инновационный образовательный проект
проект (8 класс) на тему

Стеликова Галина Валериевна

Деятельностный подход положен в основу государственных образовательных стандартов второго поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Знания должны стать фундаментом практической деятельности, то есть стать действенными. Востребованность результатов обучения и реализация возможности выбора – основные принципы проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_dokument_microsoft_office_word.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Деятельностный подход положен в основу государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Знания должны стать фундаментом практической деятельности, то есть стать действенными. Востребованность результатов обучения, реализация возможности выбора – основные принципы проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает новые отношения учителя и ученика. Ученик перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным участником образовательного процесса. Задача учителя обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.

Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным «что я знаю» и новым «что предстоит узнать». Такое разграничение является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию вначале изучения нового материала.

На заседании Гимназического Научного Общества ученикам был задан вопрос: «Если бы к вам приехал гость из другого района города, какие места в Карасунском округе вы хотели бы ему показать и почему?» Ребята стали высказываться и пришли к выводу, что в нашем округе много интересных мест, о которых они могут рассказать другим жителям Краснодара. Однако, проанализировав предложения туристических фирм, пришли к выводу, что географические и исторические маршруты по Краснодару дают общее представление о нашем городе и не позволяют увидеть особенности отдельных округов. Говорят: «Любить свой край - значит знать его»! А знания приходят с понимания того, что тебя окружает, с умения увидеть интересное вокруг себя. Эта тема заинтересовала ребят. Так возник проект «Разработка экскурсий по Карасунскому округу».

Цель данного проекта: Разработать экскурсии для школьников, показывающие разнообразие и уникальность Карасунского округа.                                                                                                                      

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Изучение природно-культурных ландшафтов округа;

  • Разрабатывание маршрутов экскурсий для школьников по разным направлениям: природа, история, экономика округа;
  • Определение востребованности данных маршрутов среди школьников и учителей;
  • Овладение новыми методами и технологиями изучения территории;
  • Развитие способностей решать проблемы на основе собственного

     социального опыта; применение знаний в повседневной жизни.

        Учитель как руководитель проекта имеет более широкое целеполагание: формирование ключевых компетенций учащихся в ходе выполнения проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов, каждый из которых имел свою цель, результаты, методы, и форму выполнения.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

Определение целевой аудитории

  • В Карасунском округе находится около 30 школ.  Старшеклассники могут

проводить экскурсии для учащихся младших классов, среднего звена, групп продлённого дня, летнего пришкольного лагеря. Знания, полученные ребятами на экскурсиях, будут востребованы на многих уроках. Ведь экскурсии имеют большое познавательное, воспитательное и здоровьесберегающее  значение.

  • Вместе  с детьми  экскурсии  могут  посещать и их  родители,  «старшее»

поколение. Такой отдых способствует укреплению семейных отношений, сплочению классного коллектива.

  • Целевой   аудиторией   могут   быть   школьники,   нуждающиеся   в

профориентации, а также юридические и физические лица, заинтересованные в инвестировании городской экономики. Картой и адресами предприятий могут воспользоваться люди, желающие трудоустроиться.

  • Экскурсии  будут  интересны  тем,  кто  увлечен  прошлым и настоящего

города Краснодара.

Проведение пилотажного исследования

Для того чтобы узнать на сколько будут востребованы данные экскурсии, было проведено пилотажное исследование спроса на экскурсии по Карасунскому округу. В опросе приняли участие ученики и учителя гимназии № 69 и других школ округа. Опрос проводился в устной форме с элементами беседы. Для учащихся была разработана анкета,  вопросы которой, позволяют определить, что знают ученики о местности, в которой живут; узнать, какие объекты интересны для школьников; выявить степень информированности по данному вопросу. Анализируя ответы учащихся, можно сделать выводы:

  • Низкая степень информированности о достопримечательностях Карасунского округа;
  • Выявлен интерес ребят к изучению своей маленькой родины.

Из интервью узнали мнение учителей:

  • Идею с проведением экскурсий  восприняли положительно, согласились сотрудничать;
  • Предложили некоторые экскурсии проводить в выходные дни, для привлечения родителей.                                      

Таким образом, ребята пришли к выводу, что экскурсии по Карасунскому округу нужны и будут пользоваться спросом.

Поисково-исследовательская работа  

Так как на некоторые вопросы, связанные с историей микрорайонов округа, природой, хозяйственной деятельностью, школьники затруднялись ответить, то совместно определили область исследования: «Достопримечательности Карасунского округа».  Было выбрано 4 поисковых направления: места отдыха, районы округа, памятники Великой Отечественной Войны, экономика округа. Соответственно были сформированы 4 группы по 8 человек, которые приступили к изучению вышеперечисленных объектов. Для сбора информации применялись разнообразные методы: полевые исследования, визуальные наблюдения, опрос местных жителей, анализ и обобщение научной литературы, периодической печати.

Вопросы исследований, нацеливают учащихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов. Учитель следит за действиями и операциями при решении конкретных задач, вносит необходимые коррекции в деятельность учеников.

2. Этап выполнения проекта. Разработка экскурсий

Методика подготовки экскурсии

Подготовка экскурсии – трудоёмкий, многогранный процесс, требующий хорошей теоретической и практической подготовки. Поэтому мы начали с изучения известных методик подготовки экскурсий, после чего разработали свою экскурсионную методику, по которой и стали готовить экскурсии.

