Заседание МО учителей иностранного языка от29.08.2014г.
консультация на тему

Шидловская Дина Васильевна

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Универсальные учебные действия139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание МО учителей иностранного языка

от29.08.2014г.

Заседание МО №1.  Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Повестка: Анализ деятельности МО за 2013-2014 г.

1. Рассмотрение плана работы МО на 2014-2015 г.

2. Утверждение формы КТП. Рассмотрение рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, программ факультативов, элективов, спецкурсов.

3. Утверждение  тем самообразования, педагогических проектов. Участие педагогов МО в работе школьных ПТГ (список с указанием названия ПТГ).

4. Универсальные учебные действия

 (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (см. схему):

Регулятивные УУД

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.

Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Личностные УУД

Как понять себя и чувства другого?

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

Познавательные УУД

Как сделать учебу интересней?

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребенком собственного портфолио. Что же представляет собой портфолио ученика?

Первые странички портфолио посвящены информации о его владельце. На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби и др.

Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Именно работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Умеем ли мы общаться?

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?

Участие в проектировочной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими- такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Памятка для родителей

Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектировочную деятельность в школе. Вы найдёте в ней ответы на следующие вопросы:

Что такое метод проектов?

Очень немного теории.

Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Основа данного метода - решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Автор проекта работает на основе знаний, умений, полученных при изучении разных учебных предметов, а также на основе различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»:

  • конкретное решение теоретической проблемы;
  • поделка;
  • результат, готовый к внедрению.

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

 

Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задачи проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование деятельности;
  • оценка ресурсной обеспеченности проекта (что понадобится, откуда можно получить и когда);
  • экспертиза, принятие решения о выполнении;
  • непосредственная реализация проекта;
  • презентация проекта.

 

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:

  • помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
  • записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идет формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идет обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. В этом случае возможные действия родителей таковы: прикинуть с ребенком выходы по каждой задаче, разбит объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе - изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи несправедливого распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или иной обязанности.

На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.  Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.

Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту - ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание МО учителей иностранного языка От 30.10.2014г.

Полнота проверки достижения всех планируемых результатов по английскому языку обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника основной школы по предмету складывается из накопленной (внутренней) оце...

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

Протоколы заседаний ШМО учителей иностранных языков

В материалах представлены протоколы № 1 и 2 заседаний школьного методического объединения учителей иностранных языков 2019-2020 учебного года...

Протоколы заседания РМО учителей иностранных языков. Форма 18.

Протоколы заседания РМО учителей иностранных языков. Форма 18....

Тезисы выступления на заседании МО учителей иностранного языка "Самостоятельная работа на уроке: условия эффективности"

В материале рассматриваются ключевые моменты подготовки, управления и организации самостоятельной работы на уроке....