методичекие указания для проведения занятия Уставу ВС РФ
материал (6 класс) по теме

Зацепин Валерий Валерьевич

Специфический учебный материал, подходящий для образовательных учреждений с военным уклоном, или кадетским компонентом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplinarnyy_ustav1.doc159 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения занятия

Уставу ВС РФ.

Тема №4: «Дисциплинарный устав ВС РФ».

Занятие №1. Воинская дисциплина, её сущность и значение.

Учебные часы: 1 час.

Место проведения: учебный класс.

Обсуждены на заседании методической комиссии

«___»_____________ 201__г.

Протокол №_____

I УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить с л/с главу №5 устава внутренней службы ВС РФ по

    распределению времени и повседневному порядку.

II РАСЧЁТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -10 минут.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 40 минут.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -10 минут.

III УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- тетради для конспектов, письменные принадлежности;

- комплект учебного раздаточного материала.

IV МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Занятие проводится в составе класса. Накануне занятия руководитель занятия изучает методические указания для проведения занятия, составляет план проведения занятия, проверяет готовность материальной части к проведению занятия.

Оба учебных вопроса занятия могут отрабатываться путём самостоятельной работы кадет и воспитанников с раздаточным материалом под руководством руководителя занятия.

Если руководитель занятия считает, что степень подготовленности обучаемых по изучаемой теме очень низкая, или совсем незнакомая, то такое занятие рекомендуется проводить в форме лекции, с обязательным ведением обучаемыми конспектов.

По итогам работы на занятии каждый обучаемый должен получить оценку.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Сущность и правовые основы дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации

ВОПРОСЫ:
1. Правовые основы воинской дисциплины.
2. Система работы младших командиров с подчиненными.

Формирование у подчиненных исполнительности и дисциплинированности -важная задача, которую младшие командиры решают повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения военнослужащими уставных норм поведения, организации службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов, в создании условий, стимулирующих соблюдение воинской дисциплины каждым военнослужащим и подразделениями в целом.

В России термин «дисциплина» был введен в оборот Петром I. В марте 1714 года в Указе «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих» впервые были определены основы дисциплины в армии и на флоте, а также ответственность должностных лиц за ее «сохранение».
В настоящее время «дисциплина» как категория рассматривается не только с точки зрения практики (как деятельность определенных лиц по ее поддержанию на должном уровне), но и с позиций теории (как специфический учебный предмет).
Важную роль в решении задач поддержания воинской дисциплины и правопорядка играют ее правовые основы. Их значение определяется специфическими особенностями:
- необходимостью неукоснительного выполнения ее требований;
- детальной регламентацией правил поведения военнослужащих;
- строгостью и неотвратимостью дисциплинарного воздействия за нарушение установленных требований и др.
Правовые основы воинской дисциплины формулируются в виде специфических элементов и закрепляются в законодательных актах через:
1) установленный государством правовой режим;
2) определенный круг лиц, на которых распространяется правовой режим;
3) оговоренные средства поддержания воинской дисциплины;
4) узаконенные меры предупреждения, ее нарушений и порядок их применения.
Правовую основу воинской дисциплины в Вооруженных Силах России составляют Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ и другие нормы военного и государственного права (см. таблицу 1).

Таблица 1

 

Название документа

Основное содержание в области воинской дисциплины

Конституция Российской Федерации

Статья 59 определяет:
- что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»;
- дает право гражданину на замену военной службы альтернативной.

Законы РФ: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»

Определяют и регулируют отношения в Вооруженных Силах России в области военного строительства, комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Определяет и регламентирует:
- права, обязанности и ответственность военнослужащих;
- взаимоотношения между военнослужащими;
- обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля);
- правила внутреннего порядка в вопросах размещения военнослужащих в казармах, распределения времени и сохранения здоровья;
- порядок подготовки и несения суточного наряда;
- особенности несения боевого дежурства, внутренней службы при перевозе войск и расположении их на полигонах (в лагерях).

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации

Определяет и регламентирует:
- сущностные и содержательные аспекты воинской дисциплины, а также круг обязанностей командира (начальника) по ее поддержанию;
- перечень поощрений, применяемых к военнослужащим, права командиров (начальников) по их применению;
- порядок применения поощрений;
- перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, права командиров (начальников) по их применению;
- порядок наложения дисциплинарных взысканий в повседневной деятельности и в особых случаях;
- порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий;
- порядок учета поощрений и дисциплинарных взысканий;
- порядок подачи и рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих.

Приказ министра обороны РФ «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ»

Определяет:
- направления основных усилий органов военного управления и должностных лиц по укреплению воинской дисциплины;
- основные направления воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины;
- направления деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе по организации работы в вопросах поддержания правопорядка и воинской дисциплины.

Приказ МО РФ № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в ВС РФ»

Определяет и регламентирует:
- сущностные и содержательные аспекты правовой работы в ВС РФ;
-направления правовой работы при различных видах деятельности - так, например, в Разделе VI Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка конкретизирована деятельность командиров (начальников) при обеспечении условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины.

