УМК Дискретная математика рабочая программа
методическая разработка (11 класс) на тему

Рузанкова Инна Алексеевна

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Дискретная математика" в группах, обучающихся по специальности 230701 "Прикладная информатика" на втором курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotova_rp_dis_mat.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

“Железнодорожный колледж №52»

( ГБОУ СПО ЖК №52)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА

специальности среднего профессионального образования

230701 Прикладная информатика

2013г.

Одобрена

Предметной (цикловой) Комиссией естественно научных дисциплин

Наименование комиссии

Разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования

230701 Прикладная информатика

Код, наименование профессии/специальности

Протокол №  1

От «27» августа 2013г.

Председатель предметной (цикловой)

Комиссии

                                   Рузанкова И.А.

Подпись                    ФИО

Заместитель директора по учебной работе

                                        Морковина Н.А.

Подпись                          ФИО

 Составитель (автор)

Рузанкова И.А., преподаватель

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

Рецензенты; _______________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, ОУ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дискретная математика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности 230701 «Прикладная информатика».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • применять законы и методы дискретной математики;
  • строить таблицы истинности для формул логики и упрощать формулы логики;
  • представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту;
  • выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач;
  • выполнять операции над предикатами, записывать области истинности    предикатов, формализовывать предложения с помощью логики предикатов;
  • исследовать бинарные отношения на заданные свойства;
  • выполнять операции над отображениями и подстановками, выделять структурные особенности отображений и подстановок;
  • выполнять операции в алгебре вычетов;
  • доказывать утверждения с помощью метода математической индукции;

знать:

  • основные понятия и приемы дискретной математики;
  • аппарат алгебры логики и теорию булевых функций;
  • основы теории множеств;
  • логику предикатов и бинарных отношений;
  • теорию отображений и алгебру подстановок;
  • основы алгебры вычетов;
  • метод математической индукции;

1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося  96 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

Итоговая контрольная работа

2

Итоговая аттестация в форме  экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Инженерная графика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теория множеств

26

Тема 1.1 Элементы теории множеств

Содержание учебного материала

8

Цели, задачи дисциплины. Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы.

Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности

Понятие множества. Подмножество.

Диаграммы Венна. Универсальное множество.

Операции над множествами. Бесконечные множества

Теоретико-множественные преобразования.

Декартово произведение множеств.

Практические работы:

  1. Множества. Подмножество. Универсальное множество.
  2. Операции над множествами.
  3. Решение задач с применением диаграмм Венна.
  4. Построение диаграмм Венна.
  5. Декартово произведение множеств.
  6. Отношение эквивалентности.

12

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Расчетная работа на тему: «Множества»

6

РАЗДЕЛ 2. Элементы комбинаторики

18

Содержание учебного материала

4

Основные понятия и операции комбинаторики. Факториал. Правила произведения, суммы.

Выборки без повторений, выборки с повторениями

Практические работы:

  1. Факториал. Правила произведения, суммы.
  2. Выборки без повторений.
  3. Выборки с повторениями.
  4. Задачи комбинаторики

8

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Реферат на выбранную тему.

6

РАЗДЕЛ 3.Элементы математической логики

25

Содержание учебного материала

4

Логическое высказывание. Логические связки.

Отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция; таблицы истинности. Конъюнктивно-нормальная и дизъюнктивно-нормальная формы.

Кванторы всеобщности и существования. Взаимно-обратные теоремы, противоположные теоремы, необходимое и достаточное условия. Предикат, множество истинности предиката.

Метод математической индукции, доказательство равенств и неравенств методом математической индукции.

Практические работы:

8

  1. Построение логических схем: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, импликация. 
  2. Операции над высказываниями 
  3. Предикаты, множества их истинности 
  4. Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление кроссворда на тему: «Основы математической логики»
  2. Составление кроссворда на тему: «Логика предикатов»

6

7

РАЗДЕЛ 4. Элементы теории графов

17

Содержание учебного материала

4

1

Граф, его элементы, основные определения. Подграф данного графа. Орграф. Изоморфные графы.

Матрица смежности, матрица инциденции. Вполне несвязный граф. Полный граф. Двудольный граф. Полный двудольный граф. Регулярный граф. Маршруты, цепи, простые цепи, циклы. Связный граф. Компоненты связности.

Разделяющее множество, разрез, мост (перешеек). Эйлерова цепь, эйлеров граф, полуэйлеров граф. Гамильтонов цикл, гамильтонов граф, полугамильтонов граф. Деревья.

Практические работы:

6

  1. Описание графа.
  2. Операции над графами.
  3. Матрица смежности, матрица инцидентности. Полный граф

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Расчетная работа на тему: «Теория графов»

7

РАЗДЕЛ 5. Некоторые приложения теории графов

10

Содержание учебного материала

4

        

Область приложения теории графов. Вес (длина) дуги. Кратчайший путь между двумя заданными вершинами. Алгоритм нахождения кратчайшего и длиннейшего путей (алгоритм Форда).

Постановка задачи коммивояжера. Метод ветвей и границ для решения задачи коммивояжера.

