Внедрение новых технологий в образовательный процесс
проект на тему

Чернова Елена Михайловна

 

Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, учебные курсы), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии. Как показывает практика, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем в школе предполагает именно технологический подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

на тему : « Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

ПЛАН

I.Введение.

  1. Актуальность.
  2. Цели.
  3. Задачи проекта.
  4. Ресурсы проекта.
  5. Объект.

IIОсновная часть

   1.Программа «Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

  2. План реализации.

IIIЗаключение

IV  Литература.

Аннотация проекта

« Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

Актуальность  работы. Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, учебные курсы), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии. Как показывает практика, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем в школе предполагает именно технологический подход.

Цель проекта развитие инновационной деятельности школы по приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Проект выполняется в соответствии с Решением Педагогического совета от 04.11.2011 (протокол №3)

Полученные результаты, их научная новизна и практическая значимость  

  • в повышение уровня готовности педагогов к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования (обеспечение общедоступного качественного образования  в условиях внедрения ФГОС второго поколения, сохранения и укрепления здоровья детей в процессе образования, поддержка развития одаренности обучающихся детей и детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности);
  • в создание организационно-педагогических условий для реализации непрерывного повышения профессиональной компетентности учителей;
  • в повышение качества образовательного процесса и уровня обученности школьников;
  • в создание мобильной системы распространения инноваций в образовательном учреждении;
  • в  развитие оценочно - деятельностной  рефлексии, как основного компонента контроля.

Научная значимостьзаключена в конкретизации понятия «новые образовательные технологии» с учетом региональных особенностей системы образования, новых подходов к созданию и развитию инновационной инфраструктуры в региональной системе образования.

Практическая значимостьсостоит в разработке нормативной,

методической базы для сопровождения деятельности образовательного учреждения; сборников методических рекомендаций и методических материалов поразвитию инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Использование результатов в образовательном процессе

Разработанная в ходе реализации проекта технология системного использования в образовательном процессе современные образовательные технологии  по актуальным направлениям современного образования.

Отклики, оценка потребителей Получены положительные результаты общественно-

профессиональной экспертизы руководителей муниципального образования, учителей образовательных учреждений, участников проекта, Управляющего совета, родительской общественности  -  60 % участников высоко оценили значимость и перспективы реализации данного проекта.

Организация-исполнитель  МКОУ « Кизлярская гимназия №1»

Ответственные исполнители– заместители директора по УВР Чернова Е.М.,по НМР Яловенко Н.Г., По ВР Марченко Т.С.,по ИКТ Казиева Э.Г.

приоритетные направления проекта:

  • «Эффективные «общие» образовательные технологии, используемые в классно-урочной системе обучения» - заместители директора по УВР
  • «Управления формированием и оцениванием универсальных учебных действий» - заместитель директора по УР
  • «Предпрофильная подготовка, профильное обучение» - заместитель директора по
  • «Школа как центр творчества и развития одаренности детей», заместитель директора по
  • «Школа – территория здоровья», социальный педагог

                                                               педагог-психолог

  • «Образование детей особой заботы»  социальный педагог

                                                                       педагог-психолог

Описание проекта

« Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

Модернизация и инновационное развитие –

                                                             единственный путь, который позволит России стать

                                                                конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить

                                            достойную жизнь всем нашим гражданам.

                                                 НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

                                      ИНИЦИАТИВА «Наша новая школа»

Д.Медведев

1. Основная идея.

Реализация программы развития школы, направленной на создание комфортных условий обучения с целью организации продуктивного взаимодействия участников образовательного  процесса.

Формирование положительной учебной мотивации, потребности к самовыражению и самореализации.

Повышение качества образовательного процесса посредством инновационных подходов к решению проблем.

2. Обоснование актуальности.

   Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, учебные курсы), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии. Как показывает практика, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем в школе предполагает именно технологический подход.

   Из всего многообразия педагогических технологий в гимназии №1 ориентируются  на те, которые могут приносить результат повышения качества образовательного процесса в условиях данного образовательного учреждения- это использование ИКТ и проектного метода обучения. Методическая тема над которой работает педагогический коллектив –  «Использование ИКТ в учебном процессе  для повышения качества образования». Реальный результат современного образования определяется не только и не столько оценочным баллом ученика, а сколько  гуманизацией процесса с целью развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

    Основную  идею проекта можно  выразить  словами известного дидакта отечественной педагогики М.А.Данилова: «Главный результат образования – не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь – абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя».

  Миссия нашей гимназии  состоит:

  • в воспитании человека нового тысячелетия самоценной, саморазвивающейся личностью, способной адаптироваться и функционировать в современном обществе;
  • в развитии творческой личности на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
  • в получении качественных знаний, умений, необходимых для жизни и профессиональной карьеры, их социального самоопределения.

