презентация "Одарённость и особенности её проявления в младшем школьном возрасте"
презентация к уроку на тему

Лапшина Лариса Михайловна

презентация "Одарённость и особенности её проявления в младшем школьном возрасте"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одарённость и особенности её проявления в младшем школьном возрасте

Слайд 2

Что такое одарённость? Одарённость как качественно – своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Б.М. Теплов Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или маштабу . Рабочая концепция одарённости была создана группой российских учёных под руководством Д.Б.Богоявленской , В.Д.Шадрикова в рамках Федеральной программы «Одарённые дети». В рамках данной концепции одарённость определяется как системное, развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Признаки одарённости инструментальный-характеризует способы её деятельности мотивационный –характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне деятельности, а так же к своей деятельности Наличие специфических стратегии деятельности, которые обеспечивают её качественно своеобразную продуктивность(быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт белее глубокого овладения предметом) Сформированность качественно своеобразного стиля деятельности(«всё делать по своему») Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе. Особый вид обучаемости, который может проявляться как в высокой скорости и лёгкости обучения, так и в замедленном темпе обучения. Повышенная, избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности либо к определённым формам собственной активности сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, увлечённость, погруженность в то или иное дело. Повышенная познавательная потребность Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству

Слайд 5

Виды одарённости Основные виды деятельности и соответствующие им виды одарённости Вид деятельности Виды одарённости Практическая деятельность Одарённость в ремёслах; спортивная и организационная одарённость Познавательная деятельность Интеллектуальная одарённость различных видов Художественно-эстетическая деятельность Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Коммуникативная деятельность Лидерская одарённость, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии Духовно-ценностная деятельность Одарённость в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям

Слайд 6

Виды одарённости определяются по следующим критериям 1.«сформированности одарённости» Актуальная- психологическая характеристика ребёнка с такими наличными показателями психического развития. Которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. О собая категория-талантливые дети. Это дети с такими результатами деятельности, которые отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Потенциальная- психологическая характеристика ребёнка. Который имеет определённые психические вохможности9потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности 2. «форма проявления» Явная - проявляется в деятельности ярко и отчётливо, в любых условиях Скрытая -проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной форме 3. «широта проявлений» Общая (умственная) -проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности Специальная -обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка. Живопись, спорт) 4. «особенности возрастного развития» Ранняя (вундеркинды) Поздняя

Слайд 7

Личные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей К реативность Интеллект Высокий Низкий высокая Вера в свои возможности. Высокий самоконтроль. Высокая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому Постоянный конфликт между собственным представлениями о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих низкая Энергия направлена на достижение успеха в учёбе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения Пониженная общительность. Боязнь самооценки Хорошая адаптация и удовлетворённость жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью

Слайд 8

Типичные проблемы, с которыми сталкиваются одарённые дети Неприязнь к школе -для ребёнка школьная программа скучна и неинтересна Игровые интересы - нравятся сложные игры, не те которые нравятся сверстникам Комфортность - отвергают стандартные требования, идущие в разрез с их интересами Погружение в философские проблемы - характерно задумываться о таких явлениях, как смерть, религия, в большей степени, чем другие дети Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием -предпочитают общаться и играть со старшими детьми Стремление к совершенству( перфекционизм ) - внутренняя потребность совершенства Ощущение неудовлетворённости -стремление достичь совершенства во всём; критическое отношение к собственным достижениям; низкая самооценка; ощущение собственной неадекватности Нереалистичные цели - стремление к постановке завышенных целей Сверхчувствительность - уязвимость, высокая восприимчивость к внешним воздействиям, критическое отношение к себе и окружению Потребность во внимании взрослых -стремление к монополизации внимания учителей, взрослых Нетерпимость -недостаточная терпимость к детям, могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Слайд 9

Авторы «Рабочей концепции одарённости» предлагают различать одарённость с гармоничным и дисгармоничным типом развития Дисгармоничный тип развития одарённого ребёнка Стремятся к творческой деятельности. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения. Высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлечённость любимым делом. Устойчиво высокая самооценка. Эти дети стремятся к независимости (автономности): отсутвие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства, что приводит к частым конфликтам с окружающими. Характеризуется высокой адаптацией к школьному обучению и коллективу соучеников. Гармоничный тип развития одарённого ребёнка Значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Повышенная самооценка , характеризующая их представления о своих силах и возможностях. Стремление добиться совершенства ( перфекционизм ). Повышенная требовательность к себе, повышенная впечатлительность, эмоциональная чувствительность. Эти дети могут производить впечатление истеричных. Часто отсутствуют эффективные навыки социального поведения, ведущие к проблемам в общении или отчуждённости от группы сверстников.

Слайд 10

Принципы и методы выявления одарённых детей Принципы: Комплексный характер оценивания-наблюдение разных сторон поведения и деятельности ребёнка Длительность оценивания-развёрнутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях Анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам –включение в специально организованные предметно-игровые занятия, в разные формы соответствующей предметной деятельности Подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов-специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, инженеров и.т.д .) Оценка признаков одарённости не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учётом зоны ближайшего развития Преимущественная опора на методы, имеющие дело с оценкой реального поведения ребёнка в реальной ситуации, такие. Как анализ творческих работ, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей

Слайд 11

Методы: Различные варианты метода наблюдения за детьми(в школе. Во внешкольной деятельности Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями. Проведение «пробных» уроков по специальным программам, а так же включая детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а так же с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Слайд 12

Личностные качества учителя необходимые для воспитания и обучения одарённых детей Роль учителя в развитии одарённости учащихся так же подтверждается так называемой «гипотезой подражания», согласно которой для развития творческих способностей ребёнка необходимо, среди близких ребёнку людей был творческий человек, с которым бы ребёнок себя идентифицировал . Именно учитель в младшем школьном возрасте является для ребёнка образцом для подражания. Позитивная Я-концепция Зрелость Целеустремлённость и настойчивость Эмоциональная стабильность Чуткость Способность к индивидуализации обучения

Слайд 13

Литература: 1.Б.М.Теплов «Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий. Тексты.-М.: 1982г. 2.Рабочая концепция одарённости.-2-е изд., М.,2003г. 3.Матюшкин А.М. «Что такое одарённость. Выявление и развитие одарённых детей».- М.: Омега-Л,2008г. 4.Савенков А.И. «Одарённый ребёнок в школе и дома.»-М.: изд. дом «Академия», 2004г. Презентацию подготовила старший вожатый ФГКОУ СОШ №24 МО РФ Лапшина Лариса Михайловна