работа с одаренными детьми
учебно-методический материал по теме

Материал содержит следующие документы:

1. Концепцию работы  школы с одаренными детьми;

2. План реализации концепции;

3. Целевая программа "Организация работы НОУ секция "Естествознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_uchashchimisya.doc61.5 КБ
Файл statya_skipkro.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальные основы организации работы  школы  с одаренными учащимися.

На пороге третьего тысячелетия в российском обществе и образовании произошли и происходят серьезные и глубокие изменения. Вместо послушного исполнителя, живущего и работающего по чужим стандартам, устаревшим традициям, сегодня необходима личность, способная быстро ориентироваться в ситуации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, нести ответственность за свои решения. Новые социальные условия и задачи требуют от системы    образования формирования  творческой  личности,  способной  к  продуктивной деятельности и самоизменению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержание и формы организации такого образования должны быть условием развития у учащихся способностей к творческой деятельности, нетрадиционному решению проблем, умения прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику поведения и деятельности с учетом возникающих изменений.

Решение этих проблем остро ставит задачу раннего выявления и психолого-педагогической    поддержки    детей    с    повышенными интеллектуальными возможностями.

Наиболее продуктивной является научная постановка и практическое решение задачи систематической работы с интеллектуально одаренными детьми в рамках целостного образовательного процесса. Как показывает опыт различных образовательных учреждений в России и за рубежом создание системы такой деятельности оказывает позитивное влияние не только на учащихся, включенных в группы интеллектуально одаренных, но и весь школьный коллектив.

Понимая одаренность учащихся не только как актуальную, но и как потенциальную, настоящая концепция предполагает обоснование основных идей, подходов и принципов работы с одаренными школьниками различных возрастов. Содержание и технологическая гибкость программ работы с одаренными учащимися позволяет учесть индивидуальные особенности таких детей, которые характеризуются:

  • высокими познавательными потребностями, проявляющимися в широкой любознательности, стремлении к исследовательской деятельности;
  • стремлением к высокой умственной нагрузке;
  • интересом к обобщениям, универсализации, абстрактным идеям и теориям прошлого, настоящего и будущего;
  • увлеченностью какими-либо сферами деятельности;
  • упорством, настойчивостью   и поиском разнообразных путей в достижении поставленных целей;
  • умением делать обобщения, стремлением к абстрактно-логическим методам мышления;
  • способностью к генерированию нестандартных идей и методов деятельности;
  • независимым характером мышления и способов действий
  • стремлением все делать по-своему.

Концепция содержания и организации работы с одаренными детьми в научном обществе, исходя из их обобщенных характеристик, учитывает широкий спектр индивидуальных характеристик, возрастные особенности таких учащихся. Более того, нередко индивидуальные различия у одаренных школьников фактически перекрывают их возрастные особенности.

В основу разработки содержания и организация работы с одаренными детьми закладываются следующие принципы:

1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.

2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жесткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.

3. Основную часть содержания формировать крупные программные блоки, определяемые глобальными темами и проблемами.

4. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать   творческие   способности   учащихся,   удовлетворять   их любознательность.

5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения,  установление  внутренних  взаимосвязей  содержательного характера.

6. Насыщенность   содержания   учебно-творческой   деятельностью одаренных детей.

7. Особое и постоянное внимание методологии  научно-творческой деятельности, научному методу.

8. Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.

Настоящая концепция предполагает следующие основные требования к организации образовательной среды:

1. Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.

2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3. Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование  адекватной  самооценки  одаренных учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5. Содействие  развитию  умений  находить,  формулировать  и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.

6. Поощрение терпимости к неопределенности на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.

7. Создание творчески ориентирующей среды, включающее:

  • разрешение учащимся делать ошибки (терпимость учителей и учеников к иному, альтернативному мнению);
  • поощрение   разумного   поиска  (стимулирование   рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
  • включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
  • поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;
  • стимулирование дальнейшего развития (поощрение интеллектуального поиска даже после того, как творческая идея найдена).

Одним из ключевых компонентов настоящей концепции  является психологическое сопровождение, что позволит создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.