     Для реализации задуманного необходимо активное инновационное развитие системы школьного образования.

    Выбор  внедрения данных  новых педагогических технологий для выполнения поставленных задач обоснован тем, что образовательные технологии, интегрируясь в учебный процесс, позволяют достигать поставленных учебной программой  и стандартом целей по конкретному предмету; обеспечивают принципы личностно ориентированного подхода;  развивают творческую инициативу и самостоятельность; индивидуализируют человека и его личность.

3.Замысел проекта.

Итак, работаем над формированием личности…

   Личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. По модели, разработанной по идее И.П.Иванова, качества личности проявляют себя в различных сферах деятельности: сфера знаний, умений, навыков; сфера умственных действий; сфера эстетических и нравственных качеств; сфера действенно-практических качеств; сфера творческих качеств; сфера физического развития; сфера, отвечающая за способы умственных действий.

   Таким образом, задача педагога – умело активизировать соединение многомерных сфер, сделав их многофункциональными. Задача не простая, особенно в условиях классно-урочной системы, но достигаемая набором процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат. Иными словами, современными педагогическими технологиями.

   Изучив описательные характеристики известных педагогических технологий, мы обнаружили их единение в специфике педагогического труда:

- наличие связи с сознанием человека, с вопросами научения;

- наличие воспитательного компонента;

- необходимость учета психофизиологических особенностей.

Практика обучения и многочисленные исследования показывают, что в настоящее время необходимо отказаться от представления об учебном процессе как о процессе передачи информации. «Учим не мыслям, а мыслить.»Это, с нашей точки зрения, и основная идея ФГОС. Но массовое введение новых образовательных стандартов, в т.ч. реализация программы УУД, необязательно обеспечит получение нового образовательного результата. Учитель должен стать организатором познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом на уроке становится ученик. Существует необходимость в разработке и реализации такого образовательного подхода, где учитель сможет решить поставленные задачи, находя подход к разным категориям учеников с учетом сформированности и максимального развития их личностных сфер.

Следует определить:

  • эффективные «общие» образовательные технологии, используемые в классно-урочной системе обучения;
  • технологии управления формированием и оцениванием универсальных учебных действий;
  • технологии развития креативных способностей и одаренности обучающихся;
  • технологии, интегрирующие коррекционное образование в общее образование;
  • технологии исследовательских и педагогических групп, активно ведущих здоровьесохранную деятельность;
  • технологии предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения;
  • технологии психологического сопровождения.

   Предполагаем, что педагоги школы посредством умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий, для системного использования выберут  те, которые формируют человека, как индивидуальную личность; те, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии; те, которые позволят самостоятельно преобразовывать и конструировать учебный процесс.

В ходе развития деятельности по реализации проекта необходимо разработать и апробировать программы мониторинговых исследований, технологии оценивания результативности организуемой деятельности, т.е. обеспечить обратную связь с диагностическим  целеполаганием.

   Особая роль в реализации проекта должна быть отведена развитию информационного пространства: современной оперативной связи, работе сайта школы и сайтов классов, использованию электронного формата обмена материалами. Необходима программа информатизации образовательного учреждения.

Резюмируя замысел проекта, следует выделить научные компоненты работы:

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА: развитие высокотехнологичной системы образования на базе МКОУ КГ №1 города Кизляра,  РД.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА: процедура и содержание внедрения новыхобразовательных технологий, контроль результата.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие инновационной деятельности гимназии по приоритетным направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.На основе теоретического анализа научно-методической литературы, изучения нормативной документации выявить сущность понятия «новые образовательные технологии» и определить актуальные содержательные направления реализации замыслов.

2.На основе теоретического  анализа и изучения имеющейся инновационной практики разработать программы реализации компонентов проекта.

3.Разработать критерии контроля эффективности осуществляемой деятельности.

  Обоснование выбора методик и методов

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

- теоретические– анализ и синтез психолого-педагогической, методологической, методической литературы по проблеме проекта, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, классификация, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование;

- эмпирические– анализ продуктов деятельности проектной деятельности гимназии, социологические опросы, анкетирование, изучение и обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта, метод самооценки и экспертных оценок;

- методы математической статистики.

