Выступление на педагогическом совете на тему «Технология тьюторства»
учебно-методический материал на тему

Шевченко Анна Константиновна

Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

Мне хочется рассказать об опыте внедрения в практику массовой школы технологии тьюторского сопровождения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_tyutorstva.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технология тьюторства

Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

Мне хочется рассказать об опыте внедрения в практику массовой школы технологии тьюторского сопровождения учащихся.

Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах - Оксфорде (XIIв.) и Кембридже (XIIIв.), а сейчас является основным институтом в системе образования стран Запада, особенно в англоязычных государствах. В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на лекции и семинары.

Тщательную теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Татьяна Михайловна Ковалева в 1990г. в Школе культурной политики (Москва), результатом чего стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992г. С тех пор история Томска тесно связана с историей тьюторства: здесь, начиная с 1996г., было проведено уже 13 Всероссийских научно-практических тьюторских конференций.  В результате тьюторство было введено в дошкольное и школьное образование, во многих регионах России в школах появилась ставка тьютора. В 2007 году случилось еще одна знаменательное событие: все профессионалы, реализующие тьюторские практики и участвующие в ее продвижении в России, объединились в МОО «Тьюторская Ассоциация», куда вошли представители 17 регионов РФ. И, наконец, в 2008г., благодаря усилиям Ассоциации, должность «тьютор» была введена в реестр профессий и зарегистрирована в Минюсте.

Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает. Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на поддержку родителей, готовых оплатить за тьюторство, как за дополнительную услугу или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60000 долларов в год.

Сколько тьюторов должно быть в школе?

Пока еще нигде не готовят тьюторов, есть проблема с кадрами, вряд ли любой учитель способен справиться с функциями тьютора, необходима система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.

В системе развивающего обучения предполагается, что тьютор не должен совмещать и учителя и тьютора. Тьютор – менеджер в сфере образования, новая профессия в системе образования России.

Параметры сравнения

Учитель

Классный руководитель

Тьютор

Реализуемый процесс

обучение

воспитание

самообразование

Осуществляемые функции

управление

управление

сопровождение, поддержка

Используемые методики

методики обучения

методики воспитания

рефлексия опыта самообразования

Результат

Предметная компетентность

Коммуникативная        

управленческая, социокультурная компетентности

Формирование индивидуальной ответственности за знание

Вряд ли в России сегодня есть эти условия для перехода к тьюторской технологии в полном масштабе, но это не мешает любому учителю применять тьюторские технологии в обычной школе в процессе обучения и воспитания учащегося.

Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся:

1. Учебный тьютор Деятельностью учебного тьютора охвачена группа учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.

2. Тьютор в исследовательской деятельности. Обучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.

3. Тьютор в проектной деятельности. Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование, но на первоначальном этапе все учащиеся проходят вводный курс занятий «Школы проектирования»

Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций: Позиция учителя – «Мастер», «Помощник»

Позиция ученика – «Ученик мастера», «Соавтор» Стиль руководства – поддержка.

Мотив учителя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ученика. Мотив ученика - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.

Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания. Формы учебных взаимодействий – ученик активен, сам ставит цели. Контроль и оценка – сравнение с предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг.

Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения, общения в целом, в процессе их жизни в школе. Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. Что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах моего воспитанника в результате моей деятельности. Исповедуя компетентностный подход к образованию, классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании формированию и развитию надпредметных компетенций

ЭТО:

  • Исследовательские компетенции (проекты, опыты, эксперименты).
  • Речевые компетенции (аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение)
  • Мыслительные компетенции(выделять главное, делать выводы, абстрагировать, синтезировать)
  • Ценностно-смысловые компетенции:(ставить цели, отвечать за свои решения и поступки.)
  • Общекультурные компетенции: (следить за своим здоровьем, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других).

В результате осмысления этого опыта появятся результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она облад...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Конкурс «Педагог года – 2015». Выступление на педагогическом совете на тему: «Эффективные технологии реализации ФГОС»

laquo;Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образов...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....