Проектная деятельность на уроках изо
учебно-методический материал на тему

Юшкина Марина Викторовна

Выступление на районном методическом объединении учителей изо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

 учителя изо

высшей квалификационной категории

Юшкиной Марины Викторовны

Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тему моего выступления.   

(Слайд 2) Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Отовсюду к ним поступает так много информации и учитель уже давно не является единственным источником информации.

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

   Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы школы, перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в режиме школьного эксперимента?». Инновационный поиск новых средств привел нас к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.

В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

 (Слайд 3) Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.

   Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле; совместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

    Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

   С точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания , которое позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования это задание для учащихся , сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы(цели)проекта.

  (Слайд 4)   Что требуется от учителя?

          Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

         владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

         Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

         Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

         Владение компьютерной грамотностью;

         Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

  (Слайд 5)  От учащихся требуется: 

         Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);

         Владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатка информации на принтере;

         Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.

 (Слайд 6) Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

- исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;                                                                            

 - творческие не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника);

- информационные сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;

- социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;

(Слайд 7) Классификация проектов

По степени самостоятельности учащегося 

  • исполнительские
  • конструктивные
  • творческие 

По доминирующему виду деятельности учащихся 

  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • практические,
  • игровые

По продолжительности

  • минипроекты
  • краткосрочные
  • долгосрочные

По комплексности

  • монопредметные
  • межпредметные
  • надпредметные 

 (Слайд 8) Основные характеристики проектной деятельности:

  • Наличие проблемы;
  • Планирование деятельности;
  • Работа по поиску и анализу информации;
  • Получение нового продукта;
  • Презентация полученного продукта.

(Слайд 9) Проект:

  • Проблема
  • Проектирование

(планирование)

  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Учитель помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:

  • владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
  • инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта)
  • предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала ( вместе с учеником «проживает» его проект);
  • помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское вне;
  • является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами.

Учитель не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача учителя— не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребёнком проделанного пути.

(Слайд 10) План учебного проекта  

      Тема проекта

      Название проекта

      Проблема проекта (Цель)

      Задачи проекта

      Планирование

      Проектирование-осуществление

  • Продукт – презентация

(Слайд 11) Основные этапы  проектной деятельности  

  • Погружение в проект

(определение проблематики проекта, оценка возможностей);

  • Организация деятельности

(определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения);

  • Осуществление деятельности

(реализация проекта);

  • Презентация результатов

(представление и анализ результатов).

          Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

 (Слайд 12) Продуктом  проектной деятельности в рамках предмета ИЗО могут быть: 

  •  Рисунки
  • Тематические альбомы
  • Макеты
  • Мультимедийные альбомы
  • Плакаты
  • Костюмы, маски
  • Слайд – фильмы
  • Видеосюжеты  и др.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

  • - коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
  • - личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
  • - социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других.
  • Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

 (Слайд 13) Проект на уроке изо

Предмет не  так связан со своей научной основой и носит  в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной  или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как  в классно-урочную, так и во внеурочную  деятельность учащихся.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

   (Слайд 14) По содержанию проект учащегося может быть:

  • монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

   По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • краткосрочными,
  • средней продолжительности (от недели до месяца)  
  • долгосрочными

Проект может быть индивидуальным  и    групповым

(Слайд 15)

Классификация проектов

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.

Индивидуальные проекты на уроках в   5классе:

- «Древние образы в народном искусстве»; 

- «Единство конструкции и декора в народном жилище»;

- «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;

- «Современное выставочное искусство»

- «Бал во дворце у Золушки»и др.

(Слайд 16) 

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

 -«Народные праздничные обряды»;

- «Журнал мод Василисы Прекрасной»;

- «Музей народных промыслов» и др.

(Слайд 17) 

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла. 

    Годичные или четвертные   проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.

  Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра. 

(Слайд 18) 

План работы над проектом

1.Информационный этап. 

  Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2.Плановый этап. 

   Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

3.Поисковый этап. 

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

4. Обобщающий этап. 

  Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

5.Этап представления и защиты проекта. 

  Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

6.Аналитический этап. 

    Анализируются результаты работы над проектами.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. 

Каждый проект – это творчество, это личностное знание. Он расскажет о своем создателе гораздо информированнее, чем безликая оценка.

Метод проектов я использую на уроках  изобразительного искусства и во внеклассной работе.

(Слайд 19) В начальной школе практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

(Слайд 20) В основной школе 5-7 классы проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

В зависимости от сложности темы проекта по продолжительности это мини – проекты или краткосрочные, выполняются в течение  2 – 3 уроков. 

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть коллаж, коллективная работа,  выставка, иллюстрации к сказке и т.д.

Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или всего на несколько часов. 

Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). 

В процессе творческой работы необходимо создавать ситуацию успеха, которая в свою очередь принесёт положительную динамику качества знаний учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета и повысит стимул работы.

(Слайд 20) Заключение

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения. развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

(Слайд 21) 

Как говорил Е.И.Рерих «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...