"Воспитательные возможности урока
статья

Бадмаева Надежда Васильевна

Обучение и воспитание - важные компоненты  образовательного  процесса, они  дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.  В Стратегии  развития  воспитания в РФ до 2025 года  говорится : «Развитие воспитания в системе образования предполагает  полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей…» Воспитывающим  потенциалом должен  обладать каждый  предмет,  в связи с чем  урок по  любой  дисциплине  должен стать   не просто формой  организации учебного  процесса, но и  обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.  К примеру, математика воспитывает дисциплинированность, уроки литературы  являются источником нравственного  воспитания, биология учит любить окружающую среду, химия и физика- учит понимать окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Августовская конференция учителей-2020г.

 Тема  доклада : «Воспитательные возможности урока»

 Бадмаева Н.В.

Воспитать человека

интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

значит, вырастить угрозу

для общества.

Теодор Рузвельт

Обучение и воспитание - важные компоненты  образовательного  процесса, они  дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.  В Стратегии  развития  воспитания в РФ до 2025 года  говорится : «Развитие воспитания в системе образования предполагает  полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей…» Воспитывающим  потенциалом должен  обладать каждый  предмет,  в связи с чем  урок по  любой  дисциплине  должен стать   не просто формой  организации учебного  процесса, но и  обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.  К примеру, математика воспитывает дисциплинированность, уроки литературы  являются источником нравственного  воспитания, биология учит любить окружающую среду, химия и физика- учит понимать окружающий мир.

     Представьте, что урок - это автобус, на котором Вы с Вашим классом отправитесь в путешествие. План урока – это дорожная карта, которая поможет Вам проложить маршрут из пункта А в пункт Б, где пункт А – это нулевая точка, а пункт Б – это та цель, к которой нужно стремиться .В любом путешествии есть вероятность того, что что-то пойдет не так. И, если Вы отправитесь в путешествие с неправильной картой, Вы обязательно попадете в беду. Подготовка урока — задача со множеством решений, ведь способов подачи материала очень много. Все, что вы делаете, и все, что вы не делаете, — это ваш выбор. Поэтому любой урок должен быть четко спланирован, учебный материал тщательно  продуман, т.к. именно в   учебном  материале  заложена  воспитывающая  функция  урока. Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Только  тогда  у   учащихся  возникает уверенность, что во время путешествия Вы находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и надежным маршрутом.

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейском применении. Это развивает стремление к нравственному действию.

     Воспитывающие приёмы, используемые  уроках,  должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог подростка с самим собой, помогающий развивать самооценку, его личностную позицию.       Иногда мы должны менять у наших учеников восприятие учебного материала. По сути это переосмысление: учебный материал получает новый смысл, способствующий разрушению отрицательных ассоциаций, закрепившихся в сознании школьников. Мы иногда  слышим, как ученики говорят: «Мне не нравится этот предмет», «Мне было скучно», «Я не умею писать сочинения», «В жизни мне это никогда не пригодится». Это лишь несколько примеров предвзятых представлений, которые ученики приносят с собой в школу. Наша работа заключается в том, чтобы сдвинуть ментальную парадигму учащихся, побуждая их к переосмыслению учебного материала, его ценности и важности для жизни. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учащихся, но и их отношения на уроке. Когда учитель видит отношения учащихся, в которые те вовлечены по ходу урока и делает все, чтоб эти отношения не противоречили общественно значимыми, то урок учителя приобретает воспитывающий характер. Каждый методический прием должен быть осмыслен учителем и с точки зрения его возможного воспитательного эффекта. Поэтому самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителем видеть отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый воспитательный смысл.

        Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Преподаватель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. И все это в жестких рамках учебного плана, огромной методической работы.

С.Л. Соловейчик  говорил о том, что воспитание принципиально двойственно, в нем два ряда. Один ряд - культурный, навыки культурного поведения, умственное развитие, учение . Другой ряд - нравственный, навыки обращения с целями, навыки выбора нравственных средств. В сознании большинства взрослых воспитывать - значит прививать культурные навыки: не шуми, не бегай, не прыгай, ешь, как люди едят, не пачкайся, говори "здравствуйте", "спасибо" и "пожалуйста", не вмешивайся в разговор взрослых, не груби, не пререкайся, уступай место старшим, мой руки перед едой, ложись вовремя спать, не разбрасывай вещи, не пачкай пол. На самом деле воспитывать - значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески, по правде. Правил культурного поведения относительно немного, и даются они приучением. Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Воспитанный - значит с прекрасной душой, а не с одними лишь прекрасными манерами.
    Мир не стоит на месте. Образование  тоже стремительно меняется, возникают новые  педагогические  технологии, большинство из которых  предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.  От детей  требуется также крепкая самодисциплина, умение взаимодействовать, опыт самомотивации и мотивации других. Обратим внимание, что эти качества не только повышают результативность обучения, но также являются жизненными умениями, которые понадобятся ребёнку за пределами школы. Эти качества не появляются у ребёнка сразу или сами собой. Как и с предметными умениями (например, способность решать математические задачи), школьнику необходима помощь взрослого. Естественно, что дети на этом пути будут совершать ошибки. Задача учителя — демонстрировать ученикам желаемый тип взаимодействия, давать обратную связь, стимулировать рефлексию, помочь детям перейти к убеждённости, что способности можно развить в себе лишь в процессе осознанной работы над собой (установка на рост). Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. 

      Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от учителя сдержанности, терпения, доброты. Для учеников учитель должен быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни.

    Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь, и она  должна проживаться на  уровне  современной культуры.  Именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.



Литература.

С.Л. Соловейчик Педагогика для всех.

 В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

 Ю.П. Азаров «Тайны педагогического мастерства»

Дэйв Берджес «Обучение как приключение»

Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает (Нравственный аспект) – М: Педагогика (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)

https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200602218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...