Закрепляя с помощью правовых норм обязательные правила воинской дисциплины, государство регулирует поведение и деятельность военнослужащих, обеспечивает в армии и на флоте необходимый порядок, определяет средства ее поддержания и предупреждения нарушений.
Таким образом, рассмотренные нормативные документы определяют систему правовых норм:
- закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил РФ;
- регулирующих отношения в области строительства Вооруженных Сил РФ, их комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности;
- определяющих порядок прохождения военной службы личным составом, обязанности, права и ответственность военнослужащих.
В совокупности эти правовые нормы определяют основы воинской дисциплины, и направления деятельности должностных лиц части (корабля) и подразделений по обеспечению условий дли соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины.
В результате многовариантных подходов воинская дисциплина рассматривается с различных точек зрения и может быть представлена как:
- форма связи между людьми, как средство обеспечения организованности и порядка;
- состояние управления, т.е. особый вид общественных отношений, включающий отношения ответственности, упорядоченности, организованности и исполнительности;
- порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям конкретной организации;
- совокупность правил поведения, требуемых от военнослужащего;
- фактическое поведение военнослужащего с позиций дисциплинарных отношений.
Исходя из этого в дисциплине выделяют две стороны:
1) объективную - определенный порядок, без которого не может существовать организация;
2) субъективную - выполнение обязанностей, правил, норм, и осуществление прав.
«Дисциплина» (в переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.
Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной дисциплины, имеет свои характерные черты, определенные функции и закономерности.
Согласно ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».
Первые 4 статьи Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ раскрывают сущность воинской дисциплины, так как они определяют:
- на чем основывается воинская дисциплина;
-. -к чему она обязывает каждого военнослужащего;
- чем достигается высокая воинская дисциплина (см. рисунок).

Рисунок

Рисунок 1

С точки зрения содержания воинская дисциплина включает:
а) обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);
б) отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;
в) деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины.
Деятельность должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, рассматривается через механизм управления ею. Он включает в себя систематическое и правильное использование методов: убеждение; поощрение; принуждение; организация службы и жизнедеятельности.
Таким образом, воинская дисциплина представляет собой системное образование. Ее сущность и структура определяются спецификой военной службы, а функциональные характеристики закрепляются в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов.
Успех работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности у подчиненных напрямую зависит от системности проводимых мероприятий и широкого спектра используемых форм и методов работы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Периодичность

Содержание основных мероприятий, осуществляемых младшим командиром

Ежедневно

1. Знает, где находятся подчиненные, проверяет их при каждом построении, докладывает об отсутствующих.
2. Следит за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком, требует соблюдения подчиненными воинской дисциплины.
3. Проводит индивидуально-воспитательные беседы с 1-2 военнослужащими из числа подчиненных.
4. Обеспечивает соблюдение правил ношения военной формы одежды, следит за чистотой обуви и обмундирования, за своевременной их починкой, а также проводит утренний осмотр.
5. Докладывает заместителю командира взвода о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших Военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.
6. Осматривает имущество и вооружение подчиненных.
7. Обеспечивает соблюдение правил техники безопасности при выполнении учебно-практических занятий и хозяйственных работ.
8. Подводит итоги дня, оценивает отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

Еженедельно _

1. Беседует с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины.
2. Организует дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов.
3. Следит за очередностью и справедливым регулированием нарядов среди военнослужащих отделения, их увольнением из расположения части.
4. Докладывает командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствует о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.
5. Подводит итоги учебы и воинской дисциплины за прошедшую неделю и ставит задачи подразделению на предстоящую неделю. Дает оценку каждому подчиненному.