Проверка решения на оптимальность. Постановка задачи китайского почтальона, алгоритм ее решения.

Практические работы:

6

  1. Метод ветвей и границ для решения задачи коммивояжера.
  1. Проверка орграфа на эйлеровость, гамильтоновость 
  2. Применение теории графов. Решение задач

96

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-планирующая документация;        
  • рекомендуемые учебники;
  • дидактический  материал;
  • комплект учебно-наглядных пособий по математике.

Технические средства обучения:

- ПК,  мультимедиапроектор, экран (телевизор).

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

  1. Основная литература:
  1. Спирина М. С. Дискретная математика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М. С. Спирина, П. А. Спирин. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с. ISBN 5-7695-1496-5 
  2. Аляев Ю.А. Тюрин С.Ф. Дискретная математика и математическая логика. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 368 с.
  3. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. М.2010
  4. Иванов Б.И. Дискретная математика. М., Физматлит, 2011.

  1. Дополнительная литература:

  1. Редькин И. П. 33 Дискретная математика: Курс лекций для студентов-механиков. — СПб.: Издательство «Лань», 2013. —96 с.
  2. Верещагин Н. К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. - М., 2010.
  3. Лупанов О. Б. Курс лекций по дискретной математике. - М., 2011.
  4. Горбатов В. А. Фундаментальные основы дискретной математики. М.: Наука. Физматлит, 2012. 544 с.
  5. Харари Ф. Теория графов. 296 стр. 2013 год.
  6. Горбатов В.А., Горбатов А.В., Горбатова М.В. Дискретная математика 2012 , с. 447.

  1. Интерент-ресурсы:

  1.  Загадки теории вероятности: http://www-stat.stanford.edu/~susan/surprise/
  2. Математика, высшая математика, алгебра, геометрия, дискретная математика http://wdw2005.narod.ru/FM_lec.htm#_Toc179997391.  

Ресурс: http://matembook.chat.ru/ 

  1. Дискретная математика и математическая кибернетика  

Ресурс: http://mech.math.msu.su/department/dm/dmmc/index.htm 

  1. Числа Фибоначчи: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2010/Nikulin3.pdf
  2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Код формируемых профессиона-льных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

применять законы и методы дискретной математики;

ОК 2

ПК 1.1.

ПК 2.1.

оценка на практическом занятии, самостоятельной работе

строить таблицы истинности для формул логики и упрощать формулы логики;

ОК 2

ПК 1.1.

ПК 2.1.

оценка на практическом занятии, контрольной работе

представлять булевы функции в виде формул заданного типа, проверять множество булевых функций на полноту;

ПК 1.1.

ПК 2.1.

оценка на практическом занятии, тестирование

выполнять операции над предикатами, записывать области истинности    предикатов, формализовывать предложения с помощью логики предикатов;

ОК 4

ПК 2.6.

оценка на практическом занятии, при выполнении индивидуальных работ

исследовать бинарные отношения на заданные свойства;

ПК 1.3.

оценка на практическом занятии, контрольной работе

выполнять операции над отображениями и подстановками, выделять структурные особенности отображений и подстановок;

ОК 2

ОК 9

ПК 2.6.

оценка на практическом занятии, самостоятельной работе

выполнять операции в алгебре вычетов;

ОК 9

ПК 2.6.

оценка на практическом занятии, контрольной работе

доказывать утверждения с помощью метода математической индукции;

ПК 1.3.

оценка на практическом занятии

Знать:

основные понятия и приемы дискретной математики;

ОК 1

ПК 1.1.

оценка на практическом занятии, при выполнении индивидуальных заданий

аппарат алгебры логики и теорию булевых функций;

ОК 4

оценка на практическом занятии, выполнение домашнего задания

основы теории множеств;

ПК 1.3.

оценка на практическом занятии, тестирование

логику предикатов и бинарных отношений;

ОК 8

ПК 1.1.

тестирование

теорию отображений и алгебру подстановок;

ОК 2

ПК 2.6.

оценка на практическом занятии, творческое задание

основы алгебры вычетов;

ПК 2.2.

оценка на практическом занятии, домашняя работа

метод математической индукции;

ОК 5

оценка на практическом занятии, самостоятельной работе

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по математике. Рабочая программа

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса "Практикум по математике" разработана на основе федерального компонента государст-венного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05...

Рабочая программа Дискретная математика

Рабочая программа по учебной дисциплине "Дискретная математика" для специальности 230113...

УМК Математика Рабочая программа

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Математикика" по специальности 190625 "Эксплуатация транспортного электорооборудования и автоматики" на 2 курсе....

Рабочая программа по дисциплине "Дискретная математика"

Рабочая программа по дисциплине "Дискретная математика" для студентов 2 курса специальности "Компьютерные системы и комплексы"...

Программа элективного курса по математике "Элементы дискретной математики" для учащихся 8 -11 классов

Программа элективного курса «Элементы дискретной математики» составлена на основании авторской рабочей программы «Элементы комбинаторики» учителей математики кафедры естественно-математического цикла ...

Рабочая программа учебной дисциплины: Дискретная математика

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 44.02.06  Профессиональное обучение...