работа с одаренными детьми
учебно-методический материал по теме
Материал содержит следующие документы:
1. Концепцию работы школы с одаренными детьми;
2. План реализации концепции;
3. Целевая программа "Организация работы НОУ секция "Естествознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
![]() | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы организации работы школы с одаренными учащимися.
На пороге третьего тысячелетия в российском обществе и образовании произошли и происходят серьезные и глубокие изменения. Вместо послушного исполнителя, живущего и работающего по чужим стандартам, устаревшим традициям, сегодня необходима личность, способная быстро ориентироваться в ситуации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, нести ответственность за свои решения. Новые социальные условия и задачи требуют от системы образования формирования творческой личности, способной к продуктивной деятельности и самоизменению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержание и формы организации такого образования должны быть условием развития у учащихся способностей к творческой деятельности, нетрадиционному решению проблем, умения прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику поведения и деятельности с учетом возникающих изменений.
Решение этих проблем остро ставит задачу раннего выявления и психолого-педагогической поддержки детей с повышенными интеллектуальными возможностями.
Наиболее продуктивной является научная постановка и практическое решение задачи систематической работы с интеллектуально одаренными детьми в рамках целостного образовательного процесса. Как показывает опыт различных образовательных учреждений в России и за рубежом создание системы такой деятельности оказывает позитивное влияние не только на учащихся, включенных в группы интеллектуально одаренных, но и весь школьный коллектив.
Понимая одаренность учащихся не только как актуальную, но и как потенциальную, настоящая концепция предполагает обоснование основных идей, подходов и принципов работы с одаренными школьниками различных возрастов. Содержание и технологическая гибкость программ работы с одаренными учащимися позволяет учесть индивидуальные особенности таких детей, которые характеризуются:
- высокими познавательными потребностями, проявляющимися в широкой любознательности, стремлении к исследовательской деятельности;
- стремлением к высокой умственной нагрузке;
- интересом к обобщениям, универсализации, абстрактным идеям и теориям прошлого, настоящего и будущего;
- увлеченностью какими-либо сферами деятельности;
- упорством, настойчивостью и поиском разнообразных путей в достижении поставленных целей;
- умением делать обобщения, стремлением к абстрактно-логическим методам мышления;
- способностью к генерированию нестандартных идей и методов деятельности;
- независимым характером мышления и способов действий
- стремлением все делать по-своему.
Концепция содержания и организации работы с одаренными детьми в научном обществе, исходя из их обобщенных характеристик, учитывает широкий спектр индивидуальных характеристик, возрастные особенности таких учащихся. Более того, нередко индивидуальные различия у одаренных школьников фактически перекрывают их возрастные особенности.
В основу разработки содержания и организация работы с одаренными детьми закладываются следующие принципы:
1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жесткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3. Основную часть содержания формировать крупные программные блоки, определяемые глобальными темами и проблемами.
4. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одаренных детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.
8. Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.
Настоящая концепция предполагает следующие основные требования к организации образовательной среды:
1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.
3. Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.
4. Формирование адекватной самооценки одаренных учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.
5. Содействие развитию умений находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.
6. Поощрение терпимости к неопределенности на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.
7. Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
- разрешение учащимся делать ошибки (терпимость учителей и учеников к иному, альтернативному мнению);
- поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
- включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
- поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;
- стимулирование дальнейшего развития (поощрение интеллектуального поиска даже после того, как творческая идея найдена).
Одним из ключевых компонентов настоящей концепции является психологическое сопровождение, что позволит создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Важнейшим условием реализации данной концепции является прогнозирование деятельности педагогического коллектива, учащихся школы и их родителей в разработке и оптимизации содержания, организации и формировании целостной гибкой и саморазвивающейся системы работы с одаренными детьми.
