методические указания для проведения практического занятия по военной топографии.
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Зацепин Валерий Валерьевич

Материал довольно специфический. Подойдёт, прежде всего, для работы в образовательных учреждениях, где присутствует кадетский компонент и занятия в полевых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon topografiya.doc118 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Утверждаю

 «___»______________201__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения практического занятия

по военной топографии.

Тема №2: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ».

Занятие №1. Практические занятия по ориентированию на местности без  

                      карты.

Учебные часы: 4 часа.

Место проведения: тактическое поле.

Обсуждены на заседании методической комиссии

«___»_____________ 201__г.

Протокол №_____

I УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить сущность и способы ориентирования на местности без карты.

2. Приобрести практические навыки в действиях при движении по азимутам.

3. Воспитывать смелость и выносливость.

II РАСЧЁТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -10 минут.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 160 минут.

1. Сущность и способы ориентирования на местности без карты.

    Определение направлений на стороны горизонта  

                                                                                                                  – 70 минут.

2. Движение по азимутам                                                                    – 100 минут.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ -10 минут.

III УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- оружие и полевая экипировка по штату;

- комплект учебного раздаточного материала.

IV МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Занятие проводится в составе класса. Накануне занятия руководитель занятия изучает методические указания для проведения занятия, составляет план проведения занятия, проверяет готовность материальной части к проведению занятия.

Первый учебный вопрос отрабатывается путём на тактическом поле путём практических действий обучаемых под руководством руководителя занятия.

Второй учебный вопрос может отрабатываться путём самостоятельной работы кадет и воспитанников с раздаточным материалом под руководством руководителя занятия. Затем путём выполнения практических действий обучаемых в поле..

По итогам работы на занятии каждый обучаемый должен получить оценку.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

1.СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ.

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров), выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.

Ориентирование на местности может быть общее и детальное.

Общее ориентирование заключается в приближённом определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а использует заранее составленную схему или список населённых пунктов и других ориентиров по маршруту.

Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения и направления движения. Оно применяется при движении по азимутам, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в других случаях.

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ.                                                                Основной способ ориентирования на местности производится по топографической карте с использованием компаса. В сложных условиях маршрута и при плохой видимости ориентирование осуществляется по топографической карте с использованием навигационной аппаратуры.

На местности бедной ориентирами и ночью направление движения выдерживается по азимуту.

ОРИЕНТИРЫ.

Ориентирами называются местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют своё местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения.

Ориентиры площадные, линейные и точечные.

Площадные ориентиры - населённые пункты, отдельные массивы леса, крупные озёра, рощи, болота и др.

Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяжённость при сравнительно небольшой ширине (дороги, реки, каналы, линии электропередач, узкие лощины и т.д.).

Точечные ориентиры - трубы заводов и фабрик, постройки блочного типа, ретрансляторы, перекрёстки дорог, путепроводы, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы и формы рельефа занимающие небольшую площадь. Эти ориентиры обычно используются для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов огня, полос наблюдения.

Ориентиры выбирают по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения целей. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Каждому ориентиру даётся условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: высота "Плоская", лес "Тёмный", "Жёлтый обрыв".

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ НА СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА.

Направления на стороны горизонта определяют: По магнитному компасу, небесным светилам и по некоторым признакам местных предметов. Наиболее широко применяются компас Адрианова и артиллерийский компас.

Компас Адрианова. Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделённая на 120 делений. Цена деления составляет 30, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 00 до 3600 через 150 (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы).

Определение направлений на стороны горизонта:

а) По компасу;

б) По Солнцу. В Северном полушарии Солнце по местному времени находится в 7 часов - на востоке, в 13 часов - на юге, в 19 часов - на западе.

в) По Солнцу и наручным часам. В горизонтальном положении часы устанавливают так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру "1" (по летнему времени на цифру "2") на циферблате делят пополам биссектрисой, которая указывает приблизительно направление на юг.

г) Полярная звезда всегда находится на севере.

д) По признакам местных предметов:

- мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни и пни с северной стороны;

- кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной, особенно это характерно для берёзы;

- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращён на север;

- муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней, южная сторона муравейника более пологая, чем северная;

- на южных склонах весной снег тает быстрее, чем на северных.

2. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ.

        Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании во время движения заданного магнитным азимутом направления на местности и расстояния по этому направлению. Направления выдерживают с помощью компаса, а расстояние измеряют шагами. (По спидометру машины).

        При организации движения подразделения по азимутам назначаются два направляющих, которые определяют по компасу и выдерживают, следуя друг за другом направления движения. Кроме того два человека ведут счёт парам шагов. Расстояния, указанные в метрах переводят в пары шагов с учётом размера шага.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ:

        - на чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута;

        - перенесённые с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями;

        - против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитные азимуты, в знаменателе - расстояния в метрах и в парах шагов.

        - наносят на схему стрелку "север - юг".

ПРИМЕР: рисунок №1.

рисунок 1.

V ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

БЫЗОВ Б.Е., КОВАЛЕНКО А.Н.

Военная топография. М.,: ВОЕНИЗДАТ, 1990, - 224с.: ил.

НИКОЛАЕВ А.С. Военная топография. М., Воениздат, 1977, - 280 с.

Классный руководитель __ класса                                  

"___"_________________ 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания для проведения практического занятия по учебной дисциплине “Тактика”.

Материал подходит не каждой школе. Подойдёт, прежде всего, для работы в образовательных учреждениях, где присутствует кадетский компонент и занятия в полевых условиях....

методические указания для проведения практического занятия по огневой подготовке.

Данный материал добавляю для коллег, кто "озабочен" чем либо подобным в плане обучения наших любимых детей....

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

В методических указаниях описаны требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик», критерии оце...

Методические указания по проведению практических занятий обучающихся по МДК 02.02 "Управление проектами"

Методические указания содержат необходимый материал для отработки умений и навыков применения средств MS Project  в практической деятельности...