4.Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (мотивационно - целевой), 2011-2012 уч. год

Задачи:

  • выявление проблемы и обоснование ее актуальности;
  • проведение диагностики затруднений;
  • выявление противоречий, требующих разрешения;
  • разработка программы проекта, выбор образовательных технологий согласно основным направлениям проекта;  
  • определение групп учителей, психолога, социального педагога

представляющих инновационную практику;

  • распределение управленческих функций, обсуждение планов деятельности с потенциальными участниками проекта;

  • организация специальной подготовки участников проекта в режиме постоянно действующего консультационного семинара;
  • разработка нормативно-методического обеспечения инновационного процесса

Предполагаемый результат:

  1. Программа реализации проекта.
  2. Определение  участников  проекта.
  3. Повышение готовности участников к работе в инновационном режиме.
  4. Нормативно-методическое обеспечение реализации проекта и
  5. разработанные критерии эффективности и действенности в процессе реализации проекта.

  1. Практический этап (операционно-действенный), 2012-2013 уч.год

Задачи:

  • проектирование и реализация новых образовательных  технологии в учебно-воспитательном процессе ;
  • разработки нормативного, научно-методического сопровождения;
  • разработка планов-заданий, алгоритма представления отчетных материалов для участников проекта;
  • анализ хода работы и отслеживание промежуточных результатов,
  • отработка механизмов включения новых участников проекта,
  • организация публичной отчетности о деятельности участников проекта
  • корректировка разработанной технологии и научно-методического обеспечения
  • деятельности педагогического коллектива.

Предполагаемый результат:

  1. Разработанное нормативное, научно-методическое сопровождение.
  2. Разработанные план -задания, алгоритм представления отчетных

материалов участников проекта.

  1. Научно-методическое обеспечение деятельности коллектива гимназии.

  1. Обобщающий этап 2014год.

Задачи:

  • обработка данных,
  • соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями;
  • анализ полученных данных;
  • оформление и презентация результатов реализации проекта.

Предполагаемый результат:

  1. Аналитическая справка о результатах реализации проекта.
  2. Скорректированная в соответствии с полученными результатами модель использования новых  образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
  3. Сборники методических рекомендаций и методических материалов по развитию инновационной деятельности в процессе реализации проекта  «Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

План реализации проекта

Этапы проекта

Срок реализации

Основные мероприятия

Предполагаемый результат

Мотивационно-целевой

2011-2012 уч.год

1. Определение  приоритетных направлений

использования новых образовательных технологий.

2. Диагностику готовности ОУ к эффективному внедрению  новых моделей инновационной деятельности .

3. Общественно-педагогическую

экспертизу планируемой деятельности педагогического коллектива.

4.Формирование научно-методической базы по направлениям проекта.

1.Определены  приоритетные направления проекта:

  • «Эффективные «общие» образовательные технологии, используемые в классно-урочной системе обучения»
  • «Управления формированием и оцениванием универсальных учебных действий»,
  • «Предпрофильная подготовка, профильное обучение»
  • «Школа как центр творчества и

развития одаренности детей»,

  • «Школа – территория здоровья»,
  • «Образование детей особой заботы».

2.Наличие нормативно-правовой базы деятельности.

3.Программа информатизации.

4.Программа «Одаренные дети»

Операционно-действенный

2012-2013 уч.год

1. Апробация и системное внедрение в учебно- воспитательный процесс современных образовательных технологий:

- эффективные «общие» образовательные технологии, используемые в классно-урочной системе обучения;

- технологии управления формированием и оцениванием универсальных учебных действий;

- технологии развития креативных способностей и одаренности обучающихся;

- технологии, интегрирующие коррекционное образование в общее образование;

- технологии исследовательских и педагогических групп, активно ведущих здоровьесохранную деятельность;

- технологии предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения;

- технологии психологического сопровождения.

2.Проведение профессионально-

общественной экспертизы

проекта

3. Проведение

установочных и обучающих семинаров.

4.Приобретение оборудования для реализации инновационного проекта « Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

- автоматизированное место учителя: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор;

- мультимедийный проектор для конференцзала;

- цифровая видеокамера;

- нетбуки

-программное обеспечение по системе контроля и мониторинга качества знаний.

1.  Определены

группы участников каждого из направлений.

2. Наличие утвержденного

плана действий по реализации основных направлений проекта.

3. Программы проблемных и обучающих семинаров.

4. Страница на сайте школы « Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

5. Отчетно-аналитические

материалы участников  проекта.

6.Обеспечение условий для реализации иеервационного проекта «Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий»

Обобщающий

2014 год

1. Анализ результатов деятельности участников проекта

2. Инициирование

оценки и самооценки

участников деятельности.

3. Публикации значимых итогов деятельности.

1.Аналитические материалы,

информация о повышении

уровня компетентности

педагогов по реализации

 направления проекта «Внедрение новых технологий в образовательный процесс»

уровня развития

обучающихся

(опосредованный результат),

презентация результатов

деятельности  участниками проекта.

2.Издание методических рекомендаций по результатам реализации проекта « Внедрение новых технологий в образовательный процесс»проекта.