Реализация этой части концепции требует:
- глубокого научного обоснования;
- разработки (или адаптации имеющейся) технологии деятельности руководителей школы, психологов, педагогов);
- освоения методов диагностики (мониторинга) хода текущих и рубежных итогов работы, способов психологической, научно-методической коррекции;
- системы деятельности по подготовке родителей учащихся, их одноклассников к содействию новым формам образовательной деятельности одаренных детей.
Важнейшим элементом концепции является подготовка педагогических кадров, деятельность которых, по существу, становится и по содержанию, и по форме научно-творческой. Для успешного выполнения этой весьма сложной работы педагоги школы должны быть готовы:
- к поиску и формулированию научных проблем;
- к применению в ходе решения проблем методологии научного исследования;
- к использованию интегративного и междисциплинарных подходов;
- к организации и участию в научных дискуссиях;
- к критической оценке полученных результатов;
- к совместной научно-творческой деятельности с учащимися. Успех настоящей концепции возможен лишь при полной реализации всех ее компонентов.
Программа реализации концепции организации образовательной деятельности с одаренными детьми.
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Задачи:
• Обеспечение преемственности содержания образовательно-развивающих видов деятельности с учетом жизненного и социального опыта учащихся;
• Расширение спектра образовательных услуг на всех ступенях образования для наиболее полного удовлетворения интересов, запросов и потребностей учащихся;
• Проектирование образовательной среды для целенаправленного и систематического освоения учащимися методов интеллектуально-творческой, поисково-исследовательской деятельности
1. Разработать концепцию образовательного процесса школы
2. Организовать экспертную оценку учебных программ базовых и элективных курсов с целью выявления их соответствия современным направлениям работы с интеллектуально одаренными детьми
3. Разработать интегрированные развивающие курсы для всех ступеней обучения:
«Я и мир вокруг» - 1-4 кл.
«Я познаю мир» - 5-7 кл.
«Ступени к творчеству» - 8-9 кл.
«Основы научных исследований» - 10-11 кл.
4. Разработать и апробировать технологии включения учащихся в творческую познавательную деятельность в соответствии с их возрастными, индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
5. Разработать целостную систему педагогического мониторинга роста личных достижений учащихся.
6. Разработать технологии дополнительного творческого образования (факультативные (элективные) курсы; летние школы; исследовательские практики; интеллектуальные конкурсы; научные чтения).
7. Организовать научное общество учащихся.
8. Обеспечить участие школьников в научно-исследовательских конференциях, конкурсах различного уровня.
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Задачи:
• Повышение психолого-педагогической обоснованности разрабатываемых технологий работы с одаренными детьми;
• Расширение направлений психологической диагностики, просвещения и консультирования педагогов, одаренных детей и их родителей;
1 .Разработать методики выявления одаренности у детей различных
возрастных групп.
2.Составить психологические характеристики одаренных детей.
3. Разработать тематику индивидуальных консультаций по заявкам педагогов, работающих с одаренными детьми.
4.Обеспечить освоение педагогами интеллектуально-личностных особенностей школьников и их учет в организации образовательной деятельности.
5. Разработать тематику индивидуальных консультаций для родителей.
6. Организовать серию развивающих занятий с детьми по их заявкам.