Это задача, которую младший командир решает постоянно. Она состоит в организации соблюдения подчиненными уставных норм поведения; службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов; в создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности подчиненными.
Опираясь на уставные нормы поведения военнослужащих, и внедряя их в служебную деятельность, младший командир получает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания личного состава и при необходимости успешно вести боевые действия.
Формирование у подчиненных дисциплинированности и исполнительности строится на ряде уставных положений, которые способствуют порядку в воинском подразделении и определяют, каким образом он обеспечивается.
Наиболее распространенными формами работы по формированию дисциплинированности и исполнительности являются:
1) проведение массовых мероприятий в составе взвода, роты;
2) проведение групповых мероприятий в составе отделения;
3) индивидуальная работа с отдельным военнослужащим.
К первым двум относятся:
- проведение разного рода занятий: информирование; собрания и совещания личного состава - как общие, так и по категориям;
- подведение итогов - ежедневные, еженедельные и ежемесячные;
- групповые беседы;
- инструктажи; обмен опытом. Благодаря деятельности младших командиров, которые создают благоприятную обстановку в воинском коллективе, их подчиненные приобретают практический опыт поведения, у них формируется привычка к порядку, что и определяется уставами.
Понятия «дисциплина» и «исполнительность» можно рассмотреть еще следующим образом.
Во-первых, они гарантируют уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего, позволяют воину быть уверенным в неприкосновенности его личности. Это создает в подразделении здоровый психологический климат, в котором каждый чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышении боевого мастерства, решении служебных задач.
Во-вторых, обеспечивают высокую управляемость подразделения и тем самым определяют его боевые возможности.
В-третьих, дают возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные и человеческие ресурсы для решения боевых задач.
Такое состояние дисциплинированности и исполнительности в подразделении достигается усилиями младших командиров, направленными на решение следующих конкретных задач:
- формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ, в том числе чувства собственного достоинства, личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);
- четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;
- постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих дисциплинированному поведению личного состава.
Младший командир должен контролировать соблюдение подчиненными уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя систему методов воспитательного воздействия, индивидуально-воспитательной работы.
При этом выбор форм работы зависит от следующих условий:
1) содержания и направленности воспитательных задач;
2) возраста военнослужащих, уровня их воспитанности и личного социального опыта;
3) особенностей воинского коллектива и его традиций;
4) специфических особенностей и традиций региона, где проходит их служба;
5) технических и материальных возможностей воинской части;
6) уровня подготовки, профессионализма и компетентности младшего командира.
Практика свидетельствует, что постоянно применяемые формы и методы работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности обычно теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемых результатов и значительно снижают эффективность их деятельности. Вот почему необходимо использовать разнообразие форм и методов работы, исходя из современных условий и факторов, оказывающих существенное влияние на личный состав подразделения.
При этом следует помнить что:
- требования младшего командира должны быть подкреплены личной дисциплинированностью и носить систематический характер;
- в оценке поведения подчиненных следует исходить из результатов их изучения;
- применение приемов воздействия возможно после анализа поведения военнослужащих. При любом воздействии командир обязан сохранять благоприятные межличностные отношения с подчиненными, не допускать возникновения психологических барьеров;
- формы предъявления требований должны быть разнообразными - от уставных мер поощрения и наказания до приемов психологического воздействия;
- младший командир должен предвидеть реакцию подчиненного и коллектива на критику и заранее продумывать возможные варианты поведения подчиненных и свои аргументы в ответ на них и др.

Методические рекомендации
1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях).
2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно акцентировать внимание младших командиров на основополагающих нормативных правовых актах, регулирующих порядок и состояние воинской дисциплины.
При этом необходимо уделить внимание изучению сущности воинской дисциплины посредством раскрытия первых 4-х статей Дисциплинарного устава ВС РФ. Останавливаясь на содержании воинской дисциплины, следует особый акцент сделать на механизме управления воинской дисциплиной.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно заострить внимание слушателей на важности комплексного подхода в работе с личным составом. А также подробно раскрыть деятельность младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности посредством предложения мероприятий, представленных в таблице 2.
4. В ходе контрольного занятия главное внимание необходимо уделить усвоению слушателями взаимосвязи теории и практики укрепления воинской дисциплины, актуализируя проблемы деятельности младших командиров в этом направлении. Для эффективного достижения поставленных целей занятие целесообразно проводить в виде открытой дискуссии с элементами моделирования конкретных служебных ситуаций. Анализом этих ситуаций и принятием решения с последующим коллективным обсуждением и выработкой альтернативных вариантов решения, которые предоставляют руководящие документы, регламентирующие деятельность должностных лиц в вопросах поддержания воинской дисциплины и комплекс форм и методов работы с личным составом.

Рекомендуемая литература:
1. Воспитательная работа: содержание, организация, методика -М: ГУВР, 2002. - с. 32 - 35.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 2012г.
3. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.
4. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002.
5. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. -2005. - № 4.

-Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации 2012г.

Классный руководитель __ класса                                  

"___"_________________ 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс

Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс для учащихся очного отделения по специальностям: 080110, 080508, 260301, 260303, 260502, 150411, 150414, р...

методические указания для проведения практического занятия по военной топографии.

Материал довольно специфический. Подойдёт, прежде всего, для работы в образовательных учреждениях, где присутствует кадетский компонент и занятия в полевых условиях....

методические указания для проведения практического занятия по учебной дисциплине “Тактика”.

Материал подходит не каждой школе. Подойдёт, прежде всего, для работы в образовательных учреждениях, где присутствует кадетский компонент и занятия в полевых условиях....

методические указания для проведения практического занятия по огневой подготовке.

Данный материал добавляю для коллег, кто "озабочен" чем либо подобным в плане обучения наших любимых детей....

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

Методические указания по проведению учебных занятий на сварочном тренажере «Волжанка-1»

Функциональная и качественная характеристика учебной лаборатории «Волжанка-1»1.НазначениеУчебная лаборатория сварочных технологий предназначена для обучения обучающихся  по профессии « Электросва...