Важнейшим условием реализации данной концепции является прогнозирование деятельности педагогического коллектива, учащихся школы и их родителей в разработке и оптимизации содержания, организации и формировании целостной гибкой и саморазвивающейся системы работы с одаренными детьми.

Реализация этой части концепции требует:

  • глубокого научного обоснования;
  • разработки (или адаптации имеющейся) технологии деятельности руководителей школы, психологов, педагогов);
  • освоения методов диагностики (мониторинга) хода текущих и рубежных итогов работы, способов психологической, научно-методической коррекции;
  • системы деятельности по подготовке родителей учащихся, их одноклассников к содействию новым формам образовательной деятельности одаренных детей.

Важнейшим элементом концепции является подготовка педагогических кадров, деятельность которых, по существу, становится и по содержанию, и по форме научно-творческой. Для успешного выполнения этой весьма сложной работы педагоги школы должны быть готовы:

  • к поиску и формулированию научных проблем;
  • к применению в ходе решения проблем методологии научного исследования;
  • к использованию интегративного и междисциплинарных подходов;
  • к организации и участию в научных дискуссиях;
  • к критической оценке полученных результатов;
  • к совместной научно-творческой деятельности с учащимися. Успех настоящей концепции возможен лишь при полной реализации всех ее компонентов.

Программа реализации концепции организации образовательной деятельности с одаренными детьми.

1.  СОДЕРЖАНИЕ,  ОРГАНИЗАЦИЯ  И  ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Задачи:

• Обеспечение  преемственности содержания  образовательно-развивающих  видов деятельности с учетом жизненного и социального опыта учащихся;

• Расширение спектра образовательных услуг на всех ступенях образования для наиболее полного удовлетворения интересов, запросов и потребностей учащихся;

• Проектирование образовательной среды для целенаправленного и систематического освоения учащимися методов интеллектуально-творческой, поисково-исследовательской деятельности

1. Разработать концепцию образовательного процесса школы

2. Организовать экспертную оценку учебных программ базовых и элективных курсов с целью выявления их соответствия  современным направлениям работы с интеллектуально одаренными детьми

3. Разработать интегрированные развивающие курсы для всех ступеней обучения:

«Я и мир вокруг» - 1-4 кл.

«Я познаю мир» - 5-7 кл.

«Ступени к творчеству» - 8-9 кл.

«Основы научных исследований» - 10-11 кл.

4. Разработать и апробировать технологии включения учащихся в творческую познавательную деятельность в соответствии с их возрастными, индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

5. Разработать целостную систему педагогического мониторинга роста личных достижений учащихся.

6. Разработать технологии дополнительного творческого образования (факультативные (элективные) курсы; летние школы; исследовательские практики; интеллектуальные конкурсы; научные чтения).

7. Организовать научное общество учащихся.

8. Обеспечить участие  школьников в научно-исследовательских конференциях, конкурсах различного уровня.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Задачи:

• Повышение     психолого-педагогической     обоснованности разрабатываемых технологий работы с одаренными детьми;

• Расширение   направлений   психологической   диагностики, просвещения и консультирования педагогов, одаренных детей и их родителей;

1 .Разработать методики выявления одаренности у детей различных

возрастных групп.

2.Составить психологические характеристики одаренных детей.

3. Разработать тематику индивидуальных консультаций по заявкам педагогов, работающих с одаренными детьми.

4.Обеспечить  освоение  педагогами  интеллектуально-личностных особенностей школьников и их учет в организации образовательной деятельности.

5. Разработать тематику индивидуальных консультаций для родителей.

6. Организовать серию развивающих занятий с детьми по их заявкам.