3.РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
Задачи:
• Разработка содержания и технологий опережающей подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в единстве мотивационного, познавательного, конструктивно-деятельностного и личностного компонентов;
• Выявление факторов, препятствующих личностному росту и профессиональному развитию педагогов;
• Разработка механизмов мотивации педагогов к профессиональному творчеству
1. Разработать комплекс диагностических методик по выявлению индивидуально-психологических особенностей педагогов их потребностей и интересов
2. Выявить барьеры и затруднения педагогов в работе с одаренными детьми и их родителями
3. Организовать целенаправленную подготовку педагогов к работе с одаренными учащимися с учетом их возраста, специфики преподаваемого предмета
4. Расширить направления психологического просвещения и консультирования педагогов по развитию детской одаренности
5. Разарботать информационный банк данных об используемых в ОУ технологиях развития одаренности детей разного возраста
6. Разработать методические рекомендации педагогам по работе с одаренными учащимися при изучении основных и элективных курсов
7. Расширить сотрудничество педагогов школы с коллегами из других образовательных учреждений края
8. Организовать участие педагогов в обучающих семинарах, конференциях по обмену опытом в районе, крае, стране
4. ПАРТНЕРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Задачи:
• Повышение уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одаренных детей в семье
• Расширение содержания и направлений совместной деятельности ОУ с семьей
• Вовлечение родителей в организацию образовательно-развивающей деятельности с одаренными учащимися
1. Разработать диагностические методики выявления уровня родительской компетентности по организации семейного воспитания одаренных детей
2. Провести социально-педагогический анализ стилей взаимоотношения в семьях одаренных учащихся
3. Организовать семейный клуб для родителей одаренных учащихся
4. Подготовить методические рекомендации родителям по развитию и поддержке творческих способностей в семье
5. Подготовить методические рекомендации педагогам по работе с родителями одаренных детей
6. Расширить направления психологической диагностики и психологического просвещения и консультирования родителей одаренных учащихся
7. Разработать банк данных о работе с родителями одаренных учащихся
8. Разработать критерии и методики выявления удовлетворенности родителей организацией работы с одаренными детьми в школе
5.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ
Задачи:
• Обеспечение научно-методического и нормативно-правового сопровождения работы с одаренными детьми
• Разработка и реализация программно-целевых технологий управления
• Повышение наукоемкости управленческих технологий
1. Провести проблемно-ориентированный анализ деятельности школы по выявлению и поддержке творческой одаренности детей и подростков.
2. Разработать целевую программу «Одаренные дети».
3. Разработать необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.
4. Разработать нормативно-правовое обеспечение реализации программы (положение о научном обществе учащихся; положение об исследовательской деятельности учащихся; положение о школьной научной конференции и др.).
5. Осуществить коррекцию распределения функциональных обязанностей по вертикали и горизонтали управления.
6. Разработать критерии оценки процесса реализации и результативности программы «Одаренные дети».
7. Расширить содержание и формы взаимодействия с учреждениями социальной сферы станицы по поддержке одаренности детей и подростков.
8. Создать научно-методический совет по работе с одаренными учащимися.
6.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Задачи:
• Повышение наукоемкости, психолого-педагогической обоснованности разрабатываемых технологий работы с одаренными учащимися.
• Разработка системы целенаправленного использования новых научных достижений в образовательно-развивающей деятельности с одаренными учащимися
1. Разработать механизмы установления межпредметных связей между базовыми и элективными курсами.
2. Обеспечить преемственность между формами и методами работы с одаренными учащимися на различных возрастных этапах.
3. Разработать методические требования к содержанию и форме исследовательских работ учащихся.
4. Разработать критерии и методики оценки личных достижений учащихся в разнообразных видах образовательно-развивающей деятельности.
5. Разработать и апробировать педагогические средства вовлечения учащихся в творческую познавательную деятельность.
6. Разрабоать серию методических рекомендаций педагогам по работе с одаренными учащимися при изучении базовых и элективных курсов.
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Организация исследовательской работы в секции «Естествознание»
Цели, задачи, организационно-педагогическое целеполагание программы
Учитывая особенности и содержание работы исследовательской группы, исходя из педагогической целесообразности и образовательной программы, в учебном процессе сочетаются разные формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые и индивидуальные. Больший акцент делается на индивидуальную и самостоятельную работу обучающихся. Занятия проводятся по индивидуальной образовательной программе, составленной педагогом и утвержденной научно-методическим советом школы.
Цель образовательной программы секции «Естествознание» НОУ школы - формирование разносторонней личности, способной к исследовательской деятельности, к всестороннему и целостному пониманию экологических проблем, готовой взять на себя ответственность за их решение.
Из цели вытекают следующие задачи:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления о естествознании как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
- воспитание сознательного отношения к труду.
