Методический семинар по теме "Опорные схемы на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов"
презентация к уроку на тему

Некрасова Елена Сергеевна

Эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов  интерпретации учебных текстов в виде опорных схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное мероприятие «Методический семинар» Учитель географии и биологии Некрасова Елена Сергеевна МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск Верхнекамского района E-mail: elena.nekrasova05@yandex.ru 2015 год

Слайд 2

Опорные схемы, как средство достижения предметных и метапредметных результатов Ожидаемый результат: Формирование наиболее актуальных навыков XXI века, от которых зависит успешность человека: умения добывать, обрабатывать и передавать любого рода информацию, управлять коммуникацией в процессе сотрудничества. Пути решения: создание системы по обучению школьников: работе с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, диаграмма), преобразованию информации из одного вида в другой, оцениванию содержания информации. Проблема: Современный школьник демонстрирует недостаточно высокий уровень приемов мыслительной деятельности при отборе информации, неспособен выделять главное и обрабатывать её.

Слайд 3

Внедрение н овых ФГОС Диагностика собственного опыта Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта Актуальность темы потребность современного общества у мение работать с источниками информации с труктурирование информации, выводы Формирование универсальных учебных действий Самообразование Курсовая подготовка Изучение о пыта коллег т еоретическая значимость и недостаточная проработанность проблемы

Слайд 4

Рисунки- символы Карты-схемы, динамические схемы-модели Схемы, таблицы Интеллект-карты Работа с информацией на основе опорных схем «… Показать науку и знания с самой их доступной и жизнерадостной стороны…» И. Гете В основе работы лежит теория ЛОС, автор В. Ф. Шаталов – интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; опыт С. Н. Лысенковой – перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении; использованы идеи Т. М. и Д. Л. Бенькович – применение опорных конспектов сочетается с привлечением карт, учебника; Л. Д. Назаровой – интерпретация учебных текстов и опора на личностно-ориентированный подход в преподавании. Цепочки рассуждений

Слайд 5

Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям в процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия. Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала. П.Я.Гальперин Л.С.Выготский обосновал идею, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию". В связи с этим он ввел понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие. Л.С.Выготский Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых

Слайд 6

«Схемы облегчают переход от конкретного мышления к абстрагированию. Условно-наглядное представление становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей». С.Н.Лысенкова В.Ф. Шаталов Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова . В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в том , чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял свои знания в нестандартных условиях. Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения.

Слайд 7

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СХЕМАМИ Пропедевтическая работа I этап Уточнение новых понятий, их применение (связь теории с практикой) Условные знаки, символы Сигнальные загадки Цепочки рассуждений Обобщение и систематизация материала сочетание сигналов и символов для оформления выводов, установления причинно-следственных связей в изучаемых процессах и явлениях предварительное введение малых порций знаний Интеллект карты Анализ и синтез (работа с крупными блоками информации) II этап III этап

Слайд 8

Рисунки - символы А И Атлантический океан Индийский океан пруд озеро Этапы создания простейших символов: Внимательно рассмотреть выбранный объект Мысленно выделить в нем части, несущие наибольшую смысловую нагрузку Изобразить их графически, отсекая лишние детали и подробности Рисунки – символы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на доске и в тетради в ходе беседы. В то же время они должны быть информативными. Видеофрагмент урока н а основе рисунков-символов

Слайд 9

4 ? ? ? ? ? ? Сигнальные загадки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста у мение задавать вопросы быть готовым изменить свою точку зрения или, наоборот, ее отстаивать. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; уметь выделять существенную информацию из текстов Россия 6 3 3

Слайд 10

Логика плюс связность изложения Этапы составления цепочек рассуждений 1 этап Выделение главного Жаркий пояс расположен на экваторе Усиливается испарение Круглый год солнечные лучи прямые. Очень высокая температура Идут обильные дожди Растительность разнообразная 2 этап Зашифровка информации Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в форме на уровне предложения и небольшого текста Задавать вопросы Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач уметь осуществлять синтез как составление целого из частей устанавливать причинно-следственные связи. 3 этап Расшифровка информации

Слайд 11

При открытии полезных ископаемых возникает проблема их добычи, а значит, необходимости рабочих рук. Таким образом, вокруг месторождений постепенно разрастается город. Чем глубже погружаешься в океанические воды, тем меньше солнечного тепла и света, а следовательно, хуже условия для размножения планктона; поскольку мельчайшие животные являются пищей для рыб, то и рыбы на глубине будет гораздо меньше, чем в поверхностных слоях. ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ СХЕМЫ - подобрать из готовых карточек соответствующий символ; - найти ошибку в расположении звеньев цепочки рассуждений для проверки понимания смысла, сути изучаемого предмета или явления; - расставить карточки-схемы правильно; - дополнить моделируемый ряд; - соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей . ПРИМЕРЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Слайд 12

Интеллект карты Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям ; устанавливать причинно-следственные связи; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.