3.РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Задачи:

• Разработка содержания и технологий опережающей подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в единстве мотивационного,       познавательного,       конструктивно-деятельностного и личностного компонентов;

• Выявление факторов, препятствующих личностному росту и профессиональному развитию педагогов;

• Разработка    механизмов    мотивации     педагогов    к профессиональному творчеству

1. Разработать комплекс диагностических методик по выявлению индивидуально-психологических особенностей педагогов их потребностей и интересов

2. Выявить барьеры и затруднения педагогов в работе с одаренными детьми и их родителями

3. Организовать целенаправленную подготовку педагогов к работе с одаренными учащимися с учетом их возраста, специфики преподаваемого предмета

4. Расширить   направления   психологического   просвещения   и консультирования педагогов по развитию детской одаренности

5. Разарботать информационный банк данных об используемых в ОУ технологиях развития одаренности детей разного возраста

6. Разработать методические рекомендации педагогам по работе с одаренными учащимися при изучении основных и элективных курсов

7. Расширить сотрудничество педагогов школы с коллегами из других образовательных учреждений края

8. Организовать  участие  педагогов  в  обучающих  семинарах, конференциях по обмену опытом в районе, крае, стране

4. ПАРТНЕРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Задачи:

• Повышение уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одаренных детей в семье

• Расширение содержания и направлений совместной деятельности ОУ с семьей

• Вовлечение   родителей   в   организацию   образовательно-развивающей  деятельности с одаренными учащимися

1. Разработать   диагностические   методики   выявления   уровня родительской компетентности по организации семейного воспитания одаренных детей

2. Провести социально-педагогический анализ стилей взаимоотношения в семьях одаренных учащихся

3. Организовать семейный клуб для родителей одаренных учащихся

4. Подготовить методические рекомендации родителям по развитию и поддержке творческих способностей в семье

5. Подготовить методические рекомендации педагогам по работе с родителями одаренных детей

6. Расширить   направления   психологической   диагностики   и психологического просвещения и консультирования родителей одаренных учащихся

7. Разработать банк данных о работе с родителями одаренных учащихся

8. Разработать критерии и методики выявления удовлетворенности родителей организацией работы с одаренными детьми в школе

5.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ    РАБОТЫ    С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ

Задачи:

• Обеспечение научно-методического и нормативно-правового сопровождения работы с одаренными детьми

• Разработка и реализация программно-целевых технологий управления

• Повышение наукоемкости управленческих технологий

1. Провести   проблемно-ориентированный   анализ   деятельности школы по выявлению и поддержке творческой одаренности детей и подростков.

2. Разработать целевую программу «Одаренные дети».

3. Разработать необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.

4. Разработать   нормативно-правовое   обеспечение   реализации программы (положение о научном  обществе учащихся; положение об исследовательской деятельности учащихся; положение о школьной научной конференции и др.).

5. Осуществить    коррекцию    распределения    функциональных обязанностей по вертикали и горизонтали управления.

6. Разработать   критерии   оценки   процесса   реализации   и результативности программы «Одаренные дети».

7. Расширить содержание и формы взаимодействия с учреждениями социальной сферы станицы по поддержке одаренности детей и подростков.

8. Создать научно-методический совет по работе с одаренными учащимися.

6.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Задачи:

• Повышение     наукоемкости,     психолого-педагогической обоснованности  разрабатываемых технологий  работы  с одаренными учащимися.

• Разработка системы целенаправленного использования новых научных    достижений    в    образовательно-развивающей деятельности с одаренными учащимися

1. Разработать механизмы установления межпредметных связей между базовыми и элективными курсами.

2. Обеспечить преемственность между формами и методами работы с одаренными учащимися на различных возрастных этапах.

3. Разработать методические требования к содержанию и форме исследовательских работ учащихся.

4. Разработать критерии и методики оценки личных достижений учащихся   в   разнообразных   видах   образовательно-развивающей деятельности.

5. Разработать и апробировать педагогические средства вовлечения учащихся в творческую познавательную деятельность.

6. Разрабоать серию методических рекомендаций педагогам по работе с одаренными учащимися при изучении базовых и элективных курсов.



Предварительный просмотр:

ЦЕЛЕВАЯ    ПРОГРАММА

Организация исследовательской работы в  секции  «Естествознание»

Цели,  задачи, организационно-педагогическое целеполагание  программы

Учитывая особенности и содержание работы исследовательской группы, исходя из педагогической целесообразности и образовательной программы, в учебном процессе сочетаются разные формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые и индивидуальные. Больший акцент делается на индивидуальную и самостоятельную работу обучающихся. Занятия проводятся по индивидуальной образовательной программе, составленной педагогом и утвержденной научно-методическим советом школы.

