здоровья; - порядок подготовки и несения суточного наряда; - особенности несения боевого дежурства, внутренней службы при перевозе войск и расположении их на полигонах (в лагерях). | Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации | Определяет и регламентирует: - сущностные и содержательные аспекты воинской дисциплины, а также круг обязанностей командира (начальника) по ее поддержанию; - перечень поощрений, применяемых к военнослужащим, права командиров (начальников) по их применению; - порядок применения поощрений; - перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, права командиров (начальников) по их применению; - порядок наложения дисциплинарных взысканий в повседневной деятельности и в особых случаях; - порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий; - порядок учета поощрений и дисциплинарных взысканий; - порядок подачи и рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих. | Приказ министра обороны РФ «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ» | Определяет: - направления основных усилий органов военного управления и должностных лиц по укреплению воинской дисциплины; - основные направления воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины; - направления деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе по организации работы в вопросах поддержания правопорядка и воинской дисциплины. | Приказ МО РФ № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в ВС РФ» | Определяет и регламентирует: - сущностные и содержательные аспекты правовой работы в ВС РФ; -направления правовой работы при различных видах деятельности - так, например, в Разделе VI Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка конкретизирована деятельность командиров (начальников) при обеспечении условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины. |
|
|
|
Закрепляя с помощью правовых норм обязательные правила воинской дисциплины, государство регулирует поведение и деятельность военнослужащих, обеспечивает в армии и на флоте необходимый порядок, определяет средства ее поддержания и предупреждения нарушений. Таким образом, рассмотренные нормативные документы определяют систему правовых норм: - закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил РФ; - регулирующих отношения в области строительства Вооруженных Сил РФ, их комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности; - определяющих порядок прохождения военной службы личным составом, обязанности, права и ответственность военнослужащих. В совокупности эти правовые нормы определяют основы воинской дисциплины, и направления деятельности должностных лиц части (корабля) и подразделений по обеспечению условий дли соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины. В результате многовариантных подходов воинская дисциплина рассматривается с различных точек зрения и может быть представлена как: - форма связи между людьми, как средство обеспечения организованности и порядка; - состояние управления, т.е. особый вид общественных отношений, включающий отношения ответственности, упорядоченности, организованности и исполнительности; - порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям конкретной организации; - совокупность правил поведения, требуемых от военнослужащего; - фактическое поведение военнослужащего с позиций дисциплинарных отношений. Исходя из этого в дисциплине выделяют две стороны: 1) объективную - определенный порядок, без которого не может существовать организация; 2) субъективную - выполнение обязанностей, правил, норм, и осуществление прав. «Дисциплина» (в переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий. Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной дисциплины, имеет свои характерные черты, определенные функции и закономерности. Согласно ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Первые 4 статьи Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ раскрывают сущность воинской дисциплины, так как они определяют: - на чем основывается воинская дисциплина; -. -к чему она обязывает каждого военнослужащего; - чем достигается высокая воинская дисциплина (см. рисунок). |
|
|
|
|
Рисунок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С точки зрения содержания воинская дисциплина включает: а) обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.); б) отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения; в) деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины. Деятельность должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, рассматривается через механизм управления ею. Он включает в себя систематическое и правильное использование методов: убеждение; поощрение; принуждение; организация службы и жизнедеятельности. Таким образом, воинская дисциплина представляет собой системное образование. Ее сущность и структура определяются спецификой военной службы, а функциональные характеристики закрепляются в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов. Успех работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности у подчиненных напрямую зависит от системности проводимых мероприятий и широкого спектра используемых форм и методов работы (см. таблицу 2). |
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
|
|
|
Периодичность | Содержание основных мероприятий, осуществляемых младшим командиром | Ежедневно | 1. Знает, где находятся подчиненные, проверяет их при каждом построении, докладывает об отсутствующих. 2. Следит за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком, требует соблюдения подчиненными воинской дисциплины. 3. Проводит индивидуально-воспитательные беседы с 1-2 военнослужащими из числа подчиненных. 4. Обеспечивает соблюдение правил ношения военной формы одежды, следит за чистотой обуви и обмундирования, за своевременной их починкой, а также проводит утренний осмотр. 5. Докладывает заместителю командира взвода о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших Военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества. 6. Осматривает имущество и вооружение подчиненных. 7. Обеспечивает соблюдение правил техники безопасности при выполнении учебно-практических занятий и хозяйственных работ. 8. Подводит итоги дня, оценивает отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность. | Еженедельно _ | 1. Беседует с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины. 2. Организует дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов. 3. Следит за очередностью и справедливым регулированием нарядов среди военнослужащих отделения, их увольнением из расположения части. 4. Докладывает командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствует о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей. 5. Подводит итоги учебы и воинской дисциплины за прошедшую неделю и ставит задачи подразделению на предстоящую неделю. Дает оценку каждому подчиненному. |