Этапы подготовки экскурсии:

  • Определение  целей  и  задач.  Цель  экскурсии  –  это  то,  ради  чего

показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Целями экскурсий в данном случае будут: патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание, показ достижений округа в экономике города, показ исторической роли округа.

  • Выбор  темы  экскурсии.  Тема  должна  пользоваться  спросом  среди

учащихся и их родителей. Требования к названию экскурсий такие, как  индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания, содержательный смысл.

  • Отбор и изучение экскурсионных объектов. В качестве объектов могут

быть памятники истории, природные места, изученные в подготовительный период проекта. Важно, правильно подобрать посещаемые объекты, которые будут лучше всего подходить теме экскурсии и будут достаточно популярными.  

  • Составление  маршрута  экскурсии.  Разработка  маршрута – сложная

многоступенчатая процедура. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Карасунский округ обладает развитой транспортной сетью. В основу маршрутов  положена временная доступность. Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса.

  • Объезд  (обход)  маршрута.  Вовремя  работы  над  экскурсией  группа

обязательно на местности знакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточняет место, где расположен объект, проводит хронометраж времени, выбирает лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы.

  • Подготовка текста и презентации экскурсии. Была разработана форма

оформления экскурсий. Группы составляют описание всех пунктов экскурсии. При этом учитываются особенности показа, экскурсионная аудитория, время проведения экскурсии.

  • Комплектование  «Портфолио  экскурсовода».  «Портфолио экскурсовода» - это комплект наглядных пособий, который помогает насытить экскурсию зрительными образами. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе, как в поселке Пашковском. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.
  • Защита экскурсии проводится в три этапа.

1. Публичное выступление на заседании Гимназического Научного Общества, сопровождающееся мультимедийной презентацией, с представлением письменной разработки и «портфолио экскурсовода».

2. Проведение экскурсии для членов ГНО, цель которой показ техники ведения экскурсии.

3. Защита групповых проектов на школьной научно-практической конференции.

Учащиеся имеют возможность самоопределения, как например, при выборе объекта изучения, формы и видов текущих и итоговых работ, темы и формы представления проектов.

По данной методике было разработано 8 экскурсий:

  • «Голубая лента» (водные объекты)
  • «Пашковский курень» (история казачества)
  • «Цветы у обелисков» (памятники героям)
  • «Округ развлечений» (места массового отдыха)
  • «Мой друг – природа» (природные объекты)                
  • «Трудовые будни» (экономика округа)
  • «Знакомьтесь – Карасунский округ» (обзорная)
  • «Солнечный остров» (городской парк)

Школьники посчитали эти направления интересными, актуальными и перспективными. Во-первых: объекты находятся недалеко  друг от друга, что позволяет решать несколько задач одновременно. Во-вторых: есть возможность использовать городской транспорт, что удешевляет экскурсии.  

3.Заключительный этап. Организация экскурсий

Проведение рекламной компании

Выпуск прайс-листов с указанием тематики экскурсий;

  • Размещение их в учительских школ округа;
  • Размещение рекламы на сайте гимназии;
  • Обращение руководителя проекта к учителям других школ;
  • Проведение викторины для младших классов.

Проведение экскурсий

  • Проведение экскурсий для членов НГО;
  • Проведение экскурсий для учащихся МОУ гимназии № 69;
  • Проведение экскурсий для учащихся других школ.

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экскурсии  имеют практическое значение. Они помогут разнообразить уроки кубановедения, географии, ботаники, истории. Дадут возможность учащимся на местности познакомиться с природными объектами, выполнить практические работы, открыть много нового, ранее не незамеченного, научиться бережному отношению к природе, сформировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.

В ходе выполнения проекта происходит формирование ключевых компетенций учащиеся, таких как:  

  • Личностные  компетенции.  Работа  над  проектом  даёт  возможность

ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

  • Общеучебные компетенции. Школьники учатся выделять собственную

цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, применять приёмы и методы умственного труда (анализ, синтез, обобщение, моделирование, прогнозирование, выбор решения, рефлексия), овладевать новыми технологиями изучения территории, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Социальные  компетенции:  Выполняя  проект,  учащиеся  развивают

способности решать проблемы на основе собственного социального опыта, формируют правила поведения в разных ситуациях. Экскурсии реализуют задачи патриотического воспитания. Знакомясь с историей своего района, ребята научатся гордиться своей малой родиной.  Это способствует развитию самооценки гражданина.

  • Коммуникативные    компетенции:    Ребята    приобретают    опыт нахождения, использования и создания разнообразной информации, включая статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета.

Они участвуют в коллективном обсуждении проблем, интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Наш город не утратил самобытности, не потерял живописности. Хотелось бы, чтобы ребята из других школ присоединились к решению этой проблемы и разработали новые экскурсии. И рассказали бы неизвестное о других округах города Краснодара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

.  Идея проекта и обоснование его  востребованности  и  актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Инновационный образовательный проект

Модель создания коммуникативных ситуаций в процессе эффективного обучения говорению на английском языке...

Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"

Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...

Инновационный образовательный проект

Формирование регулятивных универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской...

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...