Цель образовательной программы секции «Естествознание» НОУ школы - формирование разносторонней личности, способной к исследовательской деятельности, к всестороннему и целостному пониманию экологических проблем, готовой взять на себя ответственность за их решение.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  • формирование у обучаемых представления о естествознании как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
  • воспитание сознательного отношения к труду.

Формы организации экологического воспитания учащихся

В ходе реализации задач естественнонаучного образования обучаемых, на занятиях в школе применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы.

Традиционные формы работы: рассказ, лекция, беседа, наблюдение, эксперимент, работа с литературой и др.

Нетрадиционные формы работы: викторины, ролевые и технологические игры, семинары, конференции и др.

Методы, формы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала:

1.        Уроки. В школе введены предметы: «Экология» (8-й класс), «Животные Красной книги» (6-й класс), «Мир животных» (7-й класс), «Исследовательская деятельность» (10-й класс). На других уроках рассматриваются элементы экологических знаний.

2.        Беседы. Разработана тематика бесед по экологии, которые проводят классные руководители на классных часах.

  1. Конференции НОУ. Итог большой работы, основанной на исследованиях, изучении литературы.
  2. Олимпиады по экологии.
  3. Экскурсии, походы.

6.        Выставки работ,   поделок из  природного материала, фото, конкурс зимнего букета.

  1. Рефераты.
  2. Экологический день в лагерной смене.

Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней.

Программа дня (дела на выбор):

  • Утренняя зарядка на лужайке.
  • Экологическая разведка в окрестностях лагеря.
  • Конкурсы знатоков природы.
  • Работа фабрики «Самоделкина».
  • Работа выставки «Природа и фантазия».
  • Экскурсия по экологической тропе.
  • Операция «Муравей».
  • Веселые состязания у начала экологической тропы.
  • Знакомство с Красной книгой.
  • «Копилка экономических знаний».
  • Подготовка рукописной книги о 10 чудесах природы.

Этапы организации исследовательской работы в секции «Естествознание» НОУ школы

На практике необходимо придерживаться следующей последовательности этапов выполнения обучающимися исследовательской работы.

1. Выбор темы исследования - ключевой этап творчества. При выборе темы учитываются два фактора: объективный и субъективный. Объективный - тема должна быть актуальной, т. е. недостаточно изученной, второе - тема должна быть реально выполнимой, нужно создать условия ребенку для успешного проведения работы. Субъективный - тема должна соответствовать интересам исследования.

  1. На втором этапе исследователь формирует цель исследования. Она обычно вытекает из темы работы.
  2. На третьем этапе - тщательное знакомство с литературой по данной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы. Успешное выполнение исследовательской работы будет в том случае, если полноценно изучена тема. А если завершена работа с литературой, то уже есть определенный «задел», и учащийся:

а)        может ориентироваться в выбранной отрасли, судить о нерешенных проблемах, а значит, может уже четко оценить и сформулировать актуальность темы;

б)        теоретически ознакомлен с методиками исследования;

в)        способен написать главу «Обзор литературы»;

г)        может сформулировать задачи исследования (конкретизировать цель) и разработать план исследования.

  1. Четвертый этап - формулировка задач исследования – тех конкретных задач, на которые требуется получить ответ после выполнения исследовательской работы.
  2. Следующий этап - выборы и освоение методики, того инструмента, при помощи которого будут решаться поставленные задачи.
  3. Для более эффективного выполнения работы желательно составить календарный план работы на весь период исследований и на отдельные его промежутки.
  4. В биологических исследованиях выполнение основной части работы согласно выбранной методике начинается с изучения биологических объектов, с установления их систематического положения. Если это не будет сделано, то безупречно выполненная работа теряет свою ценность.
  5. Выполнение практической части биологического исследования подразделяется на два подэтапа: работа может проводиться в полевых условиях, и эксперименты могут проводиться в живом уголке.
  6. Следующим этапом является обработка материала и анализ результатов работы. В этот раздел входит сопоставление результатов с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными.

10.        Последним этапом является оформление результатов исследовательской работы. Работа должна быть грамотно и эстетично оформлена согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.