Формы организации экологического воспитания учащихся
В ходе реализации задач естественнонаучного образования обучаемых, на занятиях в школе применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы.
Традиционные формы работы: рассказ, лекция, беседа, наблюдение, эксперимент, работа с литературой и др.
Нетрадиционные формы работы: викторины, ролевые и технологические игры, семинары, конференции и др.
Методы, формы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала:
1. Уроки. В школе введены предметы: «Экология» (8-й класс), «Животные Красной книги» (6-й класс), «Мир животных» (7-й класс), «Исследовательская деятельность» (10-й класс). На других уроках рассматриваются элементы экологических знаний.
2. Беседы. Разработана тематика бесед по экологии, которые проводят классные руководители на классных часах.
- Конференции НОУ. Итог большой работы, основанной на исследованиях, изучении литературы.
- Олимпиады по экологии.
- Экскурсии, походы.
6. Выставки работ, поделок из природного материала, фото, конкурс зимнего букета.
- Рефераты.
- Экологический день в лагерной смене.
Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней.
Программа дня (дела на выбор):
- Утренняя зарядка на лужайке.
- Экологическая разведка в окрестностях лагеря.
- Конкурсы знатоков природы.
- Работа фабрики «Самоделкина».
- Работа выставки «Природа и фантазия».
- Экскурсия по экологической тропе.
- Операция «Муравей».
- Веселые состязания у начала экологической тропы.
- Знакомство с Красной книгой.
- «Копилка экономических знаний».
- Подготовка рукописной книги о 10 чудесах природы.
Этапы организации исследовательской работы в секции «Естествознание» НОУ школы
На практике необходимо придерживаться следующей последовательности этапов выполнения обучающимися исследовательской работы.
1. Выбор темы исследования - ключевой этап творчества. При выборе темы учитываются два фактора: объективный и субъективный. Объективный - тема должна быть актуальной, т. е. недостаточно изученной, второе - тема должна быть реально выполнимой, нужно создать условия ребенку для успешного проведения работы. Субъективный - тема должна соответствовать интересам исследования.
- На втором этапе исследователь формирует цель исследования. Она обычно вытекает из темы работы.
- На третьем этапе - тщательное знакомство с литературой по данной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы. Успешное выполнение исследовательской работы будет в том случае, если полноценно изучена тема. А если завершена работа с литературой, то уже есть определенный «задел», и учащийся:
а) может ориентироваться в выбранной отрасли, судить о нерешенных проблемах, а значит, может уже четко оценить и сформулировать актуальность темы;
б) теоретически ознакомлен с методиками исследования;
в) способен написать главу «Обзор литературы»;
г) может сформулировать задачи исследования (конкретизировать цель) и разработать план исследования.
- Четвертый этап - формулировка задач исследования – тех конкретных задач, на которые требуется получить ответ после выполнения исследовательской работы.
- Следующий этап - выборы и освоение методики, того инструмента, при помощи которого будут решаться поставленные задачи.
- Для более эффективного выполнения работы желательно составить календарный план работы на весь период исследований и на отдельные его промежутки.
- В биологических исследованиях выполнение основной части работы согласно выбранной методике начинается с изучения биологических объектов, с установления их систематического положения. Если это не будет сделано, то безупречно выполненная работа теряет свою ценность.
- Выполнение практической части биологического исследования подразделяется на два подэтапа: работа может проводиться в полевых условиях, и эксперименты могут проводиться в живом уголке.
- Следующим этапом является обработка материала и анализ результатов работы. В этот раздел входит сопоставление результатов с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными.
10. Последним этапом является оформление результатов исследовательской работы. Работа должна быть грамотно и эстетично оформлена согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.
Условия эффективности организации исследовательской работы
- Значимость и актуальность выбранной темы.
- Знакомство с достаточным объемом литературы по данной проблеме.
- Четкая постановка цели и задач.
- Правильный выбор и освоение методики исследования.
- Грамотное планирование и поэтапное распределение работы.