Слайд 13

Динамические схемы - модели Цель: способствовать связи теории с практикой. Результат: работа дает высокую эффективность географических образов в развитии мышления, развитие связной монологической речи. Ход работы: Река течет с запада на восток и впадает в море. Обозначь исток и устье. Покажи стрелкой, куда направлено течение реки. Обозначь два левых притока и один правый. Ход работы: 1. Дай характеристику географического положения Австралии по плану. 2. Составь схему географического положения Австралии. Составь схему реки по описанию

Слайд 14

Предметные результаты обучающихся по географии за 3 года Предметные результаты обучающихся по биологии за 3 года Видеофрагмент урока б иологии на основе проблемного изложения с созданием схемы для решения интеллектуального затруднения

Слайд 15

Умение работать с информацией –это универсальное учебное умение, считается одним из ключевых в стандартах (совокупность взаимосвязанных частных умений: поиск, переработка, создание, представления, хранения и передачи информации) Отработка заданий на уроках, исходя из специфики предмета ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРЕДМЕТЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ Работа с элементами содержания таблиц Все предметы Сравнение элементов, выявление признаков, сходство, различие, представление результата в виде выводов Все предметы Анализ текста, выделение главного Все предметы Умение устанавливать причинно-следственные связи Все предметы Умения классифицировать объекты Все предметы Преобразование графической информации в текстовую и наоборот Все предметы

Слайд 16

Метапредметные результаты Способность находить необходимую информацию в учебнике Способность обрабатывать информацию Сценарий урока биологии с применением с игнальных загадок Фрагмент урока географии с применением сигнальных загадок и цепочек рассуждений (этап актуализации знаний) Диагностика обученности п о П.И.Третьякову Фрагмент урока географии с применением с игнальных загадок (этапы актуализации знаний и закрепления) Таблица результатов +

Слайд 17

Способность умения самостоятельно «сворачивать» информацию 6 класс 8 класс 7 класс Метапредметные результаты

Слайд 18

Проведя эксперимент с учащимися 9 класса, которым было предложено вспомнить материал по биологии за 7 класс, представленный в виде схемы. Ребята, увидев сигнал, вспоминали и пересказывали все, что по идее уже давно должны были «сдать в архив»

Слайд 19

Эффективность участия обучающихся, в оспитанников в конкурсах, олимпиадах п о географии и биологии районного, окружного, всероссийского уровней

Слайд 20

Список используемой литературы в пояснительной записке и в презентации 1. Бенькович Т. М. Опорные конспекты в обучении географии / Т. М. Бенькович . – М.: Просвещение, 1995 . 2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М .:Просвещение , 1995 . 3. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии / Н. Л. Галеева , Н. Л. Мельничук. – М.: ООО 5 за знания» 2006. 4. Громов П. А. Рисунок в обучении физической географии / П. А. Громов. – М.: Просвещение, 1979 . 5. Назарова Л. Д. Нетрадиционные уроки по физической географии / Л. Д. Назарова. М.: Творческий Центр Сфера, 2008. 6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г . К. Селевко . - М.: Народное образование, 1997 . 7. Газета «Первое сентября» 8. Журналы «Биология в школе» 9. Журналы «Методист»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках географии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...

«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)

В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а  научить детей учиться, формировать потребность в ...

«Как полюбить уроки биологии? или «Активизация познавательного интереса, как средство достижения предметных и метапредметных результатов»

В сборнике представлена система практических рекомендаций по активизации познавательного интереса на уроках биологии, как средства достижения предметных и метапредметных результатов учащихся, алгоритм...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 6класс.

СодержаниеЦель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  средней  ш...

Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения предметных и метапредметных результатов.

В современных условиях задача учителя показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметн...

Организация рабочего места учителя – средство достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся

Рабочий кабинет учителя - это универсальный, многофункциональный информационно-методический центр, используемый как в урочное, так и внеурочное время....