Повышение воспитательных возможностей урока истории.
статья по теме

Дистрян Маргарита Борисовна

 Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение воспитательных возможностей урока истории

Слайд 2

Жить - вот ремесло, которому я хочу научить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек; он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте. (Ж.Ж. Руссо)

Слайд 3

Ориентированность образования Усвоение суммы знаний; Воспитание самостоятельности и личной ответственности; Развитие способностей и качеств, позволяющих учиться, действовать и трудиться.

Слайд 4

Важнейшее условие достижения нового качества образования – совершенствование урока, как основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Слайд 5

Учитель на современном уроке Стимулирует учащихся к поиску закономерностей; Обеспечивает интересную поисковую деятельность; Совместно с учениками решает, осмысливает и обобщает проблемы.

Слайд 6

В центре внимания – личность ученика. Учитель создает условия для развития интересов и стремлений учащихся, вовлекает в творческий учебный труд, который приносил бы радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Слайд 7

Исследования показали, что Менее 50% учащихся испытывают психологический комфорт в процессе обучения; Более 50% испытывают безразличие к школе; 10% чувствуют дискомфорт; 2/3 учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учитель-ученик», «ученик-класс».

Слайд 8

Причины напряженности Учителя видят в слабой подготовке учащихся к занятиям; Ученики 36% - в несправедливости учителя; 40% - в нежелании понять ученика; 43% - в равнодушии учителя; 45% - в бестактности и грубости педагога.

Слайд 9

Демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью Поощрение самостоятельного мнения, оригинальности мышления; Предоставлении школьникам инициативы, активности, познавательной самостоятельности.

Слайд 10

Творческие задания (презентации, проекты, эссе) Обогащают структуру урока; Создают благоприятную обстановку; Обеспечивают активное усвоение информации; Развивают фантазию, творческий потенциал, поисковые навыки, креативность мышления.

Слайд 11

В.А. Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания… выступают как инструмент, с помощью которого, ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Слайд 12

Эмоциональную обстановку на уроке создают: Живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя; Интересный документ; Учебный кинофильм; Привлечение отрывков из художественной литературы; Использование наглядности и ИКТ.

Слайд 13

Цель современного урока истории состоит в развитии творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого школьника на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.



Предварительный просмотр:

Повышение воспитательных возможностей уроков истории.

Автор: М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». (Ж.Ж.Руссо)

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.

  В настоящее время совершенствования урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.

  Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта.

  Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. На уроке  учитель должен обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. Организация учителем успешного овладения школьниками знаниями, умениями и навыками на уроке является главным признаком его современной направленности. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению позитивных чувств. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.

  В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация  потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться.  

  Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

  Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя объективной самооценки.    По данным исследований установлено, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт. Две трети учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учитель—ученик», «ученик—класс». Причину напряженности в отношениях субъектов педагогического процесса учителя видят в слабой подготовке учащихся к занятиям, а учащиеся в позиции учителя: 36%—в несправедливости учителя, 40%—в нежелании понять ученика, 43%—в равнодушии учителя к ним, 45%—в бестактности и грубости педагога. Эти факты говорят о наличии противостояния в отношениях между учителем и учащимися.

  Такой разрыв во мнениях объясняется во многом разным пониманием контакта. Учителя имеют в виду нормальные деловые отношения с учащимися, а последние имеют в виду — эмоциональное тепло, доверительность, понимание.

  Для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности,  а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Он приводит аргументированные доводы, стремясь убедить в правильности своей точки зрения. Педагог терпим к критическим замечаниям учеников, пытается их понять. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы.

  Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.

  Радость успеха, творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении возможны при организации учебной деятельности на уроке на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся. Современный урок невозможен без решения развивающих задач обучения. Практика творчески работающих учителей доказывает важность создания на каждом уроке оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности, решения нестандартных задач, что ведет, в конечном счете, к развитию творческих способностей школьников, их интеллектуального багажа. Способы и приемы организации такой работы разнообразны и они должны быть согласованы с жизненными потребностями детей.

    Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося.  Это должно способствовать развитию креативности учащихся, которая проявляется в умении анализировать проблемную ситуацию, выявлять ее сущность, особенности, прогнозировать ее развитие; эффективно находить оптимальное решение задачи в сложных ситуациях; умение находить новое решение сложных проблем, отличное от имеющихся, находить более эффективное решение; в максимальной реализации в инновациях «Я» человека, его опыта, сил и способностей.

  Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогать ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

В.А.Сухомлинский  писал: "У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира".

Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде.

Зададимся вопросом, почему же применение в школьной практике многих новаций, новых технологий, как правило, не приводит к кардинальному повышению качества образования и воспитания школьников? Ведь с середины 80-х гг. в нашу школу пришло большое количество оригинальных моделей обучения, названных потом "активными формами обучения" (деловые игры, дискуссии, проектные задания, "мозговой штурм", КСО и др.).

Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные.

Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий.

Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Если такие технологии станут системой в преподавании предметов,  это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

      Важным  требованием  к  уроку  является  умение   учителя   обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес  к  содержанию  и  методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

      Чувства и мысли неразрывно связаны между  собой.  Мысль,  поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании  учащихся.  Сам  процесс мышления вызывает и соответствующие чувства. Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учителя  создать на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них  напряженную работу мысли и эмоциональное  отношение  к  изучаемому.  Без  этого  задачи урока, особенно воспитательные, решить невозможно.

      Эмоциональную  обстановку  на  уроке  создает  и   живое,   окрашенное человеческим  чувством  слово  учителя,  и  интересный   документ,   учебный кинофильм  и  т.  д.  Значительно  повышает  эмоциональность  урока  истории привлечение отрывков из художественной  литературы.  Они  усиливают  интерес учащихся,  к  уроку,  помогают  созданию  ярких  образных  представлений  об изучаемой эпохе, жизни народных масс,  исторических деятелей.

      Подлинный интерес  к  уроку,  эмоциональное  отношение  к  изучаемому создаются не только  путем  использования:  яркого  материала  об  исторических событиях, но и путем создания  проблемной  ситуации,  постановки  интересной учебно-познавательной задачи,  путем  стимулирования  личностного  отношения учащихся к изучаемым фактам.

         Готовясь к уроку по данной теме,  учитель,  прежде  всего  определяет  его цели.  Это  наиболее  трудный  и  важный  момент  подготовки.   Всесторонне проанализировав содержание  учебного  материала,  подлежащего  изучению  на данном уроке,  определив  его  место  в  теме,  разделе  и  курсе,  учитель формулирует основную содержательную  идею  урока,  которую  должны  усвоить учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и  его  усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развития  учащихся.    Для активизации познавательной деятельности  надо  выбирать  методические приемы, соответствующие содержанию учебного  материала  и  уровню  развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в  урок,  добиваясь  необходимого уровня развития учащихся и их умений,  отмеченных  программой  для  данного класса.

        В плане урока обязательно отмечается  обратная  связь  от  учащихся  к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос,  поставленный  в начале  урока  или  его  части,  хода  обсуждения  выполненного  письменного задания, общего вывода из содержания урока и т. п.   Определяя домашнее задание, учитель не  только  должен  указать  номер очередного  параграфа,  но  обязательно  разъяснить,  на  что  в  содержании учебника и иллюстративного  материала  надо  обратить  особое  внимание,  на какие вопросы  подготовить  ответы,  что  следует  твердо  запомнить,  какую литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д.

   В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная  деятельность  школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок  отличается  реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.

  Таким образом, цель современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого школьника на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

     В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят  не  только  в  процессе  урочных занятий.  Большую  роль  играют  также  внеурочные   источники   информации (самостоятельное чтение учащихся, радио, телевидение, кино, интернет  и  т. д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование краеведческого материала как средство повышения воспитательной ценности урока математики"

Использование краеведческого материала на уроках математики позволяет давать детям не только предметные знания, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Роди...

Доклад "Повышение воспитательных возможностей уроков литературы"

Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ.  Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного про...

Воспитательные возможности урока математики

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника....

"Воспитательные возможности урока

Обучение и воспитание - важные компоненты  образовательного  процесса, они  дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.  В Стратегии...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...

Воспитательные возможности урока математики

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее о...