- Определение роли и места каждого обучающегося при выполнении исследовательской работы с учетом его способностей и возможностей (при групповом исследовании).
- Качественная обработка собранного материала.
- Умелая формулировка выводов.
- Соблюдение требований к оформлению исследовательской работы.
Четкая организация, педагогическая целесообразность, учет индивидуальных способностей и возможностей обучаемых - непременные условия успешной деятельности исследовательской учебной группы в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость программы
Привитие интереса и выработка первичных навыков исследовательской работы - одна из основных задач педагога.
Поэтапный подход к выполнению краткосрочных заданий, проблемный характер их содержания - важнейшее условие эффективности учебного процесса в учебной группе. Важной особенностью этих заданий является достижение результатов методами наглядно-образного мышления, сменой различных видов деятельности (обучающийся рисует, читает, наблюдает, сравнивает, делает выводы). Положительный эффект при выполнении таких заданий дает выполнение рисунков. Эта работа позволяет слить воедино слово и образ, представление и понятие, что способствует расширению и закреплению знаний о живой природе, стремлению оберегать природу.
Формулируя задание, педагог обращает внимание обучающихся на проблему, заложенную в задание. Подобные микроисследования мобилизуют внимание обучающихся, создают положительный эмоциональный настрой от созданной педагогом ситуации успеха, развивают интерес к работе.
Следующим этапом повышения информационности детского исследования является обучение умению систематизировать информацию, через теоретические исследования. Кроме работы с научной литературой, обучаемые учатся классифицировать объект исследования, систематизировать и описывать изученный материал.
Объект исследования обучаемые выбирают по своему желанию.
Выполняя теоретические исследования, работая с литературой, обучаемые открывают для себя ранее не известную информацию, систематизируют полученные результаты, которые в дальнейшем могут пригодиться им при выполнении эмпирических исследований. Выполнение подобных заданий - это не только способ развития познавательной активности обучаемых, но и диагностический метод, позволяющий педагогу более эффективно увидеть склонность и способности обучаемых к исследовательской деятельности.
Главная задача педагога - подвести обучаемого к выбору идеи, гипотезы, в которой обучаемый максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта.
Одним из направлений организации работы в творческом объединении «Естествознание» является создание усложненных творческих проектов, ориентированных на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на расширение их кругозора, углубление знаний, умений и навыков.
При дальнейшем обучении продолжают использоваться методы и приемы исследовательской работы, практиковавшиеся на первом году обучения, и дополнительно вводятся усложненные задания с элементами научного исследования. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками, применяя их в дальнейшей практической деятельности. Учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы. Усложняется тематика исследований:
- роль вирусов в жизни растений;
- сельский экодом, или экологическая безопасность сельского домовладения;
- электромагнитное загрязнение современного жилья;
- определение степени свинцового загрязнения территории станицы Расшеватской;
- характеристика почв в окрестностях станицы Расшеватской;
- исследование экологии и здоровья работающих в ООО ПКФ «Кубань-Роста»;
- роль растений в жизни биосферы, и др.
Ожидаемые результаты
Мы ожидаем, что результатом нашей работы будут выпускники, обобщенный портрет которых включает следующие основные характеристики:
1. Личностные:
- суверенная личность, способная к восприятию различных взглядов и точек зрения,
- нравственно-этическая ориентация;
- готов и способен к самообразованию и саморазвитию, умеет оценивать себя, обладает критическим мышлением, готов к реализации своих природных способностей и талантов;
- обладает высокими духовно-душевными качествами: осознает себя частью мира.
2. Поведенческие:
- адаптируется в любых условиях;
- в своем поведении опирается на философско-мировоззренческий опыт человечества,
- применяет свои знания на практике.
3. Знаниевые:
Наш выпускник - это открытая система для взаимодействия с локальным сообществом и миром (в познании, общении, созидательной деятельности, в творчестве).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380754-1389532600.jpg)
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...