|
|
Это задача, которую младший командир решает постоянно. Она состоит в организации соблюдения подчиненными уставных норм поведения; службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов; в создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности подчиненными. Опираясь на уставные нормы поведения военнослужащих, и внедряя их в служебную деятельность, младший командир получает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания личного состава и при необходимости успешно вести боевые действия. Формирование у подчиненных дисциплинированности и исполнительности строится на ряде уставных положений, которые способствуют порядку в воинском подразделении и определяют, каким образом он обеспечивается. Наиболее распространенными формами работы по формированию дисциплинированности и исполнительности являются: 1) проведение массовых мероприятий в составе взвода, роты; 2) проведение групповых мероприятий в составе отделения; 3) индивидуальная работа с отдельным военнослужащим. К первым двум относятся: - проведение разного рода занятий: информирование; собрания и совещания личного состава - как общие, так и по категориям; - подведение итогов - ежедневные, еженедельные и ежемесячные; - групповые беседы; - инструктажи; обмен опытом. Благодаря деятельности младших командиров, которые создают благоприятную обстановку в воинском коллективе, их подчиненные приобретают практический опыт поведения, у них формируется привычка к порядку, что и определяется уставами. Понятия «дисциплина» и «исполнительность» можно рассмотреть еще следующим образом. Во-первых, они гарантируют уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего, позволяют воину быть уверенным в неприкосновенности его личности. Это создает в подразделении здоровый психологический климат, в котором каждый чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышении боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, обеспечивают высокую управляемость подразделения и тем самым определяют его боевые возможности. В-третьих, дают возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные и человеческие ресурсы для решения боевых задач. Такое состояние дисциплинированности и исполнительности в подразделении достигается усилиями младших командиров, направленными на решение следующих конкретных задач: - формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ, в том числе чувства собственного достоинства, личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников); - четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня; - постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих дисциплинированному поведению личного состава. Младший командир должен контролировать соблюдение подчиненными уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя систему методов воспитательного воздействия, индивидуально-воспитательной работы. При этом выбор форм работы зависит от следующих условий: 1) содержания и направленности воспитательных задач; 2) возраста военнослужащих, уровня их воспитанности и личного социального опыта; 3) особенностей воинского коллектива и его традиций; 4) специфических особенностей и традиций региона, где проходит их служба; 5) технических и материальных возможностей воинской части; 6) уровня подготовки, профессионализма и компетентности младшего командира. Практика свидетельствует, что постоянно применяемые формы и методы работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности обычно теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемых результатов и значительно снижают эффективность их деятельности. Вот почему необходимо использовать разнообразие форм и методов работы, исходя из современных условий и факторов, оказывающих существенное влияние на личный состав подразделения. При этом следует помнить что: - требования младшего командира должны быть подкреплены личной дисциплинированностью и носить систематический характер; - в оценке поведения подчиненных следует исходить из результатов их изучения; - применение приемов воздействия возможно после анализа поведения военнослужащих. При любом воздействии командир обязан сохранять благоприятные межличностные отношения с подчиненными, не допускать возникновения психологических барьеров; - формы предъявления требований должны быть разнообразными - от уставных мер поощрения и наказания до приемов психологического воздействия; - младший командир должен предвидеть реакцию подчиненного и коллектива на критику и заранее продумывать возможные варианты поведения подчиненных и свои аргументы в ответ на них и др. |
|
|
|
|
Методические рекомендации 1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях). 2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно акцентировать внимание младших командиров на основополагающих нормативных правовых актах, регулирующих порядок и состояние воинской дисциплины. При этом необходимо уделить внимание изучению сущности воинской дисциплины посредством раскрытия первых 4-х статей Дисциплинарного устава ВС РФ. Останавливаясь на содержании воинской дисциплины, следует особый акцент сделать на механизме управления воинской дисциплиной. 3. В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно заострить внимание слушателей на важности комплексного подхода в работе с личным составом. А также подробно раскрыть деятельность младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности посредством предложения мероприятий, представленных в таблице 2. 4. В ходе контрольного занятия главное внимание необходимо уделить усвоению слушателями взаимосвязи теории и практики укрепления воинской дисциплины, актуализируя проблемы деятельности младших командиров в этом направлении. Для эффективного достижения поставленных целей занятие целесообразно проводить в виде открытой дискуссии с элементами моделирования конкретных служебных ситуаций. Анализом этих ситуаций и принятием решения с последующим коллективным обсуждением и выработкой альтернативных вариантов решения, которые предоставляют руководящие документы, регламентирующие деятельность должностных лиц в вопросах поддержания воинской дисциплины и комплекс форм и методов работы с личным составом. Рекомендуемая литература: 1. Воспитательная работа: содержание, организация, методика -М: ГУВР, 2002. - с. 32 - 35. 2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 2012г. 3. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9. 4. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002. 5. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. -2005. - № 4. |
|
|
|
|