3.Издание методических рекомендаций по результатам реализации проекта « Внедрение новых технологий в образовательный процесс»Задачи школы:

Дать ребенку возможность строить свое образование.

Помочь каждому найти свое место в школе.

Обеспечить высокое качество образования, эффективность использования учебного времени.

Сформировать активную гражданскую позицию.

4.2. Принципы, содержание и технологии инновационной деятельности

Использование технологии развивающего обучения (далее РО) Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, инновационных разработок сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования Российской Федерации ФЭП МО РФ.

Включение ребенка в соответствующие возрасту формы получения образования.

Совместное проектирование и организация детско-взрослых событий, мероприятий.

Социализирующие проекты как часть программы.

Сетевые образовательные мероприятия сети школ Развивающего обучения как дополнительные возможности.

Партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями и учителями.

Проектирование, планирование каждого учебного года «от достигнутого».

Управление внутришкольными процессами: учения, воспитания, совместной деятельности, соответствующее требованиям инновации в обучении.

Общественно-государственное управление ресурсами: кадровыми, знаниевыми, технологическими, материальными, временными.

5.Научная и практическая значимость

Научная значимость заключена в:

  • конкретизации понятия «новые  образовательные технологии» с

учетом  особенностей системы образования, новых подходов к созданию и развитию условии реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении;

  • разработке и теоретическом обосновании использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, представленной совокупностью организационных структур и функций по осуществлению инновационной деятельности на разных уровнях образовательной деятельности;
  • определении критериев оценки эффективности использования современных образовательных технологий  в процессе  развития образовательного учреждения по приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, которая проявляется в наличии совокупности организационно-педагогических условий деятельности, и критериев действенности, выраженной в положительной

динамике по освоению современными образовательными технологиями  участниками образовательного процесса.

Практическая значимость состоит в разработке:

  • технологии эффективного использования образовательных технологий  развитием образовательного процесса по актуальным направлениям современного образования;
  •  нормативной, методической базы для сопровождения развития инновационной деятельности образовательного учреждения;
  •  программ повышения квалификации по вопросам организации инновационной деятельности на разных уровнях управления образованием и создания условий для непрерывного образования педагогов;
  •  сборников методических рекомендаций и методических материалов по развитию инновационной деятельности образовательного учреждения  в региональной системе образования.

6. Прогнозируемые результаты

  • обеспечение компетентной готовности педагогов к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования: общедоступное качественное образование  в условиях внедрения ФГОС второго поколения; сохранение и укрепление здоровья детей в процессе образования; поддержка развития одаренности обучающихся детей и детей, нуждающихся в коррекционной поддержке; актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;
  • создание организационно-педагогических условий для реализации непрерывного повышения профессиональной компетентности учителей;
  • -повышение качества образовательного процесса и уровня обученности школьников;
  • создание мобильной системы распространения инноваций в образовательном учреждении;
  •  развитие оценочно - деятельностной рефлексии педагогов и учащихся, как основного компонента самоконтроля.

7.Средства контроля промежуточных и конечных результатов проекта

  • форма плана-задания;
  • диагностический инструментарий (педагогический и психологический);
  • посещение уроков и внеурочных мероприятий;
  • системный мониторинг с возможной корректировкой деятельности;
  • протоколы заседаний школьных методических объединений;
  • аналитические справки;
  • круглые столы, проблемные семинары, совещания, педагогические советы;
  • отчет.

8.Предложения по возможному использованию и внедрению результатов проекта:

  • разработанная в ходе реализации проекта технология системного использования в образовательном процессе современные образовательные технологии  по актуальным направлениям современного образования;
  • нормативная и методическая базы по сопровождению развития инновационной деятельности в образовательном учреждении  в муниципальной  системе образования,  программы повышения квалификации по вопросам организации инновационной деятельности педагогов.
  • разработанную модель,  широкомасштабного внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий,    возможно использовать при подготовке руководящих и педагогических кадров для оперативного решения актуальных задач образования
  • разработанную модель могут использовать не только образовательные учреждения, но и специализированные подготовительные и обучающие центры.

Внедрение результатов экспериментальной работы предполагается осуществлять посредством:

  • проведение проблемных семинаров  по направлениям проекта;
  • создание информационно-образовательной среды  (электронных  портфолио, станицы на сайте школы и др.);
  • создание творческих групп  в образовательных учреждениях участников  инновационной деятельности в сфере образовательных  комплексов.
  • создания банка новых образовательных технологий, активизирующих у обучающихся потребность личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные техно...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Сегодня школа призвана формировать компетентности, которые позволят каждому выпускнику школы стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внед...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...