методическое объединение социальных педагогов
статья по теме

Мамчур Ирина Петровна

   тема:  Методы исследования в работе социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.obedinenie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                          Подготовила Мамчур И.П.

             Методическое объединение социальных педагогов                

                    Методы исследования в работе соц.педагога

Диагностический инструментарий соц.педа включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют всевозможные справки, отчёты, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении.

Самым распостраннёным и естественным в работе соц.педагога является метод наблюдения. Он используется для изучения для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Соц.педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявления клиента: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное научиться правильно истолковывать их социальное значение. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности её формирования.

Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. если есть необходимость, слова и поступки клиента можно записывать. Предпочтительно до начало наблюдения составить план и отметить в нём то, на что нужно обратить особое внимание.

Нередко соц.педагог прибегает к беседе. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и даёт возможность для понимания её проблем.

Анкетирование – метод сбора информации путём письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему.

По форме вопросы могут быть:

- закрытыми (проводятся вне варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);

- открытыми (не содержащими  подсказок )

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

- использовать разговорный стиль общения;

- учитывать возможности отвечающего;

- устранять влияние третьих лиц.

 Тестирования – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключём расшифровки полученных результатов и правилами их толкования.

Все методики делятся на 4-е блока в зависимости от цели которую вы себе ставите:

                                         1-й блок.

Исследование индивидуально-типологических особенностей  

                                         личности

- методика исследования личности «дом-дерево-человек» Дж. Бука;

- методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса;

- тест «несуществующее  животное»;

- тест- опросник Г. Айзенка- EPI (темперамент);

- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

- методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка;

- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;

- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда;

- методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко

                                      2-й блок.

Диагностика психологических отклонений и отклоняющего

                                     поведения

- методика определения склонности к отклоняющемуся поведению А.И. Орел;

- методика определения социально-педагогической запущенности Овчерова;

- методика диагностики склонности к суицидальному поведению;

- методика определения характеристик социальной адаптации А.К.Осницкий;

- методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С.А. Беличева.

                                    3-й блок.

Диагностика коллектива, межличностных отношений и поведений

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «социометрия» Дж. Морено;

- методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

- методика диагностики ЦОЕ учебной группы (ценностно-ориентационного единства);

- методика диагностики личностной предрасположенности к конфликтному поведению К.Томас

                              4-й блок.

Диагностика семьи и внутрисемейных отношений

- методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин;

- методика PARi  Е. Шеффер и Р. Белла «семейная жизнь глазами матери»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Социально-педагогическая поддержка семей переселенцев и их детей"

Рассмотрение понятий «мигрант», «миграция», «эмиграция», «иммиграция».Обсуждение причин миграции населения.Просмотр видеоматериала с выступлением В.В. Путина «Защитим права мигрантов».Обобщение предст...

Протоколы работы городского методического объединения социальных педагогов за 12-13 уч.год

Протоколы работы городского методического объединения социальных педагогов...

Выступление на методическом объединении "Социальное здоровье"

В выступлении представлена программа по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, для успешной социализации их в обществе....

Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...

Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»

С 2019 года в нашей школе введена новая добрая  традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность  волонтерского движе...

Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"

Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...