Условия эффективности организации исследовательской   работы

  1. Значимость и актуальность выбранной темы.
  2. Знакомство с достаточным объемом литературы по данной проблеме.
  3. Четкая постановка цели и задач.
  4. Правильный выбор и освоение методики исследования.
  5. Грамотное планирование и поэтапное распределение работы.
  6. Определение роли и места каждого обучающегося при выполнении исследовательской работы с учетом его способностей и возможностей (при групповом исследовании).
  7. Качественная обработка собранного материала.
  8. Умелая формулировка выводов.
  9. Соблюдение требований к оформлению исследовательской работы.

Четкая организация, педагогическая целесообразность, учет индивидуальных способностей и возможностей обучаемых - непременные условия успешной деятельности исследовательской учебной группы в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость программы

Привитие интереса и выработка первичных навыков исследовательской работы - одна из основных задач педагога.

Поэтапный подход к выполнению краткосрочных заданий, проблемный характер их содержания - важнейшее условие эффективности учебного процесса в учебной группе. Важной особенностью этих заданий является достижение результатов методами наглядно-образного мышления, сменой различных видов деятельности (обучающийся рисует, читает, наблюдает, сравнивает, делает выводы). Положительный эффект при выполнении таких заданий дает выполнение рисунков. Эта работа позволяет слить воедино слово и образ, представление и понятие, что способствует расширению и закреплению знаний о живой природе, стремлению оберегать природу.

Формулируя задание, педагог обращает внимание обучающихся на проблему, заложенную в задание. Подобные микроисследования мобилизуют внимание обучающихся, создают положительный эмоциональный настрой от созданной педагогом ситуации успеха, развивают интерес к работе.

Следующим этапом повышения информационности детского исследования является обучение умению систематизировать информацию, через теоретические исследования. Кроме работы с научной литературой, обучаемые учатся классифицировать объект исследования, систематизировать и описывать изученный материал.

Объект исследования обучаемые выбирают по своему желанию.

Выполняя теоретические исследования, работая с литературой, обучаемые открывают для себя ранее не известную информацию, систематизируют полученные результаты, которые в дальнейшем могут пригодиться им при выполнении эмпирических исследований. Выполнение подобных заданий - это не только способ развития познавательной активности обучаемых, но и диагностический метод, позволяющий педагогу более эффективно увидеть склонность и способности обучаемых к исследовательской деятельности.

Главная задача педагога - подвести обучаемого к выбору идеи, гипотезы, в которой обучаемый максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта.

Одним из направлений организации работы в творческом объединении «Естествознание» является создание усложненных творческих проектов, ориентированных на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на расширение их кругозора, углубление знаний, умений и навыков.

При дальнейшем обучении продолжают использоваться методы и приемы исследовательской работы, практиковавшиеся на первом году обучения, и дополнительно вводятся усложненные задания с элементами научного исследования. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками, применяя их в дальнейшей практической деятельности. Учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы. Усложняется тематика исследований:

  • роль вирусов в жизни растений;
  • сельский экодом, или экологическая безопасность сельского домовладения;
  • электромагнитное загрязнение современного жилья;
  • определение степени свинцового загрязнения территории станицы Расшеватской;
  • характеристика почв в окрестностях станицы Расшеватской;
  • исследование экологии и здоровья работающих в ООО ПКФ «Кубань-Роста»;
  • роль растений в жизни биосферы, и др.

Ожидаемые  результаты

Мы ожидаем, что результатом нашей работы будут выпускники, обобщенный портрет которых включает следующие основные характеристики:

1.        Личностные:

-        суверенная личность, способная к восприятию различных взглядов и точек зрения,

  • нравственно-этическая ориентация;
  • готов и способен к самообразованию и саморазвитию, умеет оценивать себя, обладает критическим мышлением, готов к реализации своих природных способностей и талантов;
  • обладает высокими духовно-душевными качествами: осознает себя частью мира.

2.        Поведенческие:

  • адаптируется в любых условиях;
  • в своем поведении опирается на философско-мировоззренческий опыт человечества,

-        применяет свои знания на практике.

3.        Знаниевые:

Наш выпускник - это открытая система для взаимодействия с локальным сообществом и миром (в познании, общении, созидательной деятельности, в творчестве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...